Цифры и факты

Россия, добывая свыше 500 млн. т нефти в год и экспортируя 2/3 этого объема, не имеет внятной статистической картины обеспечения внутреннего рынка моторным топливом.

В 2005 согласно исследованию «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» г. в России автотранспортом было потреблено 41,7 млн. т бензина, 9,1 млн. т дизельного топлива и 0,1 млн. т газобаллонного топлива.

В 2007 г. было произведено около 66 млн. т дизельного топлива и 35 млн. т автомобильного бензина, из которых 55% и 17% соответственно направлялись на экспорт. Крупнейшими потребителями бензина являются население и транспортный сектор (45% и 31% от совокупного внутреннего потребления), а дизельного топлива - сельское хозяйство, промышленность и транспортный сектор (на них приходится примерно по 5,5-6,5 млн. т, что составляет по 20-25% внутреннего потребления).

В 2010 г. по расчетам Автостата в России было потреблено 59 млн. тонн моторного топлива, причем 60% этого количества – бензины, 37% - дизтопливо, 3% - газобалонное топливо. По оценкам ИнфоТЭК для того же года, потребление моторных топлив в России составило 70,1 млн. т, из которых 32,3 млн. т приходится на бензин и 37,8 млн. т – на дизельное топливо. За 2011 год транспортные средства потребили 62,5 млн. тонн топлива. На 15 крупнейших регионов России приходится порядка 47% потребления топлива. На остальные 68 регионов – 53%. Более 70% топлива потребляется в европейской части страны.

В 2000-ые гг. производство автобензинов увеличилось на 32%, а дизельного топлива на 42%. При этом, несмотря на большую востребованность экономикой именно автомобильных бензинов, прирост их производства был наименьшим по сравнению с увеличением первичной переработки нефти и ростом выпуска других основных нефтепродуктов. По оценкам ЦЭНЭФ наиболее вырос спрос на топливо со стороны автотранспорта (на 30%.за 2005-2010 гг.).

На начало 2012 года в России насчитывалось более 42 миллионов транспортных средств, в том числе, 35 миллионов легковых автомобилей, 3,4 миллиона грузовых автомобилей и по 3,6 миллионов – автобусов и легких коммерческих автомобилей.

Большая часть стран ОЭСР и ряд крупных развивающихся имеют цены в диапазоне 1-2 $/литр. В России, США и Мексике – около 1 $/литр, в Китае – 1,3 $/литр, Япония и Бразилия – около 1,8 $/литр, в европейских странах 1,5-2 $/литр.

Росстат еженедельно выпускает мониторинг динамики производства и цен на основные нефтепродукты. За неделю с 10 по 16 сентября рост цен в Москве и Санкт-Петербурге составил 0,3%.

В настоящее время в России доля налогов в цене на топливо уже превышает 50%.

В России прибыль по всей цепочке очень высока – порядка 20-30% от конечной цены.

С маржой ниже 10% АЗС убыточны. Если к нынешним оптовым ценам прибавить минимальную 10-процентную маржу, то средние розничные цены в сентябре могут подняться, как минимум, до следующих уровней: Аи95 - 30,00 руб./л, Аи92 - 28,60 руб./л, Аи80 - 26,90 руб./л, ДТ - 30,50 руб./л.

При типичном для городских условий цикле движения регенеративное торможение может увеличить экономию топлива на 10%.

При аккуратной езде гибриды могут уменьшить потребление топлива на 30-40% в городских условиях.

В настоящее время в России 1,4 млн. автомобилей с газобаллонным оборудованием – 3,5% общего парка. 3,3% используют СУГ, 0,2 – КПГ.

При использовании СУГ выбросы оксида углерода ниже в 2-3 раза, окиси азота – в 1,2 раза, углеводородов меньше в 1,9 раза, они ниже по температуре и не содержат соединений серы. Использование газомоторного топлива сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 %.

В сравнении с бензином и дизельным топливом стоимость СУГ ниже на 30-50 %, КПГ – на 60-70%.

При использовании всех технических возможностей двигателя, коробки передач и новых технологий к 2050 г. можно ценой относительно небольших затрат повысить эффективность использования топлива на автомобилях с бензиновым двигателем на 40%.

Около 20% потребляемого автомобилем топлива используется для преодоления сопротивления качению шин.

Применение энергосберегающих шин, отличающихся слабым сопротивлением качения, это реальный способ сокращения потребления топлива на транспорте, которое для легкового автомобиля может составить 3-4%. Дополнительное снижение потребления топлива на 1-2% может быть достигнуто посредством аккуратного отслеживания давления в шинах.

Около 20% потребляемого автомобилем топлива используется для преодоления сопротивления качению шин.

Опыт экологичного вождения показывает, что с его помощью можно добиться снижения потребления топлива и, соответственно, выбросов СО2 на 10-20%.

В расчете на одного пассажира расход энергии при передвижении автобусом/троллейбусом в 5 раз меньше, чем при передвижении легковым автомобилем. Потребление энергии трамваем или поездом метро в расчете на одного пассажира более чем в 10 раз экономично, чем автомобилем.

По оценкам IEA, если бы в результате организационных мер удалось осуществить перевод 10% всего пассажирооборота в 2003 г. с легких автомобилей на автобусы (без изменения коэффициента загрузки), чистая экономия энергии в мире составила бы 3,6 млн тнэ. Это составляет примерно 5% общего потребления энергии транспортными средствами и снизило бы объем выбросов CO2 (от скважины до колеса) на 0,3 Гт.