Обзор 1. Сколько бензина потребляется в России: разнообразие оценок

На российскую транспортную систему приходится 25% конечного потребления энергоресурсов, или 94,4 млн. тонн нефтяного эквивалента (н.э.) ежегодно. Согласно недавнему исследованию ВБ/МФК по оценке потенциала энергосбережения (IV Национальное сообщение по UNFCCC«Энергоэффективность в России: Скрытый резерв» (4 Mb), Доклад МФК Группы Всемирного банка, 2008), энергопотребление в транспортном секторе может быть снижено на 38,3 млн. тонн н. э. в год, причем по большей части этот потенциал обоснован в экономическом и финансовом отношениях (95% и 84%, соответственно). Внутри транспортного сектора автомобильный транспорт характеризуется наибольшим объемом энергопотребления (48%) и наибольшим потенциалом его снижения. Структуру и динамику парка автотранспортных средств отражают следующие данные, взятые из нескольких разных источников:

Таблица 1: Автомобильный транспорт в Российской Федерации, тыс. единиц
Транспортные средства199920002001200220032004
Грузовой транспорт:
Железнодорожные вагоны в эксплуатации (среднесуточно) 427464476498498499
Весь автомобильный транспорт4 0834 1224 2184 3314 3634 470
- в т.ч. общественный152128110897157
- в т.ч. частный1 4101 5481 6781 8881 9662 118
Пассажирский транспорт:
Автобусы1121091071019386
Все легковые автомобили19 62420 24721 15222 34223 27124 091
Городской электрический транспорт: трамваи, троллейбусы,метрополитен30,230,029,729,128,728,2

Источник: IV Национальное сообщение по UNFCCC (307 Kb).

Таблица 2: НАЛИЧИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
(на конец года; тысяч штук)
 199520002005200620072008
Железнодорожный транспорт общего пользования:      
   рабочий парк грузовых 
   вагонов(в среднем в сутки)
368464499512526507
   рабочий парк пассажирских вагонов29,620,723,123,324,224,5
Автомобильный транспорт организаций всех видов деятельности:      
   грузовые автомобили293741224564459251685349
   автобусы513624778807882894
   легковые автомобили141952024725461266562940532021
Морской транспорт      
   морские суда торгового флота5,53,93,63,53,33,1
Внутренний водный транспорт      
   речные и озерные суда39,333,733,333,331,531,5
Городской электрический транспорт:      
   трамвайные вагоны13,312,110,39,99,79,4
   троллейбусы13,212,211,411,311,211,2
   вагоны метрополитена5,75,86,16,26,36,3
Гражданские воздушные суда8,06,55,55,65,65,9

Источник Транспорт в России - 2009г. Федеральная служба государственной статистики.

Таблица 3: ПАРК АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
(на конец года; тысяч штук)
199520002005200620072008
Грузовые автомобили - всего293741224848492951685349
        в том числе:      
   общего пользования1)31912850444138
   в собственности граждан79815482300244026272818
Автобусы - всего513624792824882894
       в том числе:      
   эксплуатационные автобусы 
   общегопользования1)

128

109
79726964
   в собственности граждан...183333365399411
Легковые автомобили - всего141952024725570267942940532021
       в том числе всобственности      
   граждан136881906124125252822775530300

1) С 2000 г. - без субъектов малого предпринимательства.

Источник Транспорт в России - 2009г. Федеральная служба государственной статистики

Транспорт потребляет более 17 % конечной энергии в России [см. напр., «Как расходуется энергия внутри РФ?»,], и эта доля постоянно растет. Автомобильный транспорт в отдельности дает более 10 % общего объема энергопотребления в России [см. напр., Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемкости выбросов парниковых газов. McKinsey & Company, 2009]. Если не будут предприняты целенаправленные меры по сокращению выбросов, ежегодное увеличение количества автомобилей на 3,5% вызовет к 2030 г. повышение уровня потребления топлива, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ более чем вдвое (39 Kb).

Источники информации о производстве и потреблении нефтепродуктов в России.

В России официальная информация о производстве и потреблении бензина и других нефтепродуктов собирается и готовится Росстатом и ЦДУ ТЭК.

Не смотря официальный статус информации, охват и качество данных, предоставляемых этими организациями, участниками рынка востребованы и другие подходы к сбору данных и производстве, потреблении и распределении нефтепродуктов. Поэтому отдельные консалтинговые информационные агентства представляют данные в несколько других разрезах. Это связано как с отдельными недостатками данных Росстата и ЦДУ ТЭК, так и с потребностью лучше понимать рынок. Например, государственными учреждениями объединяются в один продукт различные товарные категории с различающимися рынками, а в данных ЦДУ ТЭК слабо представлен сегмент розничной реализации. У ряда экспертов есть претензии к качеству балансов. Кроме того, на всех уровнях признается наличие серой нефтепереработки и «разбавления» бензина на АЗС, что, естественно не отражено в официальной статистике, а для участников такая информация может быть полезна, и позволяет иметь непротиворечивую картину рынка.

1. Данные Росстата.

Росстат предоставляет информацию бесплатно в рамках утвержденного плана статистических работ. Данные о производстве отражаются в статсборниках «Российский статистический ежегодник», «Промышленность России» и др. (см. табл.4).

Табл. 4. Производство важнейших видов нефтепродуктов, млн. т
 199520002005200620072008200920102010/2000, %
Первичная переработка нефти182173208220229237237250145%
Бензин автомобильный28,127,232,034,435,135,635,836,0132%
Топливо дизельное47,349,260,064,266,368,967,270,0142%
Мазут топочный (валовой выпуск)61,448,256,759,362,763,964,469,6144%

Как можно видеть из табл. 4, в 2000-ые гг. производство автобензинов увеличилось на 32%, а дизельного топлива (ДТ) на 42%. При этом, несмотря на большую востребованность экономикой именно автомобильных бензинов, прирост их производства был наименьшим по сравнению с увеличением первичной переработки нефти и ростом выпуска других основных нефтепродуктов.

Данные о потреблении моторных топлив представлены в Топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) и отдельных статистических формах, не доступных широкой публике. В ТЭБе, опубликованном в «Российском статистическом ежегоднике», нефтепродукты отображены вместе с другими продуктами топливопереработки и не разделены по видам (см. табл.5, столбец, включающий нефтепродукты выделен серым фоном ).

обрабатывающие производства
Табл.5. Баланс энергоресурсов за 2009 г., млн. тонн условного топлива (тут)
 Природное топливоиз негоПродукты переработ-
ки топлива
Горючие побочные энергоре-
сурсы
Электро-
энергия
Тепло-энергияИз общего объема
топливно-
энергетичес-
ких ресур-
совкотель-
но-печное
топливо
нефть, включая
газовый конденсат
газ естест-
венный
уголь
Ресурсы
   Добыча (производство) - всего1587,3706,8673,8202,1396,923,7341,7202,7990,4
       в том числе без потерь1)1564,0704,7671,0183,7396,923,7341,7202,7967,1
   Изменение запасов у поставщиков8,8-2,37,24,0-0,5---10,6
   Изменение запасов у потребителей:3,6-0,10,43,31,3---5,1
   Импорт29,42,69,517,21,7-1,1-27,5
   Итого ресурсов1605,8705,0688,1208,2399,423,7342,8202,71010,3
Распределение
   Экспорт620,4355,9187,576,9189,60,06,20,0346,9
   Общее потребление - всего985,4349,0500,6131,3209,823,7336,6202,7663,4
     в том числе на конечное потребление180,70,6164,113,3150,814,9297,8187,4252,6
Из общего объема конечного потребления - потреблено в организацияхотдельных видов экономической деятельности и населением:
   сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство1,80,021,30,19,20,15,24,12,0
    добыча полезных ископаемых15,30,414,60,45,20,038,15,716,0
    обрабатывающие производства46,00,142,03,752,414,3102,167,3108,6
    производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды5,40,01,83,51,40,439,07,96,0
   строительство1,20,011,10,14,70,03,71,51,4
   транспорт и связь40,30,0339,90,426,40,0229,44,641,7
   прочие виды экономической деятельности7,10,023,82,314,40,137,721,57,9
   население63,60,059,52,836,00,042,674,668,3

В специальных закрытых для широкой публике статформах приводится подробный баланс нефтепродуктов по видам. В таблице 6 представлены балансы для автомобильного бензина и дизтоплива за 2007 г.

Конечное потребление в качестве моторного топливаДоля транспорта в конечном потребленииДоля промышленности в конечном потреблении
Табл. 6. Основные показатели баланса моторных топлив в 2007 г.1
 Используемые как моторные топлива, всегоТопливо дизельноеБензин автомобильныйПрочие виды
 тыс. туттыс. ттыс. ттыс. т
ПРОИЗВОДСТВО162 35166 30135 0979 471
Изменение запасов-191-38-16675
Чистый экспорт-64 735-36 790-5 992-1 674
в т.ч. чистый экспорт в СНГ-5 579-2 373-1 4350
ПОТРЕБЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ97 11329 44028 7577 875
Прочее потребление3 4121 90011436
93 70127 54028 7467 440
в том числе по видам деятельности:
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство ирыбоводство9 7005 4741 17113
Добыча полезных ископаемых5 7803 66522094
Обрабатывающие производства5 6152 5661 131142
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды1 5515744802
Строительство4 1812 3714918
Транспорт и связь28 1006 1798 9383 962
Прочие14 2483 0903 3943 205
Отпуск населению24 5263 62212 92214
Доля экспорта от производства40%55%17%18%
30%22%31%53%
14%25%6%3%
Доля населения в конечном потреблении26%13%45%0%

1 Приводится с некоторыми погрешностями и сокращениями.

В 2007 г. было произведено около 66 млн. т дизельного топлива и 35 млн. т автомобильного бензина, из которых 55% и 17% соответственно направлялись на экспорт. Крупнейшими потребителями бензина являются население и транспортный сектор (45% и 31% от совокупного внутреннего потребления), а дизельного топлива - сельское хозяйство, промышленность и транспортный сектор (на них приходится примерно по 5,5-6,5 млн. т, что составляет по 20-25% внутреннего потребления). Структура потребления моторных топлив по видам транспорта (без учета личного автотранспорта) представлена на рис. Ниже.

Рис. 1. Структура потребления ДТ (слева) и бензина (справа) по видам транспорта, 2007 г.

2. Данные ЦДУ ТЭК.

ЦДУ ТЭК предоставляет данные на платной основе. По нефтеперерабатывающей промышленности список доступных отчетных форм:

Акцент в силу ведомственной принадлежности ЦДУ ТЭК (это ФГУП с подчинением Минэнерго РФ) сделан на сфере производства и отпуска в части крупных или регулируемых государством компаний и объектов. Например, форма по производству автомобильных бензинов выглядит так:.

"ЦДУ ТЭК" - единственное предприятие в России, осуществляющее в круглосуточном режиме сбор и обработку первичной оперативной информации производственного характера о состоянии всех отраслей ТЭК. Это базовое информационно-аналитическое подразделение Минэнерго России, обеспечивающее министерство, а также другие органы государственной власти и организации отрасли оперативными и актуальными данными.

Предприятие было создано в марте 1985 году как "ЦДУ нефтяной промышленности" Миннефтепрома СССР. Первоначально оно представляло из себя единый центр текущего контроля за состоянием производства в нефтяной отрасли для принятия последующих оперативных административных и организационных решений. Начиная с 1999 года предприятие получило статус основного центра оперативной информации всей топливно-энергетической отрасли Российской Федерации.

Самый большой блок материалов - "Оперативные данные по отраслям ТЭК" - включает в себя несколько сотен информационных документов, в которых содержатся сведения о предприятиях нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной и электроэнергетической отраслей.

Ниже представлено несколько таблиц, характеризующих представляемую ЦДУ ТЭК информацию в части отгрузки и поставки в регионы нефтепродуктов (Таблицы приводятся с некоторыми незначительными изъятиями).

Табл.7. Отгрузка автобензина с НПЗ России в декабре 2010 года, тыс. т
Нефтяная компания, НПЗОтгрузка автобензина
на внутренний рынокна экспорт
ВСЕГО2 679,3230,4
ОАО 'НК 'РОСНЕФТЬ'538,929,0
ООО 'РН - Комсомольский НПЗ'32,50,0
ООО 'РН - Туапсинский НПЗ'21,90,0
Самарская группа НПЗ252,37,6
Ачинский НПЗ116,21,5
Ангарская НХК116,019,9
ОАО 'Московский НПЗ' (МНК)188,10,0
ОАО 'Салаватнефтеоргсинтез'23,724,0
НПЗ ЗАО 'ТАИФ-НК'50,50,5
ОАО АНК 'Башнефть'389,13,6
Уфимская группа НПЗ389,13,6
ОАО 'ЛУКОЙЛ'425,00,0
Волгограднефтепереработка106,40,0
Пермнефтеоргсинтез129,20,0
Ухтанефтепереработка39,10,0
Нижегороднефтеоргсинтез150,30,0
ОАО 'Сургутнефтегаз'105,167,2
Киришинефтеоргсинтез105,167,2
ОАО 'Газпром нефть'200,567,8
Омский НПЗ200,567,8
ОАО 'НК 'РуссНефть'37,630,0
Орскнефтеоргсинтез37,630,0
ОАО "Хабаровский НПЗ"32,90,0
ОАО 'НГК 'Славнефть'178,28,1
Ярославские НПЗ178,28,1
ОАО 'ТНК-BP Холдинг'318,40,0
Рязанская НПК235,90,0
Саратовский НПЗ82,50,0
РАО 'Газпром'191,30,2
Табл. 8. Поставка нефтепродуктов по системе АК "Транснефтепродукт" на внутренний рынок и экспорт в декабре 2010 г., тыс. т
РегионАвтобензинДизельное топливо
ВСЕГО поставлено:216,02220,2
   
Российским потребителям206,0468,5
в том числе:  
ОАО "НК "Роснефть"45,7252,0
Самарская область33,25,9
Тамбовская область0,023,1
Воронежская область0,074,5
Липецкая область0,010,4
Орловская область0,021,8
Брянская область0,032,0
Белгородская область0,012,6
Ульяновская область2,24,0
Пензенская область0,012,8
Красноярский край1,83,7
Иркутская область5,62,3
Томская область0,00,6
Республика Хакасия0,00,0
Алтайский край0,53,5
Кемеровская область0,634,2
Курганская область1,83,4
Мурманская область0,00,0
   
ОАО "Газпром нефть"18,923,3
Новосибирская область18,923,3
   
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ"31,515,5
Челябинская область15,512,2
Нижегородская область16,01,9
Владимирская область0,01,4
   
ОАО "МНК"85,489,2
МОСКОВСКАЯ85,489,2
   
ОАО "ТНК-ВР Холдинг"2,913,4
Приморский край0,30,4
Читинская область2,60,3
Калужская область0,04,1
Тульская область0,07,1
Рязанская область0,01,5
   
ОАО "Сургутнефтегаз"0,021,6
Ленинградская область0,021,6
   
Прочие21,653,5
Республика Татарстан0,031,9
Республика Башкортостан21,619,8
Республика Мордовия0,01,8
   
На экспорт10,01751,7
в том числе:  
ОАО "НК "Роснефть"0,0292,0
ОАО "Башнефтехим"10,0327,2
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"0,050,9
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ"0,0154,3
ОАО "Тюменская НК"0,0165,3
ОАО "МНК"0,043,3
ОАО "Сургутнефтегаз"0,0208,9
ОАО "Татнефть"0,039,5
ОАО "Газпром нефть"0,0269,0
ОАО "Славнефть-ЯНОС"0,0201,4
Табл. 9. Отгрузка автобензина и дизельного топлива сельхозпроизводителям России в июле 2010 г., тыс. т
Нефтяная компания, регионОтгрузка
автобензинадизельного топлива
ВСЕГО по РОССИИ:12,2893,70
в том числе:  
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ"4,6719,24
Владимирская область0,020,10
Волгоградская область2,246,54
Вологодская область0,211,31
Кировская область0,321,35
Краснодарский край0,140,63
Мурманская область0,010,02
Нижегородская область0,351,45
Пермский край0,261,69
Республика Коми0,030,09
Республика Марий Эл0,040,10
Ростовская область0,211,58
Саратовская область0,01 
Свердловская область0,000,08
Удмуртская Республика0,571,69
Челябинская область0,262,61
   
ОАО "Сургутнефтегаз"0,584,74
Калининградская область0,061,29
Ленинградская область0,261,61
Новгородская область0,020,25
Псковская область0,151,01
Тверская область0,090,59
   
ОАО "НК "Роснефть"5,2053,30
Алтайский край2,4010,85
Краснодарский край1,5725,16
Курганнефтепродукт0,251,49
Смоленская область0,090,70
Ставропольский край0,8915,10
   
ОАО "Тюменская НК"0,546,65
Калужская область0,161,56
Тульская область0,375,09
   
ОАО "Башкирнефтепродукт"1,309,76
Республика Башкортостан1,309,76
Табл. 10. Отгрузка нефтепродуктов нефтяными компаниями в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2010 г.

Отгрузка
автобензинадизельного топливаавиакеросинамазута
Декабрь 20102010Декабрь 20102010Декабрь 20102010Декабрь 20102010
ВСЕГО ПО РФ14,9296,930,0826,42,776,192,9918,9

Оценки потребления моторного топлива, подготовленные другими организациями.

Качество данных по потреблению жидкого топлива (бензина и дизельного топлива) в России оставляет желать лучшего. Известно, что в этой сфере учет не только искажен, но и, в значительной степени, фальсифицирован теневым оборотом нефтепродуктов. Например, в начале 2000-х в Архангельской области учтенный статистикой рост потребления топлива автотранспортом составил менее 1%, при учтенном росте парка автомобилей за тот же период более 6,3% в год. Масштабы теневого сектора в производстве и потреблении топлива оценить невозможно, т.к. отчетность по светлым нефтепродуктам практически отсутствует и все скрывают свои поставки, свой отпуск. По оценкам специалистов Минприроды «серая» добыча нефти в стране может составить «несколько миллионов тонн в год».

Объем потребления моторных топлив в России оценивает ряд агентств и институтов, применяя собственные методики расчетов. Такие оценки во многом базируются на официальной информации. К ней информационные агентства добавляют собственную информацию или методику обработки официальных данных, проводят корректировку или согласование, ориентируют свои информационные продукты под запросы участников рынка. В результате получается более дробное разделение на продукты, чем у Росстата или ЦДУ ТЭК, досчеты для учета нелегальной части рынка, дополнительные уровни баланса. Ниже представлены некоторые из таких оценок.

3. ИнфоТЭК-Консалт

ИнфоТЭК-Консалт является одной из лидирующих компаний в области маркетинговых исследований, аналитики и прогнозов рынков углеводородного сырья, нефтепродуктов, нефтехимии и продукции газопереработки. В работе используются как официальная статистика, так и данные независимых источников.

По оценкам ИнфоТЭК, потребление моторных топлив в России в 2010 г. составило 70,1 млн. т, из которых 32,3 млн. т приходится на бензин и 37,8 млн. т – на дизельное топливо.

Кроме того, в журналах регулярно приводится статистика по потреблению бензина и дизельного топлива по регионам. Так в 2010 г. имело место следующее распределение.

Табл. 11. Потребление автобензина и дизельного топлива по федеральным округам в 2010 г., тыс. т
 АвтобензинДизельное топливо
Центральный Федеральный округ9 8348 888
Северо-Западный Федеральный округ3 2204 111
Приволжский Федеральный округ6 9496 145
Южный Федеральный округ2 9773 679
Северо-Кавказский Федеральный округ1 034320
Уральский Федеральный округ3 1463 537
Сибирский Федеральный округ4 2915 218
Дальневосточный Федеральный округ1 2462 296
Всего по РФ32 69734 194

Рис.2. Структура потребления автобензина (слева) и дизельного топлива (справа) по ФО.

Табл. 12. Потребление моторных топлив в 2010 в ЦФО, ПФО и УФО.
 АвтобензинДизельное топливо
Центральный Федеральный округ9 8348 888
Белгородская область242251
Брянская область130313
Владимирская область275182
Воронежская область481988
Ивановская область17077
Калужская область254184
Костромская область7880
Курская область175155
Липецкая область215277
Московская область и Москва6 1154 167
Орловская область96164
Рязанская область402319
Смоленская область175387
Тамбовская область193278
Тверская область144258
Тульская область258243
Ярославская область431565
Приволжский Федеральный округ6 9496 145
Кировская область249189
Нижегородская область723366
Оренбургская область400531
Пензенская область167193
Пермский край554441
Республика Башкортостан1 066731
Республика Марий Эл6920
Республика Мордовия9252
Республика Татарстан9261 103
Самарская область1 6881 697
Саратовская область500521
Удмуртская республика243161
Ульяновская область12663
Чувашская республика14677
Уральский Федеральный округ3 1463 537
Курганская область187145
Свердловская область993618
Тюменская область5801 030
Ханты-Мансийский АО481771
Ямало-Ненецкий АО73424
Челябинская область832549

В презентации (3.01 Mb) (см. рис. ниже) приводятся интересные данные исследования журнала ИнфоТЭК об оценке потребления моторного топлива в Новгородской области на основе разных источников данных. Характерно, что все 4 оценки сильно не совпадают, а крайние оценки различаются в два раза.

Рис. 3 Различия оценок потребления бензина в Новгородской области

Рис. 3 Различия оценок потребления бензина в Новгородской области по данным разных организаций.

Также в презентации приводится перечень информационных агентств и исследовательских компаний, представляющих различные оценки рынка нефти и нефтепродуктов и отдельно отмечается дороговизна предлагаемой информации основного отраслевого агентства ЦДУ ТЭК. Так за предоставление всех своих данных в 2009 г. ЦДУ ТЭК запрашивала 1,6 млн. долл.

4. Центр по Эффективному использованию Энергии (ЦЭНЭФ)

В ЦЭНЭФ разработана модель Единого Топливно-Энергетического Баланса (ЕТЭБ), интегрирующего балансы производства и потребления отдельных энергоносителей, на основе чего можно представить энергетическую ситуацию в регионе и стране (508 Kb).

Комментарий И.А.Башмакова по методике построения ЕТЭБ и проблеме корректного учета потребления энергоресурсов был дан в первом консолидированном обзоре «Проблемы корректной оценки энергоемкости ВРП»:

Составление регионального топливного и энергетического баланса базируется на признанной и широко распространенной международной методике, в формате Международного Энергетического Агентства (МЭА). Ситуация в энергетическом секторе региона описывается при помощи модели МЭА, с учетом специфических особенностей российской энергетической статистики. В том числе баланс строится и для моторных топлив. Для этого привлекаются следующие формы статистического учета Росстата:

  • «11-ТЭР» (использование топлива, тепловой энергии и электроэнергии). Эта форма становится основной после перехода на ОКВЭД
  • «4-топливо» (сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов);

Очевидно, что при такой схеме оценок не учитывается теневой оборот нефтепродуктов. Кроме того, некоторые формы дают противоречивую информацию. Часто источник противоречий – разная сфера охвата потребителей. Например, не все организации отчитываются по полному перечню форм – по основной форме «11 ТЭР» отчитываются только организации с потреблением топливно-энергетических ресурсов выше 10 тут в год. Поэтому данный источник дает представление об основной, но не полной картине энергопотребления, вследствие чего требуются дополнения и корректировки данных.

Отличительной чертой ЕТЭБ является расчет потребления моторного топлива автомобилями не только на основе отраслевых отчетных данных о производстве-потреблении нефтепродуктов, но и учет динамики автопарка и его технических характеристик.

Единый Топливно-Энергетический Баланс России за 2005 год, включающий баланс моторных топлив представлен в публикации ЦЭНЭФ «Энергоэффективность в России: Скрытый резерв» (4 Mb). Согласно этому балансу, в 2005 г. в России автотранспортом было потреблено 41,7 млн. т бензина, 9,1 млн. т дизельного топлива и 0,1 млн. т газобаллонного топлива.

ЕТЭБ за 2007 г. приведен в Госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»

ЕТЭБ за 2010 г. представлен в новой работе ЦЭНЭФ (924 Kb).

Табл. 13. Динамика потребления нефтепродуктов по ЕТЭБ, тыс. т
 2005200720102010/2005
Конечное потребление126 012128 507131 661104%
в том числе:    
Добывающая и обрабатывающая промышленность5 6635 6556 476114%
Транспорт - всего75 43395 47697 051129%
в том числе:    
железнодорожный4 0763 8073 17778%
трубопроводный57258121212%
автомобильный (включая личный)64 10778 97183 552130%
прочий транспорт7 19312 44010 202142%
Сельское хозяйство4 3764 5793 50580%
Неэнергетические нужды37 39520 48423 10662%
Прочие3 1462 3131 52348%
Доля транспорта в конечном потреблении60%74%74% 
Доля автотранспорта в конечном потреблении51%61%63% 
Доля автотранспорта в транспорте85%83%86% 

Как видно из табл. 13 по оценкам ЦЭНЭФ наиболее значимым и динамичным сектором является автотранспорт – за 2005-2010 гг. он увеличился на 30%. При этом происходит увеличение доли автотранспорта в конечном потреблении топлива в России.

5. Петромаркет

Исследовательская группа «Петромаркет» – независимая частная компания, созданная в 2002 г., сферой интересов которой являются рынки нефти и газа Российской Федерации и стран СНГ. Основное направление деятельности – комплексная (информационно-аналитическая, консалтинговая и программная) поддержка маркетинговой деятельности в нефтегазовом бизнесе.

Петромаркет разработал и поддерживает систему ежемесячных балансов спроса и предложения углеводородного сырья и продуктов его переработки, в том числе моторных топлив. Для этого используется следующая статистика:

  • Государственная
  • Отраслевая
  • Таможенная
  • Транспортная
  • Корпоративная
  • Региональная

Оценка спроса на жидкие топлива получается как разность статистических данных предложения и изменения запасов на НПЗ. При этом для оценки спроса на внутреннем рынке необходимо вычесть таможенные данные о величине экспорта жидких топлив. Общая схема расчетов изображена на рисунке (красным цветом отмечены расчетные блоки), а развернутый баланс содержит около 1000 строк.

Петромаркет отмечает следующие недостатки системы статистической информации в России:

  • Неудовлетворительная статистика потребления нефтепродуктов в РФ, особенно в отраслевой и региональной разбивке.
  • Отсутствует ежемесячная и ежеквартальная статистика потребления нефтепродуктов.
  • Неудовлетворительная статистика изменения запасов нефтепродуктов.
  • Неудовлетворительная классификация продуктов.

    Источник. (935 Kb)

6. Автостат

Компания Автостат получает исходные данные через ГИБДД, и на их основе анализирует структуру и показатели автомобильного парка России с разделением по типу транспортного средства, марки/модели, типа потребляемого топлива и соответствия евронормам. Для определения потребления топлива по территории России Автостат применяет расчетный метод, исходя из полученных параметров парка и ряда экспертных оценок, как например среднегодовой пробег автомобиля.

При этом Автостат искусственно досчитывает некоторое количество «нелегального» бензина, однако точные его объемы назвать никто не может. В 2010 г., по расчетам Автостата, в России было потреблено 59 млн. тонн моторного топлива, причем 60% этого количества – бензины, 37% - дизтопливо, 3% - газобалонное топливо. Однако в расчетах не учитывается автопарк Министерства обороны, МВД, МЧС, сельхозтехника, внедорожная техника и др., т.к. они не ставятся на учет в ГИБДД и не попадают в исходные данные. При этом достоверной и открытой статистики по парку военной техники попросту нет. Аналогичная проблема с сельхозтехникой, когда даже ответственные ведомства затрудняются с оценкой парка техники, эксплуатируемой российскими сельхозпроизводителями.

Источник: ИнфоТЭК №12 за 2010

Большая часть исследований Аналитического агентства «Автостат» посвящена автомобильному рынку. Оценки потребления моторных топлив рассчитываются на основе автопарка. Следует отметить, что такие оценки не противоречат данным официальных источников и пользуются доверием участников рынка. Компания «Автостат» дает наибльшую среди других агентств оценку потребления газобаллонного топлива.

На начало 2012 года в России насчитывалось более 42 миллионов транспортных средств, в том числе, 35 миллионов легковых автомобилей, 3,4 миллиона грузовых автомобилей и по 3,6 миллионов – автобусов и легких коммерческих автомобилей.

За 2011 год транспортные средства потребили 62,5 млн. тонн топлива. На 15 крупнейших регионов России приходится порядка 47% потребления топлива. На остальные 68 регионов – 53%.

Более 70% топлива потребляется в европейской части страны.

Источник.

7. Интерфакс-ЭРА

Для оценки потребления автомобильного топлива в регионах Интерфакс-ЭРА привлекают данные в разрезе всех субъектов Российской Федерации, разрабатываемые несколькими организациями – Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике (ЗАО «АПБЭ»), Независимым экологическим рейтинговым агентством (АНО «НЭРА»), Институтом энергетической стратегии.

Для оценки потребления моторного топлива привлекаются расчеты объемов выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта. Методика оценки автомобильных выхлопов базируется на данных о структуре автомобильного парка, выборочном мониторинге интенсивности движения и вычислении суммарного пробега. От этих же величин зависит и количество сожженного топлива.

При этом оценка по автомобильному выхлопу должна быть меньше, чем данные о продажах бензина и солярки, поскольку, помимо автотранспорта, это топливо используют другие виды моторов (маломерный флот, снегоходы, домашние генераторы электроэнергии, некоторые виды строительных и бытовых инструментов). Однако, согласно проделанным расчетам, в подавляющем большинстве регионов страны только автотранспорт потребляет топлива в полтора-два раза выше, чем это учтено статистикой продаж.

Отношение оценок потребления автомобильного топлива по выхлопу/по статотчетности

Только в пяти регионах оценка потребленного топлива по автомобильным выхлопам меньше, чем данные реализации топлива, хотя именно так должно быть везде из-за потерь и непрофильного использования части топлива. Характерен список регионов, в которых оценка потребления топлива по пробегу и выхлопу автомобилей ниже, чем по статистике продаж: Магаданская область, Камчатский край, Чукотский округ, Республики Саха-Якутия и Карелия. Четыре региона из этой группы снабжаются нефтепродуктами через систему «северного завоза», когда объем поставок товаров дополнительно контролируется.

На другом конце распределения по отношению выхлоп/учтенное топливо находится небольшая группа регионов, в которых это соотношение резко превышает среднюю для страны «норму». Этот «перегиб» кривой распределения приходится на значение 2,5. Модальное же значение этого показателя равно 2, что означает, что для большей части регионов России не учитывается как минимум половина потребленных моторных топлив.

Источник. (1.64 Mb)