Обзор 1. Сколько бензина потребляется в России: разнообразие оценок
На российскую транспортную систему приходится 25% конечного потребления энергоресурсов, или 94,4 млн. тонн нефтяного эквивалента (н.э.) ежегодно. Согласно недавнему исследованию ВБ/МФК по оценке потенциала энергосбережения (IV Национальное сообщение по UNFCCC«Энергоэффективность в России: Скрытый резерв» (4 Mb), Доклад МФК Группы Всемирного банка, 2008), энергопотребление в транспортном секторе может быть снижено на 38,3 млн. тонн н. э. в год, причем по большей части этот потенциал обоснован в экономическом и финансовом отношениях (95% и 84%, соответственно). Внутри транспортного сектора автомобильный транспорт характеризуется наибольшим объемом энергопотребления (48%) и наибольшим потенциалом его снижения. Структуру и динамику парка автотранспортных средств отражают следующие данные, взятые из нескольких разных источников:
Транспортные средства | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Грузовой транспорт: | ||||||
Железнодорожные вагоны в эксплуатации (среднесуточно) | 427 | 464 | 476 | 498 | 498 | 499 |
Весь автомобильный транспорт | 4 083 | 4 122 | 4 218 | 4 331 | 4 363 | 4 470 |
- в т.ч. общественный | 152 | 128 | 110 | 89 | 71 | 57 |
- в т.ч. частный | 1 410 | 1 548 | 1 678 | 1 888 | 1 966 | 2 118 |
Пассажирский транспорт: | ||||||
Автобусы | 112 | 109 | 107 | 101 | 93 | 86 |
Все легковые автомобили | 19 624 | 20 247 | 21 152 | 22 342 | 23 271 | 24 091 |
Городской электрический транспорт: трамваи, троллейбусы,метрополитен | 30,2 | 30,0 | 29,7 | 29,1 | 28,7 | 28,2 |
Источник: IV Национальное сообщение по UNFCCC (307 Kb).
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Железнодорожный транспорт общего пользования: | ||||||
рабочий парк грузовых вагонов(в среднем в сутки) | 368 | 464 | 499 | 512 | 526 | 507 |
рабочий парк пассажирских вагонов | 29,6 | 20,7 | 23,1 | 23,3 | 24,2 | 24,5 |
Автомобильный транспорт организаций всех видов деятельности: | ||||||
грузовые автомобили | 2937 | 4122 | 4564 | 4592 | 5168 | 5349 |
автобусы | 513 | 624 | 778 | 807 | 882 | 894 |
легковые автомобили | 14195 | 20247 | 25461 | 26656 | 29405 | 32021 |
Морской транспорт | ||||||
морские суда торгового флота | 5,5 | 3,9 | 3,6 | 3,5 | 3,3 | 3,1 |
Внутренний водный транспорт | ||||||
речные и озерные суда | 39,3 | 33,7 | 33,3 | 33,3 | 31,5 | 31,5 |
Городской электрический транспорт: | ||||||
трамвайные вагоны | 13,3 | 12,1 | 10,3 | 9,9 | 9,7 | 9,4 |
троллейбусы | 13,2 | 12,2 | 11,4 | 11,3 | 11,2 | 11,2 |
вагоны метрополитена | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,3 |
Гражданские воздушные суда | 8,0 | 6,5 | 5,5 | 5,6 | 5,6 | 5,9 |
Источник Транспорт в России - 2009г. Федеральная служба государственной статистики.
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Грузовые автомобили - всего | 2937 | 4122 | 4848 | 4929 | 5168 | 5349 |
в том числе: | ||||||
общего пользования1) | 319 | 128 | 50 | 44 | 41 | 38 |
в собственности граждан | 798 | 1548 | 2300 | 2440 | 2627 | 2818 |
Автобусы - всего | 513 | 624 | 792 | 824 | 882 | 894 |
в том числе: | ||||||
эксплуатационные автобусы общегопользования1) | 128 | 109 | 79 | 72 | 69 | 64 |
в собственности граждан | ... | 183 | 333 | 365 | 399 | 411 |
Легковые автомобили - всего | 14195 | 20247 | 25570 | 26794 | 29405 | 32021 |
в том числе всобственности | ||||||
граждан | 13688 | 19061 | 24125 | 25282 | 27755 | 30300 |
1) С 2000 г. - без субъектов малого предпринимательства.
Источник Транспорт в России - 2009г. Федеральная служба государственной статистики
Транспорт потребляет более 17 % конечной энергии в России [см. напр., «Как расходуется энергия внутри РФ?»,], и эта доля постоянно растет. Автомобильный транспорт в отдельности дает более 10 % общего объема энергопотребления в России [см. напр., Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемкости выбросов парниковых газов. McKinsey & Company, 2009]. Если не будут предприняты целенаправленные меры по сокращению выбросов, ежегодное увеличение количества автомобилей на 3,5% вызовет к 2030 г. повышение уровня потребления топлива, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ более чем вдвое (39 Kb).
Источники информации о производстве и потреблении нефтепродуктов в России.
В России официальная информация о производстве и потреблении бензина и других нефтепродуктов собирается и готовится Росстатом и ЦДУ ТЭК.
Не смотря официальный статус информации, охват и качество данных, предоставляемых этими организациями, участниками рынка востребованы и другие подходы к сбору данных и производстве, потреблении и распределении нефтепродуктов. Поэтому отдельные консалтинговые информационные агентства представляют данные в несколько других разрезах. Это связано как с отдельными недостатками данных Росстата и ЦДУ ТЭК, так и с потребностью лучше понимать рынок. Например, государственными учреждениями объединяются в один продукт различные товарные категории с различающимися рынками, а в данных ЦДУ ТЭК слабо представлен сегмент розничной реализации. У ряда экспертов есть претензии к качеству балансов. Кроме того, на всех уровнях признается наличие серой нефтепереработки и «разбавления» бензина на АЗС, что, естественно не отражено в официальной статистике, а для участников такая информация может быть полезна, и позволяет иметь непротиворечивую картину рынка.
1. Данные Росстата.
Росстат предоставляет информацию бесплатно в рамках утвержденного плана статистических работ. Данные о производстве отражаются в статсборниках «Российский статистический ежегодник», «Промышленность России» и др. (см. табл.4).
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010/2000, % | |
Первичная переработка нефти | 182 | 173 | 208 | 220 | 229 | 237 | 237 | 250 | 145% |
Бензин автомобильный | 28,1 | 27,2 | 32,0 | 34,4 | 35,1 | 35,6 | 35,8 | 36,0 | 132% |
Топливо дизельное | 47,3 | 49,2 | 60,0 | 64,2 | 66,3 | 68,9 | 67,2 | 70,0 | 142% |
Мазут топочный (валовой выпуск) | 61,4 | 48,2 | 56,7 | 59,3 | 62,7 | 63,9 | 64,4 | 69,6 | 144% |
Как можно видеть из табл. 4, в 2000-ые гг. производство автобензинов увеличилось на 32%, а дизельного топлива (ДТ) на 42%. При этом, несмотря на большую востребованность экономикой именно автомобильных бензинов, прирост их производства был наименьшим по сравнению с увеличением первичной переработки нефти и ростом выпуска других основных нефтепродуктов.
Данные о потреблении моторных топлив представлены в Топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) и отдельных статистических формах, не доступных широкой публике. В ТЭБе, опубликованном в «Российском статистическом ежегоднике», нефтепродукты отображены вместе с другими продуктами топливопереработки и не разделены по видам (см. табл.5, столбец, включающий нефтепродукты выделен серым фоном ).
Природное топливо | из него | Продукты переработ- ки топлива | Горючие побочные энергоре- сурсы | Электро- энергия | Тепло-энергия | Из общего объема топливно- энергетичес- ких ресур- совкотель- но-печное топливо | |||
нефть, включая газовый конденсат | газ естест- венный | уголь | |||||||
Ресурсы | |||||||||
Добыча (производство) - всего | 1587,3 | 706,8 | 673,8 | 202,1 | 396,9 | 23,7 | 341,7 | 202,7 | 990,4 |
в том числе без потерь1) | 1564,0 | 704,7 | 671,0 | 183,7 | 396,9 | 23,7 | 341,7 | 202,7 | 967,1 |
Изменение запасов у поставщиков | 8,8 | -2,3 | 7,2 | 4,0 | -0,5 | - | - | - | 10,6 |
Изменение запасов у потребителей: | 3,6 | -0,1 | 0,4 | 3,3 | 1,3 | - | - | - | 5,1 |
Импорт | 29,4 | 2,6 | 9,5 | 17,2 | 1,7 | - | 1,1 | - | 27,5 |
Итого ресурсов | 1605,8 | 705,0 | 688,1 | 208,2 | 399,4 | 23,7 | 342,8 | 202,7 | 1010,3 |
Распределение | |||||||||
Экспорт | 620,4 | 355,9 | 187,5 | 76,9 | 189,6 | 0,0 | 6,2 | 0,0 | 346,9 |
Общее потребление - всего | 985,4 | 349,0 | 500,6 | 131,3 | 209,8 | 23,7 | 336,6 | 202,7 | 663,4 |
в том числе на конечное потребление | 180,7 | 0,6 | 164,1 | 13,3 | 150,8 | 14,9 | 297,8 | 187,4 | 252,6 |
Из общего объема конечного потребления - потреблено в организацияхотдельных видов экономической деятельности и населением: | |||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1,8 | 0,02 | 1,3 | 0,1 | 9,2 | 0,1 | 5,2 | 4,1 | 2,0 |
добыча полезных ископаемых | 15,3 | 0,4 | 14,6 | 0,4 | 5,2 | 0,0 | 38,1 | 5,7 | 16,0 |
обрабатывающие производства | 46,0 | 0,1 | 42,0 | 3,7 | 52,4 | 14,3 | 102,1 | 67,3 | 108,6 |
производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды | 5,4 | 0,0 | 1,8 | 3,5 | 1,4 | 0,4 | 39,0 | 7,9 | 6,0 |
строительство | 1,2 | 0,01 | 1,1 | 0,1 | 4,7 | 0,0 | 3,7 | 1,5 | 1,4 |
транспорт и связь | 40,3 | 0,03 | 39,9 | 0,4 | 26,4 | 0,02 | 29,4 | 4,6 | 41,7 |
прочие виды экономической деятельности | 7,1 | 0,02 | 3,8 | 2,3 | 14,4 | 0,1 | 37,7 | 21,5 | 7,9 |
население | 63,6 | 0,0 | 59,5 | 2,8 | 36,0 | 0,0 | 42,6 | 74,6 | 68,3 |
В специальных закрытых для широкой публике статформах приводится подробный баланс нефтепродуктов по видам. В таблице 6 представлены балансы для автомобильного бензина и дизтоплива за 2007 г.
Используемые как моторные топлива, всего | Топливо дизельное | Бензин автомобильный | Прочие виды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тыс. тут | тыс. т | тыс. т | тыс. т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОИЗВОДСТВО | 162 351 | 66 301 | 35 097 | 9 471 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изменение запасов | -191 | -38 | -166 | 75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чистый экспорт | -64 735 | -36 790 | -5 992 | -1 674 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в т.ч. чистый экспорт в СНГ | -5 579 | -2 373 | -1 435 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОТРЕБЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ | 97 113 | 29 440 | 28 757 | 7 875 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочее потребление | 3 412 | 1 900 | 11 | 436 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 701 | 27 540 | 28 746 | 7 440 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе по видам деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство ирыбоводство | 9 700 | 5 474 | 1 171 | 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Добыча полезных ископаемых | 5 780 | 3 665 | 220 | 94 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обрабатывающие производства | 5 615 | 2 566 | 1 131 | 142 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1 551 | 574 | 480 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство | 4 181 | 2 371 | 491 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт и связь | 28 100 | 6 179 | 8 938 | 3 962 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие | 14 248 | 3 090 | 3 394 | 3 205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отпуск населению | 24 526 | 3 622 | 12 922 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доля экспорта от производства | 40% | 55% | 17% | 18% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30% | 22% | 31% | 53% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14% | 25% | 6% | 3% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доля населения в конечном потреблении | 26% | 13% | 45% | 0% |
1 Приводится с некоторыми погрешностями и сокращениями.
В 2007 г. было произведено около 66 млн. т дизельного топлива и 35 млн. т автомобильного бензина, из которых 55% и 17% соответственно направлялись на экспорт. Крупнейшими потребителями бензина являются население и транспортный сектор (45% и 31% от совокупного внутреннего потребления), а дизельного топлива - сельское хозяйство, промышленность и транспортный сектор (на них приходится примерно по 5,5-6,5 млн. т, что составляет по 20-25% внутреннего потребления). Структура потребления моторных топлив по видам транспорта (без учета личного автотранспорта) представлена на рис. Ниже.
Рис. 1. Структура потребления ДТ (слева) и бензина (справа) по видам транспорта, 2007 г.
2. Данные ЦДУ ТЭК.
ЦДУ ТЭК предоставляет данные на платной основе. По нефтеперерабатывающей промышленности список доступных отчетных форм:
Акцент в силу ведомственной принадлежности ЦДУ ТЭК (это ФГУП с подчинением Минэнерго РФ) сделан на сфере производства и отпуска в части крупных или регулируемых государством компаний и объектов. Например, форма по производству автомобильных бензинов выглядит так:.
"ЦДУ ТЭК" - единственное предприятие в России, осуществляющее в круглосуточном режиме сбор и обработку первичной оперативной информации производственного характера о состоянии всех отраслей ТЭК. Это базовое информационно-аналитическое подразделение Минэнерго России, обеспечивающее министерство, а также другие органы государственной власти и организации отрасли оперативными и актуальными данными.
Предприятие было создано в марте 1985 году как "ЦДУ нефтяной промышленности" Миннефтепрома СССР. Первоначально оно представляло из себя единый центр текущего контроля за состоянием производства в нефтяной отрасли для принятия последующих оперативных административных и организационных решений. Начиная с 1999 года предприятие получило статус основного центра оперативной информации всей топливно-энергетической отрасли Российской Федерации.
Самый большой блок материалов - "Оперативные данные по отраслям ТЭК" - включает в себя несколько сотен информационных документов, в которых содержатся сведения о предприятиях нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной и электроэнергетической отраслей.
Ниже представлено несколько таблиц, характеризующих представляемую ЦДУ ТЭК информацию в части отгрузки и поставки в регионы нефтепродуктов (Таблицы приводятся с некоторыми незначительными изъятиями).
Нефтяная компания, НПЗ | Отгрузка автобензина | ||||||||||||||||||||||
на внутренний рынок | на экспорт | ||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | 2 679,3 | 230,4 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'НК 'РОСНЕФТЬ' | 538,9 | 29,0 | |||||||||||||||||||||
ООО 'РН - Комсомольский НПЗ' | 32,5 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
ООО 'РН - Туапсинский НПЗ' | 21,9 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Самарская группа НПЗ | 252,3 | 7,6 | |||||||||||||||||||||
Ачинский НПЗ | 116,2 | 1,5 | |||||||||||||||||||||
Ангарская НХК | 116,0 | 19,9 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'Московский НПЗ' (МНК) | 188,1 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'Салаватнефтеоргсинтез' | 23,7 | 24,0 | |||||||||||||||||||||
НПЗ ЗАО 'ТАИФ-НК' | 50,5 | 0,5 | |||||||||||||||||||||
ОАО АНК 'Башнефть' | 389,1 | 3,6 | |||||||||||||||||||||
Уфимская группа НПЗ | 389,1 | 3,6 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'ЛУКОЙЛ' | 425,0 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Волгограднефтепереработка | 106,4 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Пермнефтеоргсинтез | 129,2 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Ухтанефтепереработка | 39,1 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Нижегороднефтеоргсинтез | 150,3 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'Сургутнефтегаз' | 105,1 | 67,2 | |||||||||||||||||||||
Киришинефтеоргсинтез | 105,1 | 67,2 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'Газпром нефть' | 200,5 | 67,8 | |||||||||||||||||||||
Омский НПЗ | 200,5 | 67,8 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'НК 'РуссНефть' | 37,6 | 30,0 | |||||||||||||||||||||
Орскнефтеоргсинтез | 37,6 | 30,0 | |||||||||||||||||||||
ОАО "Хабаровский НПЗ" | 32,9 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'НГК 'Славнефть' | 178,2 | 8,1 | |||||||||||||||||||||
Ярославские НПЗ | 178,2 | 8,1 | |||||||||||||||||||||
ОАО 'ТНК-BP Холдинг' | 318,4 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Рязанская НПК | 235,9 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
Саратовский НПЗ | 82,5 | 0,0 | |||||||||||||||||||||
РАО 'Газпром' | 191,3 | 0,2 |
Регион | Автобензин | Дизельное топливо |
ВСЕГО поставлено: | 216,0 | 2220,2 |
Российским потребителям | 206,0 | 468,5 |
в том числе: | ||
ОАО "НК "Роснефть" | 45,7 | 252,0 |
Самарская область | 33,2 | 5,9 |
Тамбовская область | 0,0 | 23,1 |
Воронежская область | 0,0 | 74,5 |
Липецкая область | 0,0 | 10,4 |
Орловская область | 0,0 | 21,8 |
Брянская область | 0,0 | 32,0 |
Белгородская область | 0,0 | 12,6 |
Ульяновская область | 2,2 | 4,0 |
Пензенская область | 0,0 | 12,8 |
Красноярский край | 1,8 | 3,7 |
Иркутская область | 5,6 | 2,3 |
Томская область | 0,0 | 0,6 |
Республика Хакасия | 0,0 | 0,0 |
Алтайский край | 0,5 | 3,5 |
Кемеровская область | 0,6 | 34,2 |
Курганская область | 1,8 | 3,4 |
Мурманская область | 0,0 | 0,0 |
ОАО "Газпром нефть" | 18,9 | 23,3 |
Новосибирская область | 18,9 | 23,3 |
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" | 31,5 | 15,5 |
Челябинская область | 15,5 | 12,2 |
Нижегородская область | 16,0 | 1,9 |
Владимирская область | 0,0 | 1,4 |
ОАО "МНК" | 85,4 | 89,2 |
МОСКОВСКАЯ | 85,4 | 89,2 |
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" | 2,9 | 13,4 |
Приморский край | 0,3 | 0,4 |
Читинская область | 2,6 | 0,3 |
Калужская область | 0,0 | 4,1 |
Тульская область | 0,0 | 7,1 |
Рязанская область | 0,0 | 1,5 |
ОАО "Сургутнефтегаз" | 0,0 | 21,6 |
Ленинградская область | 0,0 | 21,6 |
Прочие | 21,6 | 53,5 |
Республика Татарстан | 0,0 | 31,9 |
Республика Башкортостан | 21,6 | 19,8 |
Республика Мордовия | 0,0 | 1,8 |
На экспорт | 10,0 | 1751,7 |
в том числе: | ||
ОАО "НК "Роснефть" | 0,0 | 292,0 |
ОАО "Башнефтехим" | 10,0 | 327,2 |
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" | 0,0 | 50,9 |
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" | 0,0 | 154,3 |
ОАО "Тюменская НК" | 0,0 | 165,3 |
ОАО "МНК" | 0,0 | 43,3 |
ОАО "Сургутнефтегаз" | 0,0 | 208,9 |
ОАО "Татнефть" | 0,0 | 39,5 |
ОАО "Газпром нефть" | 0,0 | 269,0 |
ОАО "Славнефть-ЯНОС" | 0,0 | 201,4 |
Нефтяная компания, регион | Отгрузка | ||||||||||||||||||||||||||
автобензина | дизельного топлива | ||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО по РОССИИ: | 12,28 | 93,70 | |||||||||||||||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||||||||||||||||
ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" | 4,67 | 19,24 | |||||||||||||||||||||||||
Владимирская область | 0,02 | 0,10 | |||||||||||||||||||||||||
Волгоградская область | 2,24 | 6,54 | |||||||||||||||||||||||||
Вологодская область | 0,21 | 1,31 | |||||||||||||||||||||||||
Кировская область | 0,32 | 1,35 | |||||||||||||||||||||||||
Краснодарский край | 0,14 | 0,63 | |||||||||||||||||||||||||
Мурманская область | 0,01 | 0,02 | |||||||||||||||||||||||||
Нижегородская область | 0,35 | 1,45 | |||||||||||||||||||||||||
Пермский край | 0,26 | 1,69 | |||||||||||||||||||||||||
Республика Коми | 0,03 | 0,09 | |||||||||||||||||||||||||
Республика Марий Эл | 0,04 | 0,10 | |||||||||||||||||||||||||
Ростовская область | 0,21 | 1,58 | |||||||||||||||||||||||||
Саратовская область | 0,01 | ||||||||||||||||||||||||||
Свердловская область | 0,00 | 0,08 | |||||||||||||||||||||||||
Удмуртская Республика | 0,57 | 1,69 | |||||||||||||||||||||||||
Челябинская область | 0,26 | 2,61 | |||||||||||||||||||||||||
ОАО "Сургутнефтегаз" | 0,58 | 4,74 | |||||||||||||||||||||||||
Калининградская область | 0,06 | 1,29 | |||||||||||||||||||||||||
Ленинградская область | 0,26 | 1,61 | |||||||||||||||||||||||||
Новгородская область | 0,02 | 0,25 | |||||||||||||||||||||||||
Псковская область | 0,15 | 1,01 | |||||||||||||||||||||||||
Тверская область | 0,09 | 0,59 | |||||||||||||||||||||||||
ОАО "НК "Роснефть" | 5,20 | 53,30 | |||||||||||||||||||||||||
Алтайский край | 2,40 | 10,85 | |||||||||||||||||||||||||
Краснодарский край | 1,57 | 25,16 | |||||||||||||||||||||||||
Курганнефтепродукт | 0,25 | 1,49 | |||||||||||||||||||||||||
Смоленская область | 0,09 | 0,70 | |||||||||||||||||||||||||
Ставропольский край | 0,89 | 15,10 | |||||||||||||||||||||||||
ОАО "Тюменская НК" | 0,54 | 6,65 | |||||||||||||||||||||||||
Калужская область | 0,16 | 1,56 | |||||||||||||||||||||||||
Тульская область | 0,37 | 5,09 | |||||||||||||||||||||||||
ОАО "Башкирнефтепродукт" | 1,30 | 9,76 | |||||||||||||||||||||||||
Республика Башкортостан | 1,30 | 9,76 |
Отгрузка | ||||||||
автобензина | дизельного топлива | авиакеросина | мазута | |||||
Декабрь 2010 | 2010 | Декабрь 2010 | 2010 | Декабрь 2010 | 2010 | Декабрь 2010 | 2010 | |
ВСЕГО ПО РФ | 14,9 | 296,9 | 30,0 | 826,4 | 2,7 | 76,1 | 92,9 | 918,9 |
Оценки потребления моторного топлива, подготовленные другими организациями.
Качество данных по потреблению жидкого топлива (бензина и дизельного топлива) в России оставляет желать лучшего. Известно, что в этой сфере учет не только искажен, но и, в значительной степени, фальсифицирован теневым оборотом нефтепродуктов. Например, в начале 2000-х в Архангельской области учтенный статистикой рост потребления топлива автотранспортом составил менее 1%, при учтенном росте парка автомобилей за тот же период более 6,3% в год. Масштабы теневого сектора в производстве и потреблении топлива оценить невозможно, т.к. отчетность по светлым нефтепродуктам практически отсутствует и все скрывают свои поставки, свой отпуск. По оценкам специалистов Минприроды «серая» добыча нефти в стране может составить «несколько миллионов тонн в год».
Объем потребления моторных топлив в России оценивает ряд агентств и институтов, применяя собственные методики расчетов. Такие оценки во многом базируются на официальной информации. К ней информационные агентства добавляют собственную информацию или методику обработки официальных данных, проводят корректировку или согласование, ориентируют свои информационные продукты под запросы участников рынка. В результате получается более дробное разделение на продукты, чем у Росстата или ЦДУ ТЭК, досчеты для учета нелегальной части рынка, дополнительные уровни баланса. Ниже представлены некоторые из таких оценок.
3. ИнфоТЭК-Консалт
ИнфоТЭК-Консалт является одной из лидирующих компаний в области маркетинговых исследований, аналитики и прогнозов рынков углеводородного сырья, нефтепродуктов, нефтехимии и продукции газопереработки. В работе используются как официальная статистика, так и данные независимых источников.
По оценкам ИнфоТЭК, потребление моторных топлив в России в 2010 г. составило 70,1 млн. т, из которых 32,3 млн. т приходится на бензин и 37,8 млн. т – на дизельное топливо.
Кроме того, в журналах регулярно приводится статистика по потреблению бензина и дизельного топлива по регионам. Так в 2010 г. имело место следующее распределение.
Автобензин | Дизельное топливо | |
Центральный Федеральный округ | 9 834 | 8 888 |
Северо-Западный Федеральный округ | 3 220 | 4 111 |
Приволжский Федеральный округ | 6 949 | 6 145 |
Южный Федеральный округ | 2 977 | 3 679 |
Северо-Кавказский Федеральный округ | 1 034 | 320 |
Уральский Федеральный округ | 3 146 | 3 537 |
Сибирский Федеральный округ | 4 291 | 5 218 |
Дальневосточный Федеральный округ | 1 246 | 2 296 |
Всего по РФ | 32 697 | 34 194 |
Рис.2. Структура потребления автобензина (слева) и дизельного топлива (справа) по ФО.
Автобензин | Дизельное топливо | |
Центральный Федеральный округ | 9 834 | 8 888 |
Белгородская область | 242 | 251 |
Брянская область | 130 | 313 |
Владимирская область | 275 | 182 |
Воронежская область | 481 | 988 |
Ивановская область | 170 | 77 |
Калужская область | 254 | 184 |
Костромская область | 78 | 80 |
Курская область | 175 | 155 |
Липецкая область | 215 | 277 |
Московская область и Москва | 6 115 | 4 167 |
Орловская область | 96 | 164 |
Рязанская область | 402 | 319 |
Смоленская область | 175 | 387 |
Тамбовская область | 193 | 278 |
Тверская область | 144 | 258 |
Тульская область | 258 | 243 |
Ярославская область | 431 | 565 |
Приволжский Федеральный округ | 6 949 | 6 145 |
Кировская область | 249 | 189 |
Нижегородская область | 723 | 366 |
Оренбургская область | 400 | 531 |
Пензенская область | 167 | 193 |
Пермский край | 554 | 441 |
Республика Башкортостан | 1 066 | 731 |
Республика Марий Эл | 69 | 20 |
Республика Мордовия | 92 | 52 |
Республика Татарстан | 926 | 1 103 |
Самарская область | 1 688 | 1 697 |
Саратовская область | 500 | 521 |
Удмуртская республика | 243 | 161 |
Ульяновская область | 126 | 63 |
Чувашская республика | 146 | 77 |
Уральский Федеральный округ | 3 146 | 3 537 |
Курганская область | 187 | 145 |
Свердловская область | 993 | 618 |
Тюменская область | 580 | 1 030 |
Ханты-Мансийский АО | 481 | 771 |
Ямало-Ненецкий АО | 73 | 424 |
Челябинская область | 832 | 549 |
В презентации (3.01 Mb) (см. рис. ниже) приводятся интересные данные исследования журнала ИнфоТЭК об оценке потребления моторного топлива в Новгородской области на основе разных источников данных. Характерно, что все 4 оценки сильно не совпадают, а крайние оценки различаются в два раза.
Рис. 3 Различия оценок потребления бензина в Новгородской области по данным разных организаций.
Также в презентации приводится перечень информационных агентств и исследовательских компаний, представляющих различные оценки рынка нефти и нефтепродуктов и отдельно отмечается дороговизна предлагаемой информации основного отраслевого агентства ЦДУ ТЭК. Так за предоставление всех своих данных в 2009 г. ЦДУ ТЭК запрашивала 1,6 млн. долл.
4. Центр по Эффективному использованию Энергии (ЦЭНЭФ)
В ЦЭНЭФ разработана модель Единого Топливно-Энергетического Баланса (ЕТЭБ), интегрирующего балансы производства и потребления отдельных энергоносителей, на основе чего можно представить энергетическую ситуацию в регионе и стране (508 Kb).
Комментарий И.А.Башмакова по методике построения ЕТЭБ и проблеме корректного учета потребления энергоресурсов был дан в первом консолидированном обзоре «Проблемы корректной оценки энергоемкости ВРП»:
Составление регионального топливного и энергетического баланса базируется на признанной и широко распространенной международной методике, в формате Международного Энергетического Агентства (МЭА). Ситуация в энергетическом секторе региона описывается при помощи модели МЭА, с учетом специфических особенностей российской энергетической статистики. В том числе баланс строится и для моторных топлив. Для этого привлекаются следующие формы статистического учета Росстата:
- «11-ТЭР» (использование топлива, тепловой энергии и электроэнергии). Эта форма становится основной после перехода на ОКВЭД
- «4-топливо» (сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов);
Очевидно, что при такой схеме оценок не учитывается теневой оборот нефтепродуктов. Кроме того, некоторые формы дают противоречивую информацию. Часто источник противоречий – разная сфера охвата потребителей. Например, не все организации отчитываются по полному перечню форм – по основной форме «11 ТЭР» отчитываются только организации с потреблением топливно-энергетических ресурсов выше 10 тут в год. Поэтому данный источник дает представление об основной, но не полной картине энергопотребления, вследствие чего требуются дополнения и корректировки данных.
Отличительной чертой ЕТЭБ является расчет потребления моторного топлива автомобилями не только на основе отраслевых отчетных данных о производстве-потреблении нефтепродуктов, но и учет динамики автопарка и его технических характеристик.
Единый Топливно-Энергетический Баланс России за 2005 год, включающий баланс моторных топлив представлен в публикации ЦЭНЭФ «Энергоэффективность в России: Скрытый резерв» (4 Mb). Согласно этому балансу, в 2005 г. в России автотранспортом было потреблено 41,7 млн. т бензина, 9,1 млн. т дизельного топлива и 0,1 млн. т газобаллонного топлива.
ЕТЭБ за 2007 г. приведен в Госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
ЕТЭБ за 2010 г. представлен в новой работе ЦЭНЭФ (924 Kb).
2005 | 2007 | 2010 | 2010/2005 | |
Конечное потребление | 126 012 | 128 507 | 131 661 | 104% |
в том числе: | ||||
Добывающая и обрабатывающая промышленность | 5 663 | 5 655 | 6 476 | 114% |
Транспорт - всего | 75 433 | 95 476 | 97 051 | 129% |
в том числе: | ||||
железнодорожный | 4 076 | 3 807 | 3 177 | 78% |
трубопроводный | 57 | 258 | 121 | 212% |
автомобильный (включая личный) | 64 107 | 78 971 | 83 552 | 130% |
прочий транспорт | 7 193 | 12 440 | 10 202 | 142% |
Сельское хозяйство | 4 376 | 4 579 | 3 505 | 80% |
Неэнергетические нужды | 37 395 | 20 484 | 23 106 | 62% |
Прочие | 3 146 | 2 313 | 1 523 | 48% |
Доля транспорта в конечном потреблении | 60% | 74% | 74% | |
Доля автотранспорта в конечном потреблении | 51% | 61% | 63% | |
Доля автотранспорта в транспорте | 85% | 83% | 86% |
Как видно из табл. 13 по оценкам ЦЭНЭФ наиболее значимым и динамичным сектором является автотранспорт – за 2005-2010 гг. он увеличился на 30%. При этом происходит увеличение доли автотранспорта в конечном потреблении топлива в России.
5. Петромаркет
Исследовательская группа «Петромаркет» – независимая частная компания, созданная в 2002 г., сферой интересов которой являются рынки нефти и газа Российской Федерации и стран СНГ. Основное направление деятельности – комплексная (информационно-аналитическая, консалтинговая и программная) поддержка маркетинговой деятельности в нефтегазовом бизнесе.
Петромаркет разработал и поддерживает систему ежемесячных балансов спроса и предложения углеводородного сырья и продуктов его переработки, в том числе моторных топлив. Для этого используется следующая статистика:
- Государственная
- Отраслевая
- Таможенная
- Транспортная
- Корпоративная
- Региональная
Оценка спроса на жидкие топлива получается как разность статистических данных предложения и изменения запасов на НПЗ. При этом для оценки спроса на внутреннем рынке необходимо вычесть таможенные данные о величине экспорта жидких топлив. Общая схема расчетов изображена на рисунке (красным цветом отмечены расчетные блоки), а развернутый баланс содержит около 1000 строк.
Петромаркет отмечает следующие недостатки системы статистической информации в России:
- Неудовлетворительная статистика потребления нефтепродуктов в РФ, особенно в отраслевой и региональной разбивке.
- Отсутствует ежемесячная и ежеквартальная статистика потребления нефтепродуктов.
- Неудовлетворительная статистика изменения запасов нефтепродуктов.
-
Неудовлетворительная классификация продуктов.
Источник. (935 Kb)
6. Автостат
Компания Автостат получает исходные данные через ГИБДД, и на их основе анализирует структуру и показатели автомобильного парка России с разделением по типу транспортного средства, марки/модели, типа потребляемого топлива и соответствия евронормам. Для определения потребления топлива по территории России Автостат применяет расчетный метод, исходя из полученных параметров парка и ряда экспертных оценок, как например среднегодовой пробег автомобиля.
При этом Автостат искусственно досчитывает некоторое количество «нелегального» бензина, однако точные его объемы назвать никто не может. В 2010 г., по расчетам Автостата, в России было потреблено 59 млн. тонн моторного топлива, причем 60% этого количества – бензины, 37% - дизтопливо, 3% - газобалонное топливо. Однако в расчетах не учитывается автопарк Министерства обороны, МВД, МЧС, сельхозтехника, внедорожная техника и др., т.к. они не ставятся на учет в ГИБДД и не попадают в исходные данные. При этом достоверной и открытой статистики по парку военной техники попросту нет. Аналогичная проблема с сельхозтехникой, когда даже ответственные ведомства затрудняются с оценкой парка техники, эксплуатируемой российскими сельхозпроизводителями.
Источник: ИнфоТЭК №12 за 2010
Большая часть исследований Аналитического агентства «Автостат» посвящена автомобильному рынку. Оценки потребления моторных топлив рассчитываются на основе автопарка. Следует отметить, что такие оценки не противоречат данным официальных источников и пользуются доверием участников рынка. Компания «Автостат» дает наибльшую среди других агентств оценку потребления газобаллонного топлива.
На начало 2012 года в России насчитывалось более 42 миллионов транспортных средств, в том числе, 35 миллионов легковых автомобилей, 3,4 миллиона грузовых автомобилей и по 3,6 миллионов – автобусов и легких коммерческих автомобилей.
За 2011 год транспортные средства потребили 62,5 млн. тонн топлива. На 15 крупнейших регионов России приходится порядка 47% потребления топлива. На остальные 68 регионов – 53%.
Более 70% топлива потребляется в европейской части страны.
Источник.
7. Интерфакс-ЭРА
Для оценки потребления автомобильного топлива в регионах Интерфакс-ЭРА привлекают данные в разрезе всех субъектов Российской Федерации, разрабатываемые несколькими организациями – Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике (ЗАО «АПБЭ»), Независимым экологическим рейтинговым агентством (АНО «НЭРА»), Институтом энергетической стратегии.
Для оценки потребления моторного топлива привлекаются расчеты объемов выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта. Методика оценки автомобильных выхлопов базируется на данных о структуре автомобильного парка, выборочном мониторинге интенсивности движения и вычислении суммарного пробега. От этих же величин зависит и количество сожженного топлива.
При этом оценка по автомобильному выхлопу должна быть меньше, чем данные о продажах бензина и солярки, поскольку, помимо автотранспорта, это топливо используют другие виды моторов (маломерный флот, снегоходы, домашние генераторы электроэнергии, некоторые виды строительных и бытовых инструментов). Однако, согласно проделанным расчетам, в подавляющем большинстве регионов страны только автотранспорт потребляет топлива в полтора-два раза выше, чем это учтено статистикой продаж.
Отношение оценок потребления автомобильного топлива по выхлопу/по статотчетности
Только в пяти регионах оценка потребленного топлива по автомобильным выхлопам меньше, чем данные реализации топлива, хотя именно так должно быть везде из-за потерь и непрофильного использования части топлива. Характерен список регионов, в которых оценка потребления топлива по пробегу и выхлопу автомобилей ниже, чем по статистике продаж: Магаданская область, Камчатский край, Чукотский округ, Республики Саха-Якутия и Карелия. Четыре региона из этой группы снабжаются нефтепродуктами через систему «северного завоза», когда объем поставок товаров дополнительно контролируется.
На другом конце распределения по отношению выхлоп/учтенное топливо находится небольшая группа регионов, в которых это соотношение резко превышает среднюю для страны «норму». Этот «перегиб» кривой распределения приходится на значение 2,5. Модальное же значение этого показателя равно 2, что означает, что для большей части регионов России не учитывается как минимум половина потребленных моторных топлив.
Источник. (1.64 Mb)