Обзор 3. Цены на моторное топливо для населения и экономики.

Вопрос роста цены на бензин один из самых обсуждаемых и острых в общественных дискуссиях. Акценты делаются на быстром росте в отдельные периоды и на высоком уровне цен (популярна точка зрения, что цены в России из-за наличия собственной нефти должны быть ниже).

В настоящем разделе сделан обзор источников данных о ценах на автомобильное топливо, как в разных странах, так и в России. Показано, что цены на бензин на внутреннем рынке в основном зависят от уровня налогов (акцизов) на топливо. Далее влияние оказывает наличие собственной нефти, технические требования к топливу и другие особенности стран. Так, в европейских странах большие налоги определяют и большую цену. Наибольшие цены на бензин в мире в Норвегии, Турции, Израиле – свыше 2,5 $/литр; наименьшие в нефтедобывающих странах с низкими налогами – Венесуэле, Саудовской Аравии, Кувейте – менее 0,3 $/литр.

Большая часть стран ОЭСР и ряд крупных развивающихся имеют цены в диапазоне 1-2 $/литр. В России, США и Мексике – около 1 $/литр, в Китае – 1,3 $/литр, Япония и Бразилия – около 1,8 $/литр, в европейских странах 1,5-2 $/литр.

Мониторинг цен по аналогии с оценкой объемов производства и потребления проводится как государственными службами: Росстат, ЦДУ ТЭК, РЭА, так и частными компаниями: Кортес, ИнфоТЭК, МТА, АИ-92, ОМТ-Консалт.

Росстат еженедельно выпускает мониторинг динамики производства и цен на основные нефтепродукты. За неделю с 10 по 16 сентября рост цен в Москве и Санкт-Петербурге составил 0,3%.

Рост мировой цены почти всегда отражается в росте цен на моторное топливо. Снижение мировых цен на внутреннем рынке почти не отражается в силу временных лагов между изменениями мировой цены и экспортной пошлиной, между принятием решений о перенаправлении потоков нефти, изменением эффективности бизнес-процессов в нефтепереработке и др.

Существуют три группы факторов, определяющих практически непрерывный рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России: привязка ценообразования и налогообложения нефтепродуктов к мировым ценам на нефть, монополизация региональных рынков нефтепродуктов, низкий технологический уровень российских НПЗ и нерациональная структура выпуска нефтепродуктов.

В настоящее время в России доля налогов в цене на топливо уже превышает 50%. В то же время прибыль по всей цепочке очень высока – порядка 20-30% от конечной цены.

С маржой ниже 10% АЗС убыточны. Если к нынешним оптовым ценам прибавить минимальную 10-процентную маржу, то средние розничные цены в сентябре могут подняться, как минимум, до следующих уровней: Аи95 - 30,00 руб./л, Аи92 - 28,60 руб./л, Аи80 - 26,90 руб./л, ДТ - 30,50 руб./л.