3.1. Уровень цен на топливо: сравнение с другими странами.

Цены на бензин на внутреннем рынке в основном зависят от уровня налогов (акцизов) на топливо в той или иной стране.

По данным IEA US 17 сентября цена на бензин класса премиум и дизельное топливо в ряде стран показана в табл. ниже. Как видно, в европейских странах большие налоги определяют и большую цену.

 БельгияФранцияГерманияИталияГолландияВеликобританияСША
Бензин Премиум, долл./литр2,262,082,242,462,392,271,10
доля налогов в цене бензина53%53%54%56%56%58%10%
ДТ, долл./литр1,961,842,002,321,932,341,09
доля налогов в цене ДТ46%46%47%52%45%57%12%

Далее влияние оказывает наличие собственной нефти (в ряде стран экспортеров внутренние цены на нефть ниже цен на мировом рынке, и, соответственно, затраты на сырье для НПЗ ниже) и технические требования к топливу (чем жестче требования, тем дороже себестоимость производства). Также на уровень цен могут влиять другие особенности стран: институционально-организационная структура рынка топлива (включая сложившийся уровень рентабельности), распространенность автомобилей, благосостояние населения, развитость других видов транспорта.

Источник: ИТАР-ТАСС. Цены на бензин в мире

Рост цен в августе-сентябре 2012 г. наблюдается во многих странах.

БЕНЗО-БАКС. Бензин по всему миру в ежедневном режиме бьет рекорды. (Источник: Российская газета, 28 августа 2012 года)

За летние месяцы горючее во Франции сильно подорожало. В среднем по стране литр 95-го сейчас тянет на 1,7-1,75 евро, 98-го - процентов на десять дороже, а дизельное топливо обходится примерно в 1,5-1,6 евро.

Как заявил на днях премьер-министр Жан-Марк Эйро, цены на бензин попытаются обуздать с помощью сокращения госпошлин на горючее. Дело в том, что в стоимости литра бензина 60-62 процента составляют специальный внутренний налог на нефтепродукты и НДС. Власти Франции намереваются внести коррективы в налоги и одновременно потребовать от нефтяных корпораций также поделиться с согражданами, снизив немалую маржу.

Рим, как выяснилось, что касается бензина, ничем решил не уступать Парижу. По данным ежедневного издания "Квотидиано Энерджия", на днях впервые цены на бензин в Италии перешагнули "психологическую" отметку в 2 евро за литр. Аналитики объясняют этот "взлет" тремя объективными факторами: падением евро, ростом цены на нефть, а также наличием в Италии одного из самых высоких на европейском континенте акциза на топливные продукты.

В большей степени пострадал центр страны во главе с регионом Тоскана. Там стоимость горючего составила 2,013 евро. По данным министерства экономического развития, в среднем по стране цены на топливо распределились следующим образом: 2,06 евро стоит литр "зеленого", экологически чистого бензина, 1,96 евро теперь придется заплатить за литр дизельного топлива и всего 0,784 евро обойдется сжиженный газ.

В отличие от многих других стран в Китае цены на нефтепродукты находятся под жестким контролем государства. Уже несколько лет в стране действует следующее правило установления цен на внутреннем рынке: если на мировом рынке колебания нефти происходят более чем на 4 процента, то в течение 22 дней меняется и стоимость нефтепродуктов в стране. Например, в этом году подобные колебания в Китае случались уже пять раз: в феврале, марте и августе цены повышались, а в июне и июле — снижались.

Кроме того, розничная стоимость бензина зависит от города. Например, одни из самых высоких цен в Пекине, где литр 93-го стоит 7,6 юаня (чуть меньше 1 евро), а литр 97-го - 8,1 юаня (немногим больше 1 евро). Примерно такая же картина в Шанхае. В других городах цены несколько ниже.

В Германии на днях был побит рекорд цен на бензин за всю историю существования автомобилей - в среднем более 1,72 евро за литр 95-го "супербензина". А 1,73 евро нужно отдать в среднем за 92-й "нормальный бензин", которым в Германии, однако, уже почти никто не заправляется. Высококачественный 98-й ("суперплюс") продается минимум за 1,75 евро. В августе несказанно выросли цены и на дизель - до 1,54 евро. Жалобы на рост цен на нефть и слабый курс евро по отношению к доллару на руку ушлым владельцам бензозаправок. Эти общемировые тенденции топливные концерны с удовольствием используют в качестве аргументов для объяснения повышения цен. Так же, как и повышение налога на минеральное топливо (в Германии доля налогов составляет более 60 процентов от конечной цены).

Представитель Немецкого автомобильного клуба (ADAC) Андреас Хельцель разъясняет, что все это, в большей степени, лишь пыль в глаза. Ведь последний раз налог повышался в 2007 году, а цены на нефть держатся на высоком уровне уже с начала года. Главная причина августовского повышения цен в Германии, по его мнению, - плохое функционирование рынка бензозаправок. Именно их "внутренняя" политика влияет на ценообразование. Введение Федерального центра по наблюдению за бензозаправками лишь в проекте. А пока водителям рекомендуют пользоваться дешевыми заправками.

В Южной Корее также ориентируются на "обычный" бензин, цена которого колеблется в пересчете на европейскую валюту в пределах 1,4 евро. Топливо в Южной Корее всегда было одним из самых дорогих в мире. Что, впрочем, и понятно: в стране не добывается ни грамма нефти и какие-то крохи газа. Впрочем, это все равно не заставляет корейцев отказываться от широкого использования личного автотранспорта и от стойкой нелюбви к малолитражкам. Тем временем так называемый "высококачественный бензин" стоит несколько дороже "обычного" - в районе 1,6 евро. Дизель несколько дешевле - 1,2-1,5 евро за литр. Самый экономичный вид топлива - сжиженный газ, который обойдется "всего лишь" в 0,7 евро.

В Бразилии на протяжении последних 30 лет существует два вида топлива, продающихся на каждой заправке, - спирт и бензин. При этом на территории страны запрещено продавать чистый бензин. Согласно местным законам его необходимо разбавлять спиртом. Процентная доля этанола в бензине варьируется от 10 до 30 процентов в зависимости от региона.

При этом на протяжении всего 2012 года цены на топливо держатся примерно на одном уровне - в среднем 1,2 евро за литр бензина. А вот стоимость спирта, которая сильно зависит от рыночных цен на сахарный тростник, то поднималась, то опускалась, оставаясь примерно на уровне около 0,8 евро за литр. У бразильской нефтяной госкорпорации "Петробрас", которой принадлежит большая доля всех нефтеперерабатывающих заводов в стране, есть планы увеличить в ближайшее время стоимость бензина примерно на 5-7 процентов. Однако правительство южноамериканской страны заверило, что делаться это будет постепенно и аккуратно, смягчив повышение налоговыми послаблениями, чтобы не спровоцировать резкий рост инфляции.

В США цены на бензин по сравнению с прошлым годом немного снизились. В 2011 году они росли на фоне событий на Ближнем Востоке и в частности в Ливии. Тогда цена галлона (3,8 литра) в США переваливала за 3,2 евро, то есть более 0,8 евро за литр. Сегодня цены стали несколько ниже. В среднем по стране стоимость галлона на недорогих заправках составляет примерно 2,8 евро. Как обычно, цены немного разнятся в зависимости от штата. Например, одни из самых низких цен в Техасе: в среднем примерно 2,2 евро за галлон. Дороже всего бензин в США стоит на Западном побережье. Например, в Калифорнии - около 3,2 евро за галлон.

Ниже представлены данные туристических сайтов о ценах на бензин в разных странах мира.
СтранаБензин 95Дизель

Цены на бензин в некоторыхстранах мира в долларах США за литр опубликованы на туристическом веб-сайтеmytravelcost.com

  • Иран – $0,12
  • Саудовская Аравия – $0,18
  • Филиппины – $1,33
  • Китай – $1,29
  • Швейцария – $1,92
  • Южная Корея – $1,76
  • Турция – $2,91
  • Франция – $2,13
  • Япония – $1,85
  • Австралия – $1,50
  • Уганда – $1.64
  • Бразилия - $1,82
  • Индонезия – $0,91
  • Россия – $0,98
  • Вьетнам – $1,01
  • Центральноафриканская Республика – $1,98
  • Бруней – $0,45
  • Малайзия – $0,68
  • Колумбия – $1,63
Австрия 1.52 EUR 1.46 EUR
Азербайджан 0.61 EUR 0.47 EUR
Армения 1.01 EUR 0.95 EUR
Беларусь 0.67 EUR 0.69 EUR
Бельгия 1.79 EUR 1.59 EUR
Болгария 1.42 EUR 1.39 EUR
Великобритания 1.74 EUR 1.80 EUR
Венгрия 1.44 EUR 1.46 EUR
Германия 1.70 EUR 1.55 EUR
Греция 1.82 EUR 1.57 EUR
Грузия 1.10 EUR 1.13 EUR
Дания 1.84 EUR 1.66 EUR
Испания 1.48 EUR 1.45 EUR
Италия 1.89 EUR 1.77 EUR
Кипр 1.32 EUR 1.36 EUR
Латвия 1.46 EUR 1.41 EUR
Литва 1.48 EUR 1.38 EUR
Люксембург 1.45 EUR 1.32 EUR
Македония 1.44 EUR 1.21 EUR
Мальта 1.54 EUR 1.36 EUR
Молдавия 1.09 EUR 1.03 EUR
Нидерланды 1.87 EUR 1.53 EUR
Норвегия 2.07 EUR 1.92 EUR
Польша 1.34 EUR 1.33 EUR
Португалия 1.75 EUR 1.55 EUR
Россия 0.73 EUR 0.73 EUR
Румыния 1.36 EUR 1.37 EUR
Сербия 1.40 EUR 1.31 EUR
Словакия 1.59 EUR 1.46 EUR
Турция 2.00 EUR 1.71 EUR
Украина 1.05 EUR 0.93 EUR
Финляндия 1.73 EUR 1.57 EUR
Франция 1.64 EUR 1.45 EUR
Хорватия 1.46 EUR 1.36 EUR
Черногория 1.50 EUR 1.38 EUR
Чехия 1.52 EUR 1.48 EUR
Швейцария 1.57 EUR 1.65 EUR
Швеция 1.80 EUR 1.78 EUR
Эстония 1.41 EUR 1.40 EUR
Источник: IRU - International Road Transport Union