3.3. Механизмы ценообразования и причины роста цен на моторное топливо в России.

Структура цены на моторное топливо представлена в ряде публикаций. Наиболее просто она представлена в публикации “Структура цены литра бензина на АЗС” и на середину 2010 г. выглядит так:

Структура цены одного литра бензина АИ-92

В настоящее время доля налогов уже превышает 50%.

Более подробно структура цены выглядит так:

Структура цены одного литра бензина АИ-92

или так (источник: http://www.ogoniok.com/4945/3):

Рассмотрим механизм ценообразования. Цена на нефть на внутреннем рынке формируется обратным счетом от мировой цены на нефть марки Юралс1: вычитаются стоимость экспортной пошлины (примерно 60-65% цены) и транспортные расходы. Есть небольшие отклонения цены, связанные с внутренней конъюнктурой, но они не играют серьезной роли. Таким образом, НПЗ приобретают нефть по цене примерно в 35% от мировой цены. Рост мировой цены почти всегда отражается в росте цен на моторное топливо. Тогда как в силу временных лагов (между изменениями мировой цены и экспортной пошлиной, между принятием решений о перенаправлении потоков нефти, изменением эффективности бизнес-процессов в нефтепереработке и др.) снижение мировых цен на внутреннем рынке почти не отражается.

Далее в цену будущих нефтепродуктов включаются транспортные издержки и себестоимость переработки, налоги на нефтепродукты – акцизы и НДС и различные категории «маржи». В России прибыль (маржа2) по всей цепочке очень высока – порядка 20-30% от конечной цены. В большей степени она концентрируются в рознице, но и рентабельность нефтепереработки в России выше, чем в развитых странах.

Причины роста цен на бензин в России.

Существуют три группы факторов, определяющих практически непрерывный рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России. К первой относится привязка ценообразования и налогообложения нефтепродуктов к мировым ценам на нефть (при этом механизм снижения внутренних цен вслед за снижением мировых цен не работает), а также периодическое увеличение налогов на нефтепродукты. Это приводит к росту внутренних цен на топливо при росте мировых цен на нефть.

Ко второй группе факторов относится монополизация региональных рынков нефтепродуктов со стороны крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Это касается сегментов НПЗ и нефтебаз. Они формируют в регионах базовый уровень цен, который сегмент АЗС, где конкуренция выше, лишь транслируют на потребительский рынок. К третьей группе причин относится неудачное географическое расположение крупных НПЗ (высокие транспортные издержки), которое не соответствует территориальному распределению спроса, а также низкий технологический уровень российских НПЗ и структура выпуска нефтепродуктов, не соответствующая спросу со стороны экономики. Важный фактором роста внутренних потребительских цен можно считать допущение, что производственные издержки нефтепереработки в большей степени будут отнесены на востребованные на внутреннем рынке авиационный керосин, бензин и часть ДТ, чем на менее востребованную экспортируемую часть нефтепродуктов, отправляемых на экспорт по ценам нефти (по данным Росстата средняя цена экспорта нефтепродуктов примерно равна цене нефти).

Названные группы факторов воздействуют совместно и параллельно, что определяет необходимость системного похода к разработке мер по ограничению роста цен на нефтепродукты, т.к. исключение одного фактора может привести не к снижению конечных цен, а к перераспределению составляющих цены между их получателями. Например, без ограничения монополизации на региональных рынках снижение налогов может в большей степени привести к увеличению доли прибылей нефтяных компаний в конечной цене, а в меньшей степени - к снижению уровня цен.

Прогнозы цен на топливо.

Обсуждение проблемы ценообразования на круглом столе «Рынок моторных топлив России: какие цены нужны потребителям» (537 Kb), организованном журналом Инфотэк.

Прогноз портала «Алгоритм. Топливный интегратор.»

Оптовый рынок.

Летнее ценовое затишье с середины августа переросло в бурный рост оптовых цен по всей корзине нефтепродуктов. Явление обычное, можно сказать сезонное. Особенность этого сезона заключалась в том что мировые цены на нефть, спускавшиеся весь год, развернули с июля тренд на резко возрастающий, прибавив на июль-август $22 за баррель. Внутренний рынок начал реагировать на мировую тенденцию c запаздыванием. Вторая особенность, разогревающая оптовые цены – это сообщение о 45-дневном ремонте Московского НПЗ, который должен начаться 27 сентября. Убаюкивающим сообщениям оператора НПЗ о том, что дефицита не будет, что выпадающие объёмы будут восполнены поставками с близлежащих НПЗ, рынок не поверил. На биржевых торгах с Рязанского и Ярославского НПЗ трейдеры сметали всё, что предлагалось к продаже. Рынок готовился к дефициту. И не зря. Ожидаемое сегодня распределение августовских ресурсов московского НПЗ не состоялось. Распределения не будет, заявили в компании, а это означает, что товар полностью пойдёт на обеспечение собственной сети АЗС, а остатки, если они будут, предложат рынку. Позиция понятная и вполне объяснимая.

Что же ожидать от сентября?

Несмотря на рост экспортных пошлин в сентябре на нефть – плюс $57,2/тн, на дизель – плюс $37,80/тн, на бензин – плюс $37,70 р/тн и незначительное повышение цены на сентябрьскую нефть для переработки на отечественных НПЗ – плюс 2%, оптовые цены на дизель продолжат рост, но уже без августовского взрыва, а на бензины будут подтягиваться к биржевым эквивалентам, и очень бодро. Первая причина – это грядущий ремонт МНПЗ, вторая – неопределённость с продлением (или не продлением) оборота топлива стандарта ЕВРО-2 на территории РФ. Действующий Техрегламент не допускает его применения с января 2013 года, однако, нефтяники не успели переоборудовать заводы, и в случае не продления срока, рынок может столкнуться с серьёзным дефицитом. Этого опасаются трейдеры и делают максимальные запасы сегодня.

Для того чтобы представить будущие цены московского рынка, следует к нынешним биржевым ценам не ближайших к Москве Ярославском и Рязанском НПЗ прибавить затраты на транспортировку до Москвы и перевалку на нефтебазе, а это примерно от допрасходы от 1100 до 1300 рублей на тонне. Итого выходим на себестоимость биржевых закупок:

  • Аи95 35300 (биржевые)+1200 =36500…36900 р/тн;
  • Аи95 32200 (биржевые)+1200 =33700…34000 р/тн;
  • ДТ 30500 (биржевые)+1200 =31700…32000 р/тн.

И это minimum minimorum. Дольше можно только гадать? Трейдерская маржа будет зависеть от накала дефицита. Чем выше накал, тем выше надбавка.

Розничный рынок.

В сентябре розничные цены в Москве будут продолжать начавшуюся в августе перестройку.

По последнему мониторингу МТА от 27 сентября, средние московские цены на АЗС составляли:

  • Аи95 - 29,84 руб./л;
  • Аи92 - 27,67 руб./л;
  • Аи80 - 25,63 руб./л;
  • ДТ - 29,89 руб./л.

Относительно мелкооптовых цен московского НПЗ эти цены обеспечивают следующую доходность розничных продаж.

С маржой ниже 10% АЗС убыточны. Трагедия в первую очередь коснулась владельцев независимых НПЗ. ВИНКам безразлично в каком звене сформировать центр прибыли. Сейчас они формируют прибыль в оптовом звене. У независимых владельцев центр прибыли есть только и только АЗС, других центров нет. Сегодня они в убытках. Скоро начнут продаваться.

Если к нынешним оптовым ценам прибавить минимальную 10-процентную маржу, то средние розничные цены в сентябре могут подняться, как минимум, повторяю, как минимум до следующих уровней:

  • Аи95 - 30,00 руб./л;
  • Аи92 - 28,60 руб./л;
  • Аи80 - 26,90 руб./л;
  • ДТ - 30,50 руб./л.

Здесь же нужно отметить, что розничные цены несут на себе ярлык социальности и федеральные регуляторы могут их сдерживать, морозить, или снижать, как это было неоднократно в нашей не далёкой истории. Политический аспект цен никуда не делся. Последнее слово останется за политиками.

Некоторые вопросы о будущем состоянии рынка топлива рассматривались на круглом столе в РИА «Новости» на тему: "Цены на топливо: тренд на повышение?".