Обзор 4. Основные события последнего времени

Современные реалии в сфере теплоснабжения

Е.Г.Гашо, В.С.Пузаков. Современные реалии в сфере теплоснабжения. (92 Kb)

В 2002 г. вступил в силу ФЗ «О техническом регулировании», с выходом которого фактически рухнула нормативно‑техническая система (это ГОСТы, СНиПы и другие нормативные документы), создаваемая лучшими техническими умами страны долгие годы и действовавшая в советское время. В соответствии с этим федеральным законом, каждый индивидуум фактически получил право выполнять проектные и строительные работы различных объектов, в частности, энергообъектов. Этим правом стало пользоваться достаточно большое количество людей, часто не имеющих профильного образования. В результате в большом количестве стали происходить технологические отказы и повреждения на ряде вновь вводимых объектов теплоснабжения (источники энергии, тепловые сети, тепловые пункты), что во многих случаях приводило к дискредитации внедряемых современных технологий.

До последнего времени в России отсутствовал комплексный отраслевой закон, регулирующий отношения в сфере теплоснабжения (между всеми заинтересованными лицами: администрации городов, регионов и других территорий, энергоснабжающие организации, потребители, потенциальные инвесторы), который бы способствовал решению указанных и других проблем отрасли.

27 июля 2010 г. Президент РФ Д.А.Медведев подписал закон «О теплоснабжении» (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»).

При разработке законопроекта «О теплоснабжении» Минэнерго России (как ответственное министерство за подготовку законопроекта) были учтены поручения Д.А.Медведева, отраженные в Указе Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190 «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. Закон «О теплоснабжении» в полной мере описал роль и место всех уровней власти в организации надежного обеспечения потребителей теплом.

По мнению одного из основных разработчиков ФЗ «О теплоснабжении» председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Ю.А.Липатова, текст закона является четкой инструкцией организации взаимодействия органов местного самоуправления с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями по вопросам теплоснабжения.

ФЗ «О теплоснабжении» вступил в силу (за исключением отдельных его положений, которые вступят в силу 1 января 2011 г.), которым предусмотрена разработка в кратчайшие сроки 19‑ти подзаконных актов к нему, большая часть из которых будет утверждаться Правительством РФ, оставшаяся часть — уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (которым может статьи Министерство энергетики РФ или Министерство регионального развития РФ; по нашему мнению, таким уполномоченным органом должно быть Минэнерго России).

Проект «Считай, экономь и плати»

Проекты Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации. Проект «Считай, экономь и плати». (433 Kb)

Цели:

  • Формирование оптимальных технических решений по приборам учета энергоресурсов, в том числе разработка и утверждение требований (стандартов) к измерительным системам (приборам учета), внедрение технологий Smart Metering в электроэнергетике, а также разработка механизмов финансирования их установки.
  • Формирование стимулирующих механизмов к установке приборов учета со стороны потребителей и экономии потребляемых энергоресурсов.
  • Тиражирование положительного опыта пилотных проектов.

Задачи:

  • Реализация пилотных проектов по оснащению потребителей энергоресурсов приборами учета, обеспечение принятия приборов учета в коммерческую эксплуатацию и оплаты энергоресурсов по показаниям установленных приборов учета.
  • Формирование концепции по стимулированию установки приборов учета и экономии потребляемых ресурсов.
  • Разработка и согласование требований (стандартов) к измерительным системам (приборам учета) потребления энергоресурсов.
  • Формирование предложений по механизму финансирования процесса установки измерительных систем (приборов учета) потребления энергоресурсов
  • Подготовка и реализация концепции, основанной на выявленных проблемах при проведении пилотных проектов, по снижению фактических потерь при передаче энергоресурсов до нормативных величин.
  • Разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты.
  • В рамках пилотной фазы проекта исследуются проблемы, связанные с оснащением приборами учета тепла следующих муниципальных образований:
    • Ижевск
    • Пермь
    • Киров
    • Каменск‑Уральский

Результаты:

  • Создание системы, обеспечивающей оплату тепловой энергии в соответствии с показаниями приборов учета
  • Минимизация неучтенного расхода энергетических ресурсов, а также их потерь
  • Формирование гибкой клиенто‑ориентированной системы управления потреблением

Проект «Энергоэффективный город»

Проекты Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации. Проект «Энергоэффективный город». (2.01 Mb)

Цель:

Отработка для муниципальных образований типовых технологических и финансовых решений в сфере энергоэффективности, готовых к тиражированию на рыночных принципах

Задачи:

  • Снижение расходов семьи на оплату жилищно‑коммунальных услуг в среднем на 15‑25%;
  • Снижение расходов муниципального бюджета на оплату энергоресурсов на 15‑25%;
  • Снижение общего уровня потребления энергоресурсов отраслями экономики города на 25‑30%;
  • Снижение вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 10‑15% к базовому уровню

Создание схемы финансирования

Субсидирование процентной ставки за счет бюджетных средств Условия предоставления субсидий по привлекаемым кредитам:

  • Предельная процентная ставка — на уровне 11‑14% в год;
  • Предельный срок предоставления кредита — 10 лет;
  • Ежеквартальная оплата процентов по кредиту;
  • Возможность отсрочки оплаты основного долга по кредиту не менее 1 года;
  • Источник гашения кредита — экономия от внедрения энергосервисных мероприятий.

От концепций и стратегий к программам энергосбережения: региональный опыт

Е.Гашо, Е.Репецкая. От концепций и стратегий к программам энергосбережения: региональный опыт. (6.92 Mb)

Типы программ (стратегий) энергосбережения
Наименование программЦели программыИнструментарий и подходыОсновные механизмы
Законодательно обусловленные программыВыполнение требований Федерального законодательстваРаспределение требований по секторам и муниципалитетамЗаконодательные требования, стандарты, нормативы
Инвестиционные программы с ограничениямиМаксимально эффективное освоение имеющихся ресурсов регионаАнализ потерь и потенциалов энерго-сбережения во всех секторах регионаВыбор наиболее инвестиционно привлекательных мероприятий и проектов
Территориально сопряженные программыСбалансированное развитие энергоисточников и комплекса потребителейТопливно-энергетические балансы промузлов и агломераций регионаСбалансированная тарифная политика, управление спросом
Проблемно ориентированные программыРешение ключевых проблем энергобезопасности и развития регионовВыявление иерархии проблем энергобезопасности и энергоэффективностиРеализация приоритетных проектов, повышение энергобезопасности

Общий алгоритм построения программ.

Общий алгоритм построения программ

Энергосбережение в жилищной сфере.

Энергосбережение в жилищной сфере