Обзор 5. Тенденции и прогнозы

Современные реалии в сфере теплоснабжения

Е.Г.Гашо, В.С.Пузаков. Современные реалии в сфере теплоснабжения. (92 Kb)

В последние годы (начиная с 1990‑х гг.) на российском рынке появилось достаточно большое количество современного эффективного оборудования (в основном зарубежного производства) и технологий. Тех, кого интересует описание работы различного энергоэффективного оборудования, в частности могут ознакомиться с ним на сайтах: www.energosovet.ru и www.14000.ru. Кроме этого, на сайте www.rosteplo.ru представлено более 1500 статей не рекламного характера, в которых приведены данные по опыту использования того или иного теплотехнического оборудования и технологий.

Решение задачи повышения качества тепловых сетей (в первую очередь, в пенополиуретановой (ППУ) изоляции) является сегодня самым «больным» местом в системе теплоснабжения.

Трубы в ППУ изоляции стали применять в России в начале 1990‑х гг., изначально они экспортировались из зарубежных стран, а впоследствии стали изготавливаться в нашей стране. Сегодня в России около 120 организаций занимаются производством труб в ППУ изоляции, но только продукцию крупных производителей, которых не больше десятка, можно считать приемлемой по качеству. Качество проектных и строительно‑монтажных работ по прокладке труб в ППУ изоляции также, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего.

По заключению вице‑президента НП «Российское теплоснабжение» Ю.В.Ярового, спустя почти 20 лет использования труб в ППУ изоляции в России, ситуация с качеством их производства, проектирования и монтажа ухудшилась, что в ряде случаев приводило к снижению надежности и срока службы тепловых сетей, несмотря на увеличение объемов прокладки трубопроводов в ППУ изоляции по всей стране. В итоге, некоторые российские города официально отказались от применения труб в ППУ изоляции на своей территории, настолько оказалась дискредитирована эта технология!

Таким образом, трубы в ППУ изоляции за 20 лет применения в нашей стране стали, пожалуй, самым ярким примером дискредитации современной эффективной технологии.

Динамика энергопотребления в России на фоне глобальных тенденций

Материалы двадцать третьего Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса» от 26 июня 2001 года. Ю.Д.Кононов, Е.В.Гальперова, О.В.Мазурова, В.В.Посекалин. Динамика энергопотребления в России на фоне глобальных тенденций. (72 Kb) Полный текст доклада можно заказать на сайте семинара.

Согласно прогнозам специалистом ИСЭМ СО РАН.

Жилая площадь и площадь общественных организаций, приходящаяся на одного человека, к 2020 г. должна достигнуть среднеевропейского уровня начала 80‑х годов, увеличившись в среднем по России соответственно с 18,8 до 29,0 кв.м/чел. и с 4,0 до 11,0 кв.м/чел.

Таблица 1. Изменение энергоемкости отдельных отраслей промышленности в 2020 г., (в % к уровню 2000 г.)
ОтраслиПри темпах ВВП 3%При темпах ВВП 5,5%
электроемкостьтеплоемкостьтопливоемкостьэлектроемкостьтеплоемкостьтопливоемкость
Машиностроение0,710,540,420,670,450,36
Нефтедобыча0,970,890,950,960,980,89
Нефтепереработка0,930,850,860,910,780,89
Газовая0,970,860,860,930,750,82
Угольная0,900,800,690,850,750,61
Черная металлургия0,910,590,770,840,500,73
Цветная металлургия0,830,550,600,820,500,56
Химическая0,890,590,570,850,460,46
Лесопромышленный комплекс0,910,800,670,890,770,56
Промышленность строительных материалов0,890,620,780,860,520,75
Легкая0,880,550,800,870,480,46
Пищевая0,940,590,670,930,520,56
Прочие0,840,590,560,830,510,49
Промышленость в целом0,810,650,620,770,590,54

Наибольший удельный вес (в США около 55%, а в России и европейских странах более 60%) в структуре энергопотребления домашних хозяйств и сферы услуг занимает отопление. Душевые расходы энергии на отопление изменяются под влиянием двух основных противодействующих тенденций: увеличения площади жилых и общественных зданий в расчете на одного человека и снижения расхода энергии на 1 кв.м отапливаемой площади.

Основные направления повышения эффективности энергообеспечения потребителей региона

Материалы шестьдесят первого заседания Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса» от 31 мая 2005 года. В.В.Литвак, М.И.Яворский, Г.Н.Климова. Основные направления повышения эффективности энергообеспечения потребителей региона (на примере Томской обл.). (95 Kb) Полный текст доклада можно заказать на сайте семинара.

ДИСКУССИЯ

А.С.НЕКРАСОВ

Какая у вас оценка перехода на электроэнергию для горячего водоснабжения и для отопления с учетом того, что творится в теплоснабжении централизованно? Как оно развивается? Какая динамика?

В.В.ЛИТВАК

Электроотопление есть и это надо принимать как факт. Слава богу, его в городе очень немного.Очень небольшое развитие. Используется только в отдельных домах коттеджного типа, которых в городе и за городом немного и в которых живут обеспеченные люди. Для них комфорт важнее затрат. Стоимость электроотопления значительно выше централизованного теплоснабжения и будет еще выше. Поэтому зона эффективности невелика.

Комплексный подход и логистика территориального энергохозяйства

Материалы сорок девятого заседания Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса» от 24 февраля 2004 года. Е.Г.Гашо, А.В.Коваль, М.И.Постельник. Комплексный подход и логистика территориального энергохозяйства: единство технических, организационно-экономических и информационных решений. (442 Kb) Полный текст доклада можно заказать на сайте семинара.

Электроотопление может иметь право на существование. Просто нужно понять три вещи. Первая — в этом случае мы в три раза больше расходуем топлива. Вторая. Давайте переведем дом полностью на электроотопление, а у нас кабеля погорят. Если дом начинает зимой включать калориферы, перенагрузка идет по максимуму. Наконец, третий важный инфраструктурный фактор, которого Вы коснулись и который является самым важным. Когда мы говорили о системах централизованного теплоснабжения, эффективных для больших городов, то отмечали, что в них четверть или треть топлива ТЭЦ экономится. А сколько тратится в сетях?

Если эта экономия полностью «съедается» в сетях, давайте тогда децентрализуем эти сети тем или иным образом, чтобы мы могли эту экономию переводить туда. Тут возникают другие вопросы.

Анализ основных тенденций развития систем теплоснабжения в России и за рубежом

И.А.Башмаков. Анализ основных тенденций развития систем теплоснабжения в России и за рубежом. (1.46 Mb)

В 2000‑2006 гг. происходили процессы децентрализации теплоснабжения. Протяженность тепловых сетей снизилась на 4%, снизилась доля сетей малых диаметров (с 77 до 74%), удельный вес числа малых котельных с мощностью менее 3 Гкал/час вырос с 70 до 73%, доля тепла произведенного на индивидуальных установках выросла с 18 до 20%.

При сохранении существующих объемов вложений в перекладку тепловых сетей (3 млрд., при потребности в 200‑250 млрд.руб.) реализация потенциала энергосбережения растягивается на 20‑25 лет.

С 2000 г. увеличивалось производство тепла только на индивидуальных, теплоутилизационных и прочих установках, при стагнации или некотором снижении его выработки на электростанциях и котельных.

Среднее потребление тепловой энергии на цели отопления в жилых зданиях, присоединенных к системам централизованного теплоснабжения в 2006 г. по сравнению с 2000 г. снизилось на 15% (в «сложенных процентах» это 2,8% в год).

Повышение эффективности конечного потребления тепла и снижение потерь в сетях может привести к снижению потребления тепла на 840 млн.Гкал, или на 52%. Самый большой потенциал — в жилых зданиях (385 млн.Гкал), затем — в системах транспорта и распределения тепла и потреблении тепла в энергетике (237 млн.Гкал). В производственном секторе — 129 млн.Гкал.

В странах ОЭСР потребление тепла от ТЭЦ и крупных котельных существенно опережало рост потребления первичной энергии. Производство тепла выросло с 578 до 862 млн.Гкал, или на 49%, при росте потребления первичной энергии только на 5%

Федеральный закон № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»

Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (312 Kb) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения. Плюсом закона является отсутствие жесткой направленности преобразования систем централизованного теплоснабжения по следующим вопросам: право собственности на теплоснабжающие организации, разделение сетей и генерации, регулирование или конкуренция. Это позволяет муниципалитетам организовывать свои СЦТ в зависимости от местных условий и специфики.

Вводятся стимулирующие энергоэффективность нормы.

  • Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.
  • Плата за поддержание резервной мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети с целью сохранения возможности возобновления потребления в будущем.

В случае наличия возможности осуществления экономически оправданного перехода отношений, возникающих в рамках отдельной системы теплоснабжения, из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного теплового рынка, регулирование тарифов может быть отменено в отношении всех или отдельных тарифов в системе теплоснабжения в целом или её части. Однако защита потребителей при этом не прописана.

В опубликованной в журнале «Новости теплоснабжения», № 8, 2010 г., с. 39‑45 подборке комментариев (Комментарии к Федеральному закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении». (75 Kb)) отмечается:

  • Закон восполняет этот пробел возникший в период активной фазы реформ в «большой» электроэнергетике.
  • Текст закона является четкой инструкцией организации взаимодействия органов местного самоуправления с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями по вопросам теплоснабжения.
  • Закон позволит урегулировать такие важные вопросы как: порядок ценообразования; порядок заключения договором теплоснабжения и их существенных условий; обеспечение соблюдения параметров качества предоставления тепловой энергии;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию, утверждению нормативов технологических потерь, инвестиционных программ организаций, платы за подключение. Ранее эти полномочия были у муниципальных, либо, в отношении нормативов потерь, у федеральных органов власти.
  • Схема развития системы теплоснабжения утверждаемая местными органами власти определяет режим загрузки генерирующих мощностей в системе, независимо от их принадлежности и формы собственности, исключительно исходя из критериев экономической эффективности. В базовых режимах будут работать более эффективные ТЭЦ, в пиковых — котельные.
  • Определен порядок выявления и передачи бесхозяйных сетей, условия оплаты резервной мощности. До настоящего времени договора на поддержание резервной мощности не заключались в виду отсутствия правовой базы и тарифного регулирования.
  • Установлено, что в критерии определения готовности потребителя к отопительному периоду, входит и отсутствие задолженности за тепло.
  • В отношении поселений с одноэтажной застройкой, регулирование тарифов на централизованное теплоснабжение может быть отменено.
  • Плата за подключение ограничена затратами на создание тепловой сети от потребителя до точки подключения. Остальные затраты на усиление существующей системы теплоснабжения включаются в тарифы на тепловую энергию.
  • Ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям возможны при наличии задолженности потребителя более чем за один период платежа, но ограничение поставок тепловой энергии в отношении одних потребителей, не должно приводить к ограничениям поставок добросовестным плательщикам.
  • В перечень регулируемых тарифов включается тариф на теплоноситель, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
  • Возможна дифференциация тарифов в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии.
  • Возможно установление тарифов на уровне выше предельного без согласования с федеральным органом исполнительной власти, если такое превышение обусловлено необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
  • В регулировании тарифов допустимы следующие методы: метод экономически обоснованных затрат; метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. Применение метода обеспечения доходности на инвестированный капитал требует согласования с ФСТ России.

Со вступлением в силу ФЗ «О теплоснабжении» мы получили закон для отрасли теплоснабжения, которая де‑юре существовала, а де‑факто была «размазана» по другим отраслям, таким образом фактически произошло разделение сферы ЖКХ на «Ж» и «К» (жилищное и коммунальное хозяйство).