Обзор 6. Комментарии участников Тематического сообщества по проблеме оценки эффективности теплоснабжения

Петрик Иван Павлович

Вообще, я бы назвал энергетику России не «занозой», а скорее больным сердцем экономики. «Заноза» в этом сердце — отсутствие законодательной базы по малой энергетике. И остальные симптомы болезни — отсутствие компетенции у бюрократического аппарата и все ещё одичалость нашего «рынка». Кто внимательно изучал 261 ФЗ, наверно, понял, что его писали юристы, а не технари, и писали под диктовку, не дай бог, чтоб не затронуть естественных монополистов.

Что касается прикладных вопросов.

  1. Децентрализация или централизация.
    По районная централизация тепла, котлами на водо‑угольном топливе (ВУТ) и в обязательном порядке с цехами по сжиганию мусора. С трассами подземного залегания в лотках, из полимерных труб с утеплителем.
  2. Меры по расходу тепла.
    Для каждого объекта свои. Но общие таковы: приборы учета, система регулирования тепла, окна с тройным остеклением, грамотное обслуживание внутренних сетей отопления, культура бережливости тепла. Для промышленных предприятий песня сугубо сольная и отдельная.
  3. Механизм устранения «конфликта интересов».
    Правовая, нормативная, техническая база позволяющая открыть энергопоставляющее предприятие любому желающему в течение 6 месяцев. Вот и весь конфликт. Чистый защищенный рынок. И разрешить энергоаудиторам заключать энергосервисные договора.
  4. Мотивация.
    Не бывает выгодно всем. Первые шаги должны предпринять ПОТРЕБИТЕЛИ. А дело Государства НЕ ПОЗВОЛИТЬ ПОДНИМАТЬ ТАРИФЫ после снижения энергопотребления: это, и только это толкнет ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ реально заняться эффективностью.
    И самое, на мой взгляд, важное — жестко истребовать выполнение 261 ФЗ со всех участников рынка, это не знаю, как у кого, а в Кузбассе ни кто не шелохнулся.

Семикашев Валерий Валерьевич

При определении разумного сочетания СЦТ и децентрализованного теплоснабжения (ДТ) следует учесть ряд рекомендаций МЭА:

  1. Созданием независимого надзорного органа (органов), который бы ориентировался на наиболее экономичный вариант организации теплоснабжения в долгосрочной перспективе и защиту интересов потребителей.
  2. Необходимы прогнозы долгосрочного спроса на тепло, в том числе от СЦТ. Определение оптимальных вариантов организации теплоснабжения. Ориентация на теплофикацию. Определение излишних мощностей для их последующего вывода или продажи.
  3. Разработка плана (планов) развития теплоснабжающих сетей и организаций, производящих тепло.
  4. Введение альтернативных методов тарифообразования (не только «затраты+»).

Некоторые аспекты учтены в недавно принятом законе о тепле.

Технические аспекты специалистам известны, надо преодолеть институциональные и экономические барьеры.

Гашо Евгений Геннадьевич

Что можно сказать — если кратко: материалы в большинстве случаев — на «ростепло.ру» и надо всем пока рекомендовать новый закон о теплоснабжении. Он все‑таки меняет ситуацию немного, вводит новые понятия, упорядочивает отношения. Надо изучать его всем.## Грицевич Инна Георгиевна

Выбор между централизованной и децентрализованной генерацией, а скорее системой снабжения тепла и электроэнергии (особенно в случае тепла) должен определяться прежде всего экономическими критериями. Какие и как при этом должны учитываться затраты и выгоды, специалистам давно в принципе известно, хотя задача эта непростая и довольно трудоемкая.

А при наличии свободы выбора между этими системами (конкуренции!) легче будет решить и проблему монопольного завышения тарифов поставщиками. Российская установка на очень плотную городскую жилую застройку в условиях продолжительного отопительного сезона «заточена» на централизованную систему теплоснабжения.

Пузаков Вячеслав Сергеевич

Мы у себя в журнале «Новости теплоснабжения» уже 10 лет (15 сентября нам уже 10 лет!!!) говорим об эффективности различных технологий, поэтому данный пункт мне кажется достаточно объемным.

Могу рекомендовать уважаемого г‑на А.Б.Богданова из Красноярска, который достаточно много лет занимается проблемой разнесения затрат на выработку тепловой и электрической энергии на ТЭЦ (знает проблему изнутри).

Кроме этого, рекомендую поставить вопрос следующим образом: Роль «малой» энергетики в решении проблем «большой» энергетики (фразу взял у одного из нашего автора, который также «собаку съел» на этом деле, но она лучше всего подходит), т.е. роль мини‑ТЭЦ в «большой» энергетике.

В части соотношения централизация‑децентрализация как нельзя кстати «подошел» федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г., который определяет, в частности, обязательную разработку схем теплоснабжения в регионах, наличие которых и позволяет видеть, где и что нужно построить или наоборот закрыть низкоэффективные источники тепла (котельные) с загрузкой наиболее эффективных (ТЭЦ) и т.д.