Резюме обзора

Разнообразие региональных систем теплоснабжения, отличающихся не только количественными показателями, но и качественно, определяет особенности приоритетов повышения энергоэффективности теплоснабжения и разные пути проведения этих мер.

Степень концентрации объектов, требующих теплоснабжения, и, соответственно, централизации теплоснабжения в поселениях в значительной мере зависит от градусо‑суток отопительного периода (ГСОП). Чем севернее, тем больше значения ГСОП и выше централизация теплоснабжения. На границе Черноземья и Южного округа с ГСОП = 4000 децентрализованное теплоснабжение становится конкурентоспособным, южнее — его доля, естественно, растет.

Исторически системы теплоэнергоснабжения в регионах России развивались вместе с промузлами, наследуя технические и пространственные особенности момента формирования промузла и стадий развития города. Но в разных по истории формирования системах теплоснабжения при росте численности населения и изменениях характера расселения проявляются несколько общих для всех «порогов энергоэффективности».

Первый порог для условий климата средней полосы России возникает при переходе от индивидуальных домов к многоквартирным. При этом удельное теплопотребление зданиями падает примерно в три раза. Массовое создание коттеджей ликвидирует часть экономии тепла возникающей на этом пороге эффективности.

Второй порог — когда рост количества многоквартирных домов создает такую потребность в тепловой нагрузке, которая оправдывает создание централизованного отопления от бытовых или промышленных котельных с существенными потерями тепла в распределительных сетях. Это ориентировочно города с 90‑120 тыс.человек.

Третий порог — когда город достигает уровня 250‑300 тыс.человек, и становятся эффективными ТЭЦ, с сопутствующей экономией топлива за счет когенерации. Для городов в Сибирской части страны и со значительной промышленной нагрузкой цифры порогов эффективности несколько меньше.

Теплоснабжение во времена СССР развивалось от промузлов и промышленных ТЭЦ и доля тепловой нагрузки промышленности была доминирующей (до 65% в общей нагрузке). Соответственно этому, экономия топлива от комбинированной выработки тепла и электроэнергии определялась именно промышленным теплопотреблением. В период экономического спада это структурное преимущество резко сжалось, и многие системы теплоснабжения, вынужденные содержать избыток мощности, попали в институциональную ловушку неэффективности.

Отдельный пласт экономических проблем теплоэнергетики связан с тем, что технологически единый процесс сжигания топлива производит разные виды товара (электроэнергию, мощность, тепло и др.), затраты на которые не просто непрозрачны, а порой волюнтаристски перераспределены. Это перераспределение имеет давнюю (еще в СССР) историю. Замещение физических представлений о преобразованиях разных видов энергии искаженными экономическими категориями привело к доминированию влияния промышленных потребителей высокопотенциальной электроэнергии и принижению роли населения и муниципальных потребителей низкопотенциальной тепловой энергии. В результате возникла скрытая экономическими показателями система реального субсидирования институционально влиятельных электропотребителей за счет неорганизованных и менее защищенных муниципальных потребителей и населения.

Попытки создать рынок на унаследованной институциональной базе (тарифообразование по схеме «затраты+») ведут к скачкам тарифов. Только сделав прозрачным для участников рынка (включая население) физические потоки энергии в процессах её преобразования и распределения электричества, мощности, тепла (в т.ч. физические потери на каждой из стадий), можно устранить скрытое субсидирование, искажающее товарную сущность энергии и, соответственно, управление финансовыми потоками, включая инвестиции.

Технические аспекты специалистам известны (в обзоре приведено несколько практических примеров). Важно преодолеть институциональные и экономические барьеры. Некоторые аспекты учтены в недавно принятом законе о тепле и включают введение альтернативных методов тарифообразования, создание муниципальных схем теплоснабжения и независимого надзора, ориентированных на наиболее экономичный вариант организации теплоснабжения в долгосрочной перспективе.