Цифры и факты

Впервые стандарты энергоэффективности установлены в Польше для бытовых приборов в 1962 году, для холодильников во Франции в 1966 году. При унификации условий торговли в Европе такие стандарты были отменены в начале 1980‑х годов. Существенное снижение энергопотребления дали стандарты штата Калифорния действовавшие с 1978 года. Корея с 1992 года ввела минимальные энергетические стандарты примерно для 20 товаров, включая детальные процедуры проверки, тестирования и соответствия.

Стандарты и/или маркировку применяют свыше 57 стран для 46 групп товаров. Маркируются следующие товары: приборы освещения в т.ч. флуоресцентные лампы, нагревательные приборы (утюги, конвекторы и т.д.), сушильные машины барабанного типа, стиральные и посудомоечные машины, кухонное оборудование (комбайны, электрические и газовые духовые шкафы, водонагреватели, кофемолки, тостеры и т.д.), холодильники и морозильники, микроволновые печи, электрические рисоварки, пылесосы — в т.ч. моющие, телевизоры, видеомагнитофоны и DVD‑плееры, ТВ‑ресиверы, аудиотехника, компьютеры (в т.ч. мониторы и принтеры), копировальные аппараты и устройства для графического ввода данных, газовые и дизельные водонагреватели (АОГВ), обогреватели помещения, электроунитазы, вентиляторы и воздушные завесы, холодильные установки для центральных систем кондиционирования воздуха, комнатные кондиционеры, здания и жилые помещения, инженерное оборудование, насосы, моторы, двигатели, легковые и грузовые автомобили, электротрансформаторы, торговые автоматы… Добровольные маркировки компьютеров используются в 21 стране мира. Компьютеры‑серверы до сих пор не регулируются.

В потенциале энергосбережения в России более 50% приходится на «порядок, требования, стандарты и запреты», в т.ч. СМЭЭ.

В Австралии автомобили массой до 3500 кг должны при продаже снабжаться маркировкой на лобовом стекле с указыванием топливной экономичности в литрах на 100 км. В Японии программа «Лидер гонки» (Top Runner) предусматривают повышение топливной экономичности транспортных средств на 7‑22% в 2010‑2015 годах. В Великобритании маркировка приводит сведения о расчетной стоимости топлива на пробег в 12 тыс.миль и сумму ежегодного налога с владельца.

В Дании введение домостроительных нормативов происходили в среднем один раз в 10 лет. Последнее обновление принято в 2006 г. Оно увеличило требования к энергоэффективности зданий на 25‑30% и предусматривает проверки их соблюдения (раньше было достаточно предъявить проект, удовлетворяющий нормам). Закон обязал применять новые маркировки к зданиям, которые продаются или сдаются в аренду. Для зданий более 1000 кв.м перемаркировка должна производиться не реже, чем раз в пять лет. Введена маркировка теплопотерь окон.

В Нидерландах здания, находящиеся в зелёном диапазоне сертификатов энергоэффективности имеют немного более высокую цену сделок и чуть более короткие сроки продажи домов.

Тунис, страна с сильной зависимостью от импорта, создал собственную испытательную лабораторию для проверки в ней ввозимых товаров. Стоимость испытаний оплачивается импортером. В комплексе с технической поддержкой отечественных производителей энергетические характеристики бытовой техники улучшены на 20% при 20‑процентном снижении стоимости.

На российском рынке промышленного энергопотребляющего оборудования доминируют импортные товары (насосы, кондиционеры воздуха, вентиляционные установки — около 70%). На рынке бытовой техники: импорт холодильников составляет 50%, стиральных машин – 70% и кондиционеров воздухов – свыше 80%.

В России за 2006 год продажи холодильников «А» или «А+» составляют 37% (83% в Западной Европе и 78% в странах ЦВЕ). В 2007 г. наблюдалась тенденция к повышению класса проданных холодильников и 87%, соответствовали, как минимум, классу B. Доля стиральных машин такого класса была еще больше — 97,6%.

В Москве лишь 15% потребителей намерены приобретать энергоэффективные электроприборы. Интересно, что 80% респондентов со средним уровнем доходов (около 70% населения) отдают приоритет энергоэффективности или, как минимум, принимают ее в расчет, тогда как среди потребителей с высоким доходом (около 10% населения) такое отношение высказали лишь 50%, остальные же 50% приобретают изделия класса «люкс», не обращая внимания на их параметры энергоэффективности.

В России цены энергоэффективных приборов почти вдвое превышают средние цены на аналогичные изделия в ЕС. Завышение цен на 25–30%, по сравнению с Западной и Центральной Европой, формирует большой разрыв между изделиями с «обычной» и высокой энергоэффективностью.

В энергопотреблении домохозяйства 27% составляет доля осветительного оборудования, 33% холодильников, 7% стиральных машин, по 6 %. электроплит/электропечей и телевизоров, менее 1% бытовых кондиционеров. Пренебрежимо мала доля посудомоечных машин и сушильных машин для белья.

В России энергопотребление для кондиционирования воздуха оценивается в 12,8 ТВт.ч/год (насосы), 2,9 ТВт.ч/год (промышленные кондиционеры и вентиляторы) и 0,85 ТВт.ч/год (холодильные установки для центральных систем кондиционирования воздуха). Промышленные кондиционеры характеризуются относительно высокой энергоэффективностью, у промышленных вентиляторов остается большой нереализованный потенциал экономии электроэнергии.

В 1999 году введен ГОСТ Р51388‑99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования», заложивший основы системы маркировки (этикетирования). Никаких дополнительных стандартов для изделий, указанных в ГОСТ 51388‑99, разработано не было.

Ростест‑Москва является единственной организацией в России, располагающей базой для подтверждения соответствия эксплуатационных характеристик бытовых приборов согласно международным стандартам МЭК/ЕН.

Потенциала энергосбережения в крупных городах России (на примере Москвы) на 29% реализуется средствами пропаганды и на 34% сосредоточен в конечном потреблении.

В Австралии программа стандартов и маркировки за 20 лет принесет по оценкам к 2020 году 4,8 млрд.австралийских долларов. В Европе программа минимальных стандартов энергетических характеристик с 1992 года охватывает 27 государств‑членов ЕС и семь других стран. К 2006 году потребление энергии сократилось на 40% по стиральным машинам (с 0,30 кВт.ч/кг в 1993 году до 0,24 кВт.ч/кг в 1998 и до 0,18 кВт.ч/кг в 2006) и на 60% по холодильникам.

В Японии экономия от программы «Лидер гонки» оценивается в 200 ПДж за год в ЖКХ и сфере услуг и 200‑350 ПДж на транспорте. Она должна обеспечить 16‑25% сбережения энергии в экономике страны до 2010 года или около 2‑2,5 тыс.ПДж. Для включения продукта в программу «Лидер гонки» он должен пройти уровень начального проникновения на рынок Японии, иметь высоко/крайне специализированное использование, быть энергоемким (потенциал энергосбережения), не быть субъектом регулирования другими стандартами, не иметь утвержденного формата замера энергоэффективности.

Корея оценивает экономию от одних только эффективных моторов в 1,4 млрд.долл.США.

В государствах‑членах Энергетической Хартии прогнозируется повышение на 20‑50% эффективности большинства основных бытовых приборов, на долю которых приходится свыше половины всего объема потребления энергии населением. В Великобритании СМЭЭ для холодильников и морозильных камер экономит 3,5 ТВт.ч электроэнергии ежегодно (сокращает бытовое энергопотребление на 2%). В Австралии на долю экономии приходится 6‑7% всего спроса на электроэнергию. В России СМЭЭ потенциально может экономить 30‑35 ТВт.ч в год, или 6% от общего объема спроса на электроэнергию.