Обзор 3. Состояние в России: Организация разработки, внедрения и нормативного сопровождения СМЭЭ

Общая картина (в основном [1, стр. 34‑35]).

В настоящее время в России не существует законодательства, предписывающего маркировку энергоэффективности или минимальные требования к энергетическим характеристикам энергопотребляющих изделий. В 1996 году принят Федеральный закон «Об энергосбережении», регулирующий деятельность в сфере энергосбережения, но никаких конкретных требований относительно энергоэффективности товарной продукции не установлено. [1]

Структура потенциала энергоэффективности в крупных городах России (на примере Москвы) [13].

В период 1983‑1999 годов был принят ряд технических стандартов, устанавливавших общие требования к товарам, включая их энергопотребление. Эти технические требования являлись обязательными вплоть до принятия Федерального закона «О техническом регулировании» в 2002 году, в котором был установлен их рекомендательный характер. В 1999 году введен ГОСТ Р 51388‑99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования», заложивший основы системы маркировки (этикетирования), которая во многом унифицирована с европейской. Он предусматривает маркировку (этикетирование) целого ряда изделий, таких как газовые и электрические приборы, лампы, изоляционные материалы и автомобили. Более детальные конкретные требования по классам энергопотребления разработаны только для бытовых холодильников и морозильных камер — в ГОСТ Р 51565 2000. Данный ГОСТ устанавливает семь классов энергоэффективности от «А» до «G» и сведения, подлежащие указанию в этикетке энергоэффективности. Кроме того, в нем был предусмотрен отказ от выпуска холодильников класса «G» после 2002 года и класса «F после 2004 года. Никаких дополнительных стандартов для изделий, указанных в ГОСТ 51388‑99, разработано не было, что, по всей вероятности, объясняется его рекомендательным характером и отсутствием полномочного государственного органа по его исполнению.

Существующие рекомендательные стандарты и этикетки ЭЭ в России [1]
 СтандартЭтикетка
Кондиционеры воздуха (оконные, сплит‑системы, с воздуховодамиХ 
Кондиционеры воздуха комнатныеХХ
Аудиотехника — бытовые усилители сигналов звуковой частотыХ 
КомпьютерыХ 
Посудомоечные машиныХХ
Морозильные камерыХ 
Устройства для графического ввода данныхХ 
МониторыХ 
ПринтерыХ 
Электрические духовые шкафыХХ
Холодильники и/или холодильники с морозильными камерамиХХ
ТелевизорыХ 
Водонагреватели электрическиеХХ
Микроволновые печи Х
Стиральные машины Х
Стиральные машины с сушилками Х
Сушильные машины Х
Бытовые лампы Х
Флуоресцентные лампы Х
Светильники Х
Отопительные системы Х
Водонагреватели газовые Х
Газовые духовые шкафы Х

Органы по осуществлению

В Российской Федерации имеется несколько федеральных учреждений, отвечающих за управление различными направлениями деятельности в области энергоэффективности: Министерство экономического развития, Министерство топлива и энергетики, Министерство образования и науки, Министерство природных ресурсов, Министерство регионального развития, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по строительству и жилищно‑коммунальному хозяйству и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Однако единого органа, которому было бы поручено осуществление программы маркировки энергоэффективности в стране, в настоящее время не существует. [1]

В 2008‑2011 гг. реализуются проекты под эгидой ПРООН, которые направлены на повышение энергоэффективности отдельных сегментов:

  1. «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения». На сайте проекта представлена информация и целях и результатах работы
  2. «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» (СиМ). На сайте проекта представлена информация о задачах и выполняемых работах.
  3. «Повышение энергоэффективности зданий на Северо‑Западе России».

Контроль за маркировкой осуществляют следующие органы (по материалам презентации А.Ю.Жукова «Механизмы регулирования энергетической эффективности» (244 Kb))

Госконтроль за соблюдением законодательства по энергетической эффективности

Реализация ППР от 20 февраля 2010 г. № 67 и № 318

Зарубежный опыт контроля маркировки (по материалам презентации Е.А.Поляковой «Маркировка оборудования как инструмент повышения энергоэффективности. Нормативное обеспечение.» (343 Kb))

Механизмы подтверждения показателей энергетической эффективности продукции в мир

Развитие нормативной правовой базы (стандартов) и проблематика испытаний

ГОСТ Р 51388‑99 установил общие требования и методы подтверждения соответствия показателей энергоэффективности энергопотребляющих изделий, указанных в стандарте: декларация изготовителя, порядок проведения сертификационных испытаний и анализ статистических данных. Никаких других детальных процедур испытаний для различных видов оборудования не существует, равно как не приняты какие‑либо международные процедуры испытания эксплуатационных характеристик.

Ростест‑Москва является единственной организацией в России, располагающей базой для подтверждения соответствия эксплуатационных характеристик бытовых приборов согласно международным стандартам МЭК/ЕН. В состав испытательного центра входит лаборатория испытаний на надежность, которая способна проводить испытания качества, надежности, потребительских свойств и эксплуатационных характеристик следующих приборов: стиральных машин, сушильных машин барабанного типа, посудомоечных машин; холодильников, морозильных камер; пылесосов, моющих пылесосов; кухонного оборудования (кухонных комбайнов, кофемолок, тостеров и т.д.); нагревательных приборов и водонагревателей (утюгов, конвекторов и т.д.). Лаборатория проводит различные испытания на протяжении вот уже 12 лет, и в число ее клиентов входят такие ведущие изготовители, как Miele, Electrolux, Zanussi, Bosch‑Siemens, Whirlpool, Arcelik, Henkel, Reckitt Benckiser, немецкий институт потребительской информации Stiftung Warentest, а также отечественные потребительские объединения. Недавно некоторые результаты сравнительных испытаний эксплуатационных характеристик стиральных машин в соответствии с требованиями стандарта ЕН 60456 были опубликованы в регулярном издании Ростеста «Московский тест». [4]

Влияние на изготовителей и на импорт

На российском рынке промышленного энергопотребляющего оборудования (насосы, кондиционеры воздуха, вентиляционные установки) доминируют импортные товары (импорт составляет в среднем 70%), как правило, таких ведущих изготовителей, как Grundfos, York и Trane. Ввиду интенсивного развития рынка такой продукции, некоторые изготовители (York, VTS Clima) создали собственные производственные мощности в стране, где применяются передовые технологии. Рынок высокоэффективных местных брендов, таких как Веза, Korf и Мара также растет.

Аналогичное положение наблюдается и на рынке бытовой техники: импорт холодильников составляет 50%, стиральных машин — 70% и кондиционеров воздухов — свыше 80%. В стране имеется 10 местных изготовителей холодильного оборудования, причем два из них занимают около 80% рынка отечественной продукции — «Стинол» и «Бирюза». На рынке стиральных машин преобладают такие ведущие европейские производители, как Indesit, Electrolux, Candy Arcelik, вложившие крупные средства в организацию высокотехнологичного местного производства. Энергоэффективность отечественных брендов все еще отстает от европейских.

Внутренний рынок бытовой техники

Доля высокоэффективных бытовых приборов на российском рынке (по данным за 2006 год) по сравнению со странами Западной и Центральной Европы все еще невелика. Продажи холодильников классов энергоэффективности «А» или «А+» составляют 37% по сравнению с 83% в Западной Европе и 78% в странах ЦВЕ. Вместе с тем, данные за 2007 год свидетельствуют о том, что на рынке наметилась некоторая тенденция к повышению класса энергоэффективности реализуемой продукции. По имеющимся данным, цены на холодильники классов «А» и «А+» в России почти вдвое превышают средние цены на аналогичные изделия в ЕС, ограничивая тем самым возможности расширения выхода таких товаров на рынок.

Потребители

Данные об осведомленности потребителей о преимуществах высокоэффективной продукции отсутствуют. Наблюдения экспертов указывают на растущий интерес потребителей в крупных российских городах к бытовой технике, относящейся к высоким классам энергоэффективности. В настоящее время осуществляется несколько муниципальных и региональных программ энергоэффективности, и хотя они не ориентированы специально на энергопотребляющее оборудование, большинство из них включает в себя компоненты повышения осведомленности и просвещения потребителей по данному вопросу.

Развитие нормативной правовой базы

Развитие нормативной правовой базы предусмотрено Планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», утвержденным Постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 1830‑р (далее — План мероприятий по энергетической эффективности).

В целях реализации ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и Плана мероприятий по энергетической эффективности приняты ряд подзаконных актов и законодательных актов органов исполнительной власти, в том числе:

  • Постановление Правительства от 31 декабря 2009 года № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
  • Постановление Правительства от 31 декабря 2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара». В Постановлении Правительства № 1222 включены виды продукции, которые в настоящее время не подлежат маркировке энергоэффективности в ЕС, что может привести к некоторым проблемам. Необходимость определения параметров энергоэффективности, отличных от принятой в ЕС практики, может привести к существенному росту издержек изготовителей, связанным с необходимостью получения альтернативных европейским параметров энергоэффективности при физической невозможности своевременно обеспечить всю вводимую в оборот продукцию необходимой информацией;
  • Постановление Правительства от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Приказ Минпромторга от 29 апреля 2010 г. № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности…».

В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» Постановлением Правительства № 1222 был установлен Перечень видов товаров (40 Kb), на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, а Приказами Минпромторга от 29 апреля 2010 года № 357 и от 7 сентября 2010 года №№767-769 были утверждены правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, гармонизированные с положениями Директивами ЕС.

Существуют определенные проблемы реализации требований, установленных российским законодательством к энергоэффективности бытовых электроприборов и офисной техники, что приводит к дополнительным затратам и сложности контроля (по материалам презентации А.В.Зажигалкина Нормативно-техническое регулирование энергоэффективности в России. ФЗ № 261. Проблемы реализации и пути их решения. (2.45 Mb)):

  • установленный перечень требований не совпадает с европейским (т.е. требуется подтверждать и указывать характеристики, которые не включены в требования по европейской маркировке, с которой российская должна быть гармонизована (гармонизация с нормами ЕС — одно из базовых положений разработки системы стандартизации и маркировки в России);
  • не установлен вид этикетки (маркировки);
  • отсутствуют стандартизированные методы испытаний характеристик энергоэффективности;
  • гармонизация и согласование стандартов и маркировок со странами Таможенного союза.

В презентации А.В.Зажигалкина Нормативно-техническое регулирование энергоэффективности в России. ФЗ № 261. Проблемы реализации и пути их решения. (2.45 Mb) приведены планируемые изменения списка продукции, подлежащей маркировке:

Ввод маркировки переносится на 2014 г.:

  • Телевизоры
  • Электродуховски бытовые, в т.ч. в составе электроплит
  • Лифты

Исключаются из списка:

  • Принтеры и копировальные аппараты
  • Электроплиты кухонные бытовые
  • Микроволновые печи бытовые
  • Электроприборы для отопления бытовые
  • Электроприборы для нагрева жидкостей бытовые

Исключается обязательность маркировки (т.е. возможна добровольная):

  • Компьютеров и других электронных устройств и организационной техники

Техническое регулирование

В [8] подробно описывается дальнейшее совершенствование регулирования СМЭЭ в рамках процессов технического регулирования. Для решения вопросов повышения энергетической эффективности в Российской Федерации внесены изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», а именно:

  1. «Технические регламенты принимаются в целях: …- обеспечения энергетической эффективности»;
  2. «Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности».

При анализе действующих Технических регламентов было выявлено, что 8 из них содержат требования к энергетической эффективности.

Меры, определенные ФЗ «О энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»и «О техническом регулировании», могут быть реализованы с помощью национальных стандартов. При этом использование национальных стандартов гармонизированных с международными стандартами предоставляет следующие преимущества:

  • установление единой терминологии и физических величин;
  • кодификацию лучшей практики и системы менеджмента;
  • накопление необходимых инженерных практик;
  • разработку единых методов испытаний, измерений и учета;
  • продвижение практики управления энергосбережением;
  • поддержку научного взаимодействия и гармонизации общей политики;
  • помощь в повышении информированности и компетентности потребителей и пользователей.

Применение современных международных стандартов в качестве национальных также позволит наиболее быстро внедрить имеющиеся современные достижения науки, техники и технологий в области энергетической эффективности.

В последнее время работы по техническому регулированию и стандартизации в области энергетической эффективности активизированы. В июне 2009 года был создан специализированный Технический комитет № 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». За непродолжительное время своего существования ТК стал активным участником сферы регулирования энергетической эффективности российской экономики. К настоящему времени специалисты ТК 039:

  • участвовали в формировании среднесрочной Программы развития национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения (структура Программы приведена на рис):

Структура программы разработки стандартов в области энергоэффективности.

  • участвуют в разработке проектов стандартов, входящих в Программу;
  • подготовили и опубликовали информационный Каталог нормативных актов в области энергосбережения и энергетической эффективности (см. рисунок 8);
  • участвуют в разработке нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти;
  • участвуют в разработке международного стандарта ИСО 50001 «Системы энергоменеджмента. Требования и руководство по использованию». [8, стр. 7-9]

Структура среднесрочной программы разработки национальных стандартов в области энергоэффективности

В настоящее время принят стандарт по бытовым холодильникам (Характеристики и методы испытаний). В стадии разработки стандарты по методам испытания для стиральных (и стирально-сушильных) машин, посудомоечным машинам. Источник: Презентация А.В.Зажигалкина Нормативно-техническое регулирование энергоэффективности в России. ФЗ № 261. Проблемы реализации и пути их решения. (2.45 Mb).

СМЭЭ в сфере освещения

В сфере освещения СиМ в России направлены на следующее:

  1. Запрет и вытеснение ламп накаливания большой мощности. В России приняты ограничения по доступу на рынок ламп накаливания. С 2011 года прекратится производство и продажа ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. С 2013 года исчезнут лампы мощностью 75 Вт, а с 2014-го - мощностью 25 Вт.
  2. Стимулирование использования современных и энергоэффективных типов ламп и светильников (люминесцентных и светодиодных). Это происходит в основном косвенное через создание стимулов к переходу на энергоэффективное освещение: специальные режимы инвестирования в этот сегмент (субсидии и льготы по кредитам, целевое финансирование и т.д.), требования к снижению энергопотребления бюджетными учреждения, пилотными проектами), повышению доступности компактных люминесцентных и светодиодных ламп.
  3. Проект Министерства энергетики РФ/Правительства Нижегородской обл./ПРООН «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения». На сайте проекта представлена информация и целях и результатах работы (см. также страницу проекта на сайте ПРООН). Проект фокусирует свою деятельность на следующем:
    • Разработка стандартов и нормативной документации для продвижения энергоэффективных технологий, в частности проект будет участвовать на федеральном уровне в создании и внедрении нормативной базы и механизмов для инициирования рыночных преобразований (создание Федерального совета по энергоэффективному освещению, разработка и внедрение новых стандартов с требованиями по энергопотреблению для систем освещения в коммерческих зданиях, новом жилищном строительстве, уличном и промышленном освещении).
    • Содействие развитию отечественного производства оборудования для энергоэффективного освещения. Эта поддержка будет принимать различные формы, включая помощь в создании международных совместных предприятий и усовершенствовании отечественных производств.
    • Разработка и реализация демонстрационных проектов в жилых и общественных зданиях (больницы и школы) г. Москвы с их дальнейшим тиражированием по всей России.
    • Разработка и реализация демонстрационных проектов в системах уличного освещения с их дальнейшим тиражированием по всей России.
  4. Проект «Новый свет» (121 Kb) Маркировка ламп ведется по двум направлениям: маркировка энергоэффективности (см. рис.) и для КЛЛ обозначения запрета на выброс вместе с коммунально-бутовым мусором. Маркировка энергоэффективности ламп

Бытовые электроприборы

Развитие СМЭЭ для бытовых электроприборов (холодильники, морозильники и бытовые стиральные (стирально-сушильные) машины) и инженерного оборудования (водяные насосы, промышленные кондиционеры и вентиляторы) осуществляется во многом в рамках проекта Минобрнауки России/ПРООН/ГЭФ «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» (СиМ), на котором представлена информация о задачах и выполняемых работах. (См. также информацию о проекте на сайте ПРООН. В России в рамках проекта СиМ ряд организаций участвуют в работах по тематике СМЭЭ.

Текущее состояние рынка электроприборов [преимущественно 7, кроме рисунков и других указанных источников]

Средняя доля осветительного оборудования в общей структуре энергопотребления домохозяйства составляет 27 %, при этом на холодильники и стиральные машины приходится 33% и 7%, соответственно. Электроплиты/электропечи и телевизоры потребляют по 6 % электроэнергии, доля бытовых кондиционеров остается незначительной — менее 1%. По-прежнему пренебрежимо мала доля таких электроприборов, как посудомоечные машины и сушильные машины для белья.

В презентации Константина Калачева «Анализ состояния рынка электробытового и инженерного оборудования в Российской Федерации» (486 Kb) представлена динамика продаж основных типов бытовых электроприборов в России в 2005-2010 гг.

Объем продаж крупной бытовой техники по видам техники

Некоторые основные параметры рынка холодильников в РФ
ПоказателиГод
2003200420052006
Объем реализации, млрд. дол.1,31,62,02,2
Доля импортной продукции, %35423836
Количество холодильников в эксплуатации, млн. штук49,450,151,252,0
Обеспеченность домохозяйств, %83858788
Годовое потребление электроэнергии, ТВт*ч32,132,031,831,6
Среднегодовое потребление электроэнергии в расчете на один холодильник, кВт*ч649,8638,7621,0607,7
Общая экономия электроэнергии сравнительно с 2003 г., ГВт*ч/год-556,111.474,562.189,2
Некоторые основные параметры рынка стиральных машин в РФ
ПоказателиГод
2003200420052006
Объем реализации, млрд. USD0,890,921,011,10
Доля импортной продукции, %73717068
Количество электроприборов в эксплуатации, млн. штук37,037,238,438,9
Обеспеченность домохозяйств, %63636566
Годовое потребление электроэнергии, ТВт*ч6,26,26,97,3
Среднегодовое потребление электроэнергии в расчете на один электроприбор, кВт*ч168,0167,0179,0187,0
Динамика энергоэффективности холодильников (2004-2007)
Класс энергоэффективностиПроцентная доля проданных холодильников
20042007
РоссияЗападная ЕвропаЦентральная ЕвропаРоссияЗападная ЕвропаЦентральная Европа
А++00,200,10,60,1
А+1,86,02,74,518,523,6
А34,855,257,744,767,164,5
В39,330,434,337,911,210,4
Другие24,18,25,313,02,41,1
Динамика энергоэффективности стиральных машин (2004-2007)
Класс энергоэффективностиПроцентная доля в 2004 г.Процентная доля в 2007 г.
РоссияЦентральная ЕвропаРоссияЦентральная Европа
А+7,310,617,639,1
А79,772,377,157,6
В8,29,72,92,1
C2,36,01,31,2
Другие1,51,51,1-

Находящиеся в эксплуатации бытовые электроприборы имеют высокий коэффициент удельного энергопотребления (УЭП), однако продаваемые в настоящее время новые холодильники и стиральные машины характеризуются низким УЭП и более высокой энергоэффективностью. В 2007 г. бóльшая часть холодильников, проданных в Российской Федерации (87%), соответствовали, как минимум, классу B по шкале энергоэффективности, принятой в ЕС; доля стиральных машин такого класса была еще больше - 97,6%. Однако, в целом по показателям энергоэффективности продаваемых новых электроприборов Россия по-прежнему отстает от других стран Европы.

Опросы потребителей в Москве показали, что лишь 15% из них в настоящее время намерены приобретать энергоэффективные электроприборы. Такие электроприборы недоступны по цене потребителям с низким доходом (около 20% населения), тогда как отношение потребителей со средним и высоким доходом к вопросам энергоэффективности оказалось неоднозначным: 80% респондентов со средним уровнем доходов (около 70% населения) отдают приоритет энергоэффективности или, как минимум, принимают ее в расчет, тогда как среди потребителей с высоким доходом (около 10% населения) такое отношение высказали лишь 50%, остальные же 50% приобретают изделия класса «люкс», не обращая внимания на их параметры энергоэффективности. Таким образом (за исключением потребителей с высоким доходом), цена электроприборов является решающим соображением при приобретении бытовых электроприборов, наряду с такими факторами, как технические новшества, надежность, функциональность и популярность торговой марки. Ожидается, что повышение тарифов на электроэнергию будет побуждать потребителей принимать решение в пользу энергоэффективной продукции.

Еще одна проблема связана с чрезмерным завышением цен на высокоэкономичные импортные изделия (класса A+ и A++), которые стоят на 25-30% дороже, чем изделия той же категории, продаваемые в Западной и Центральной Европе. На российском рынке электроприборов существует большой разрыв в ценах между изделиями с «обычной» (классы A, B и ниже) и высокой энергоэффективностью. Эта ценовая разница, равно как и абсолютные уровни цен, является существенным препятствием к увеличению объемов продажи изделий с высокими показателями энергоэффективности, в особенности для многочисленной категории потребителей со средним уровнем доходов.

Правительство города Москвы выразило большую заинтересованность в реализации добровольной программы СМЭЭ и связанных с этим мер — таких, как программа государственных закупок энергоэффективных бытовых электроприборов и оборудования, кампании по повышению осведомленности потребителей, специальные учебные мероприятия и пилотные проекты. Большинство этих мер будут разработаны совместно с OAO «Мосэнергосбыт», энергосбытовой и обслуживающей компанией Москвы и Московской области.

Для каждого из отобранных видов продукции будут разработаны необходимые элементы комплексной программы СМЭЭ. Имеющиеся наблюдения показывают, что европейская маркировка энергоэффективности легко узнаваема в стране, поэтому, вероятно, наиболее подходящим и экономичным решением для бытовых электроприборов будет привязка российского механизма к механизму ЕС (учитывая также продолжающуюся в ЕС работу по совершенствованию этих механизмов).

Холодильники, стиральные машины - продажа по классам энергоэффективности, цены.

все три рисунка взяты [1, стр. 37]

Запрет ламп накаливания

В России приняты ограничения по доступу на рынок ламп накаливания. С 2011 года прекратится производство и продажа ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. С 2013 года исчезнут лампы мощностью 75 Вт, а с 2014-го - мощностью 25 Вт.

Инженерное оборудование [7]

Ниже в таблице приведены процентные доли в структуре электропотребления для различных видов инженерного оборудования жилых зданий (исключая потребление электроэнергии внутри жилых помещений), офисов и торгово-развлекательных центров. С учетом быстрого роста энергопотребления таких систем (вследствие ускоренного темпа строительства зданий с повышенным уровнем комфорта), что связано, в свою очередь, с дефицитом электроэнергии и повышением тарифов и платы за подключение, проблема энергоэффективности становится все более актуальной.

Доля оборудования ОВКВ зданий в структуре энергопотребления (%)
Электропотребляющее оборудованиеЖилищный сектор*ОфисыТоргово-развлекательные центры
Насосы21,214,916,4
Вентиляторы и воздушные завесы16,815,317,6
Холодильные установки для центральных систем кондиционирования воздуха26,722,620,4
Осветительное оборудование11,525,124,2
Прочее23,822,121,4

* исключая потребление электроэнергии внутри помещений

В динамике рынков насосов, вентиляторов и холодильных установок, применяемых в центральных системах кондиционирования воздуха просматривается рост предложения данных видов оборудования на рынке за последние несколько лет. Их суммарное годовое энергопотребление оценивается в: 12,8 ТВт*ч/год (насосы), 2,9 ТВт*ч/год (промышленные кондиционеры и вентиляторы) и 0,85 ТВт*ч/год (холодильные установки для центральных систем кондиционирования воздуха).

Динамика рынка насосов, вентиляторов и холодильных установок, используемых в центральных системах кондиционирования воздуха (тыс. штук)
Показатели20032004200520062007
Насосы
- Российского производства 1 3191 2841 4201 5911 648
- Импортные1 4291 4881 7351 9952 360
- Всего2 7482 7723 1553 5864 008
Вентиляторы
- Российского производства9999108139188
- Импортные136141153206283
- Всего235235261345471
Холодильные установки для систем кондиционирования воздуха
- Установки малой мощности (до 50 кВт)13,2113,4515,3919,8126,7
- Установки большой мощности (свыше 50 кВт)3,123,223,894,826,65
- Всего16,3316,6719,2324,6333,35

Доля импортных насосов за последние годы колебалась в пределах 50-60%. По показателю энергоэффективности насосы российского производства могут быть отнесены к европейским классам энергоэффективности C и D, среди импортных же преобладают изделия классов A и B.

Хотя промышленные кондиционеры характеризуются относительно высокой энергоэффективностью, у промышленных вентиляторов остается большой нереализованный потенциал экономии электроэнергии. Большинство холодильных установок для центральных систем кондиционирования воздуха поставляются ведущими международными компаниями — такими, как Carrier, York и Trane. Повсеместное внедрение современных энергоэффективных холодильных установок создает значительный потенциал энергосбережения.

Покупатели инженерного оборудования, устанавливаемого в зданиях, делятся на две основные категории: (i) федеральные и региональные государственные организации и (ii) инвесторы, девелоперы и строительные компании. Строительный бум в России, особенно в Москве и других городских центрах, а также растущая стоимость электроэнергии и её дефицит — все это повышает интерес покупателей к энергоэффективному оборудованию, в первую очередь — ОВКВ.

Здания

В Российской Федерации в период 1983-1999 годов был принят ряд стандартов (в основном, СНиПы), которые стали рекомендательными после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в 2002 году. Ввиду рекомендательного характера, отсутствия конкретных требований об энергетических классах различных товаров и государственного органа по техническому регулированию, даже принятые стандарты до сих пор не реализованы на практике [1].

Подборка информации по строительным нормам, а также публикации специалистов ЦЭНЭФ представлена на сайте: http://www.cenef.ru/art_11282_187.html

В базе данных по энергосбережению и энергоэффективности МЭА по состоянию на дату подготовки отчета отражены следующие программы энергоэффективности в России.

Энергосберегающие мероприятия и политика энергоэффективности в России согласно БД МЭА по направлению «здания» [таблица предоставлена Семикашевым В.В.]
Наименование политики или мероприятия по энергоэффективностиТипНаправлениеСтатусГод
Региональные нормы по энергоэффективности зданий (в 50 регионах применяются собственные нормативы)
Regional Codes for Energy Efficient Buildings
  • Льготы и субсидии
  • Инструмент регулирования
  • Здания
Действует2004
Федеральные СНиПы по зданиям
Federal Code of Practice:
  • Образование и пропаганда
  • Инструмент регулирования
  • Здания
Действует2003
Новые требования по теплоизоляции зданий в федеральных СНиП
Thermal Performance of Buildings - Federal Code Revision
  • Льготы и субсидии
  • Инструмент регулирования
  • Здания
Нет данных2003
Исследование ЦЭНЭФ при поддержке Всемирного банка
Enterprise Housing Divestiture Project
  • Образование и пропаганда
  • НИР
  • Здания
Действует2000
Программа энергоэффективности в зданиях US AID
Heat Efficiency Leveraging Program (HELP)
  • Политический процесс
  • НИР
  • Инструмент регулирования
  • Здания
  • Промышленность
Действует2000
ГОСТ Общественные и жилые здания (стандарты микроклимата)
Microclimate Parameters in Residential and Public Buildings
  • Инструмент регулирования
  • Здания
Действует2000
Программа повышения эффективности СЦТ
Model Program of Improving District Heating Efficiency
  • Поддержка инвестиционных программ
  • НИР
  • Рекомендации
  • Здания
Действует2000

Как видно в БД попали требования СНиПов и ГОСТов, которые достаточно сильно уступают современным западным аналогам и проекты, финансируемые зарубежными организациями.

Подборка информации по строительным нормам, а также публикации специалистов ЦЭНЭФ представлена на сайте Центра по эффективному использованию энергии.

В Москве действуют территориальные строительные нормы МГСН 2.010-99 «Энергосбережение в зданиях». Мосгорэкспертиза требует разработки в рамках строительных проектов раздела «Энергоэффективность».

Но, несмотря на усилия московских властей, в массовое строительство закладываются энергорасточительные решения по прямой трансформации электрической энергии в тепловую в тепловых воздушных завесах, системах обогрева полов, пандусов, открытых площадок и переходов; нередко приходится сталкиваться с использованием электрокалориферов в системах кондиционирования и вентиляции, с использованием несовершенных светильников с лампами накаливания, с неэффективными холодильными машинами, вентиляторами, насосами.

По нашему мнению, маркировка энергоэффективности может стать действенным инструментом по выработке стратегии энергосбережения в строительстве.

Уже на стадии технического задания на проектирование могут быть заложены требования по энергоэффективности всего здания и отдельных его инженерных систем, оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих заданный уровень энергосбережения. Источник - статья А.Л.Наумова «Маркировка энергоэффективности оборудования»

О потребности в комплексном подходе к определению класса энергоэффективности зданий говорится в презентации А.Л.Наумова «От энергоэффективного оборудования к энергоэффективным зданиям» (1.1 Mb). Также приводится пример возможной маркировки.

Пример возможной маркировки класса энергоэффективности зданий

Цель проекта «Повышение энергоэффективности зданий на северо-западе России» - наращивание местного потенциала и демонстрация реализуемых на местном уровне решений для повышения энергоэффективности в сфере строительства и эксплуатационного содержания зданий в трех северо-западных областях России: Псковской, Вологодской и Архангельской. Срок реализации проекта: 2011-2015 гг.

Задачи проекта (по материалам презентации Г.В.Маркина «Особенности финансирования проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности в России» (237 Kb)):

  1. Формирование мер политики и нормативных механизмов областного и местного уровня, обеспечивающих выполнение норм энергоэффективности зданий.
  2. Расширение возможностей на местах для привлечения инвестиций и управление инвестициями в мероприятия по повышению энергоэффективности.
  3. Демонстрация сокращения выбросов ПГ: снижение энергопотребления в строительстве и содержании зданий на 45-76%;снижение потерь в энергосетях на 10-20%.

Проект в чистом виде не занимается продвижением или разработкой СиМ в сфере зданий, но является потенциальным потребителем, т.к. нормирвоание и разработка нормативов — одно из ключевым направлений.