Резюме обзора

Стандарты энергоэффективности представляют собой набор положений, предписывающих минимальные требования к энергетическим характеристикам промышленных товаров. Маркировки это система указания энергетических характеристик на этикетках. Эти средства предназначены для содействия признанию участниками рынка значения энергоэффективности и совершению ими действий исходя из этого. Стандарты обеспечивают удаление с рынка устаревших и неэффективных товаров с наихудшими эксплуатационными характеристиками, при этом они ограничивают возможности выбора, имеющиеся у изготовителей и потребителей. Маркировка стимулирует приобретение потребителями все более эффективных изделий, способствуя обоснованному выбору товара потребителем. Введение маркировки устанавливает новые ориентиры для производителей.

В странах с развитым рынком накоплен значительный опыт использования стандартов и маркировок, позволяющий решать проблемы энергосбережения с минимальным административным вмешательством, преимущественно за счет задания ориентиров, как для производителей, так и для конечных потребителей. Имеются примеры успешного применения маркировки в странах со значительным присутствием импорта, где за счет дополнительной проверки соответствия и других вмешательств повышен риск создания препятствий для выхода на рынок большего числа энергоэффективных товаров.

В России в последние годы рос интерес потребителей (особенно в крупных городах) к бытовой технике, относящейся к высоким классам энергоэффективности. Однако даже единичные национальные стандарты (ГОСТ 51388‑99) не имели должного влияния на рынки из‑за пренебрежения участников рынка к документам рекомендательного характера и отсутствия административного сопровождения со стороны государственных органов. В условиях России факторами, затрудняющими получение эффектов от маркировки, являются заниженные или регулируемые тарифы и чрезмерное завышение цен на высокоэкономичные импортные изделия.

Опыт ряда стран, например Кореи, показывает возможность быстрого создания комплексной программы внедрение стандартов и маркировок энергоэффективности, опираясь на работу, проделанную другими странами. Такие программы должны ориентироваться на приборы и устройства, которые дают значительный объем энергопотребления (есть потенциал энергосбережения), но где энергоэффективность прибора, устройства или процесса не значима для потребителя. На старте программы целесообразно законодательное принуждение к маркировкам объектов, которые используются в коммерческих целях (здания, которые продаются или сдаются в аренду). Успешное развитие системы маркировок должно опираться на анализ накопленного опыта и подготовку раз в 3‑4 года предложений о расширении сферы и механизмов программы. На практике система маркировок обычно развивается от добровольных соглашений с производителями к обязательным стандартам.

Хорошо продуманные и правильно осуществляемые программы стандартов и маркировки по своей результативности сопоставимы с другими мерами государственной энергетической политики. Они обладают весьма крупным потенциалом энергосбережения, чрезвычайно эффективны для экономии энергии, устанавливают одинаковые условия для всех участников — производителей, дистрибьюторов и розничной торговли. Стандарты и маркировки позволяют вводить требования к эксплуатационным характеристикам, вместо того, чтобы предписывать конкретные технологии.

Расшифровка аббревиатур:

  • СМЭЭ — стандарты и маркировка энергоэффективности
  • МСЭХ — минимальные стандарты энергетических характеристик