Обзор 1. Бюджетная поддержка

В рамках 261‑ФЗ об энергосбережении предусматриваются следующие меры повышения деловой активности в сфере энергосбережения:

  1. Субсидии субъектам федерации на проведение программ повышения энергоэффективности (ст.27. п.3);
  2. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных на реализацию инвестиционных проектов в области энергоэффективности (ст.27. п.2);
  3. Реклама наилучших достижений энергосбережения в составе информационных мероприятий органов власти (ст.22);
  4. Установление долгосрочных тарифов с включением в их состав инвестиционной составляющей, направленной на реализацию проектов повышения энергоэффективности (ст.31);
  5. Реализация энергосервисных контрактов (ст.19).

По сообщениям Минэнерго РФ, на софинансирование мероприятий, включенных в программы энергосбережения субъектов РФ, в 2011 г. из федерального бюджета было выделено около 5,270 млрд. руб. Средства в 2011 г. направлялись на организацию и проведение энергоаудитов объектов находящихся в госсобственности, установку приборов учета, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, создание собственных систем учета энергоресурсов, обучение и переподготовку специалистов в области энергосбережения и энергоэффективности и др. Сводного отчета о расходовании этих средств пока нет в открытом доступе, однако мониторинг госзакупок в сфере энергоэффективности, который выполняется нашим порталом, позволяет отслеживать структуру и динамику этого финансирования, поскольку большая его часть представлена в ежемесячных обзорах тендеров начиная с июля 2011 года.

Размер субсидий зависит от того, какие средства вкладываются в энергосберегающие программы. В 2012 г. на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности запланировано выделить 5,721 млрд. руб., причем планируется пересмотр критериев отбора субъектов для предоставления субсидий. С 2012 г. будут оцениваться уже реально выполненные в рамках региональных программ мероприятия, и субсидии получат регионы, наиболее успешно реализующие свои программы. В целом до 2020 г. на софинансирование программ субъектов РФ планируется направить 70 млрд.руб.

Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (1.95 Mb). Основными механизмами реализации Госпрограммы повышения энергоэффективности являются:

  1. Предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование программ в области повышения энергоэффективности;
  2. Предоставление предприятиям госгарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности (в рамках долгосрочных целевых соглашений);
  3. Введение системы целевых индикаторов энергоэффективности в различных отраслях экономики;
  4. Нормативно‑законодательное обеспечение Госпрограммы;
  5. Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности;
  6. Развитие системы стратегического наблюдения информационной поддержки;
  7. Формирование единого топливно‑энергетического баланса;
  8. Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности (исполнительная власть, бюджетные и коммерческие организации, население), формирование бережливой модели поведения населения;
  9. Введение новых стандартов и тех. регламентов.

Оперативное управление программой осуществляет ФГУП «Российское энергетическое агентство» (РЭА).

Финансирование программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» предусматривает 9,5 млрд.рублей, в том числе:

  • 7,3% из средств бюджета РФ и субъектов;
  • 92,7% из внебюджетных источников.

Планируемый объем государственных гарантий по кредитам на реализацию программ энергосбережения составляет 303 млрд. рублей. Государственное финансирование будет избирательным и пойдет на реализацию долгоокупаемых мероприятий. Оно должно стать катализатором запуска региональных программ, подготовив условия для привлечения бизнеса в эту сферу.

Финансирование проекта «Воркута — энергоэффективный город».

В.ГАЙЗЕР (Глава Респ. Коми): В своё время этот проект был принят к рассмотрению группой по энергоэффективности в рамках работы Комиссии при Президенте по модернизации экономики России. Этот проект очень важен тем, что в случае его успешной реализации он мог бы стать типовым решением для очень многих северных городов России. Воркута — это типичный заполярный город. На сегодняшний день в нём проживают 90 тысяч человек, а инфраструктура его была рассчитана в своё время на 240 тысяч. Среднегодовой температурный режим — минус 6,7 градуса. При этом 11 месяцев в году — отопительный сезон. Суть проекта заключается в изменении схемы теплоснабжения Воркуты. В городе три основных источника теплоснабжения. Один из них очень неэффективен — центральная водогрейная котельная, которая работает на мазуте в городе, который добывает уголь. Естественно, коэффициент загрузки в связи с тем, что город достаточно сильно сжался, очень невелик. Суть проекта в том, чтобы вывести в резерв неэффективные котельные (центральную котельную и ещё одну ТЭЦ) и переключить эти нагрузки на ТЭЦ‑2 Воркуты, которая таким образом будет полностью загружена, на 100 процентов. Экономический эффект от такого рода проекта будет составлять порядка 450 миллионов в год. Гарантированный срок окупаемости проекта — 10 лет.

Д.МЕДВЕДЕВ (Президент РФ): Как это скажется на возможностях людей? Сколько они будут платить за тепловую энергию?

В.ГАЙЗЕР: Это даст возможность фактически заморозить на приличное количество времени рост тарифов. Для воркутинцев это, конечно, очень важно, поскольку в составе их затрат затраты на тепло достаточно велики. Поэтому поддержка этого проекта со стороны населения, конечно, есть.

Д.МЕДВЕДЕВ: В каком состоянии это всё сейчас?

В.ГАЙЗЕР: Мы провели всю организационную работу по этому проекту, то есть готовы технические решения. Проектно‑сметная документация проходит сейчас государственную экспертизу. Мы полностью подготовили комплексную заявку в Правительство Российской Федерации и обращаемся с просьбой поддержать этот проект при рассмотрении и формировании федеральной адресной инвестиционной программы на 2013‑2015 годы, с тем чтобы, реализовав его, сделать типовое решение для заполярных городов России.

См. Полный текст сообщения.

Комментарии экспертов

Е.Г.Гашо (фотография)

В выступлении в Госдуме 26 января 2012 г. при обсуждении доработки ФЗ‑261 Евгений Гашо отметил, что проблема в энергосбережении не столько в нехватке (отставании) нормативной базы, сколько в несистемности, неорганичности политики энергосбережения в целом. Несистемность идет из незнания фактического состояния вещей, отсутствия опоры на ранее сделанное, непонимания подлинных причин «неэффективности», бездумного заимствования иностранных рецептов спасения, не укорененных в культуре и традициях страны.

Ведь целостность нормативной базы формируется исходя из осознания реальных проблем. Подготовка людей на реальных примерах, уважительная и последовательная пропаганда как бы нивелируют недостатки законодательства, формируют стимулы и стереотипы энергоэффективного поведения. Но это невозможно, если нет единства и последовательности политики Правительства и региональных властей. О какой последовательности можно говорить, когда под разговоры о нехватке денег в бюджет вернулись миллионы рублей, выделенных на пропаганду, а в декабре (2011 г.) нужно было за неделю стремительно обучить энергосбережению тысячи людей.

А.В.Туликов (фотография)

В презентации руководителя Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «РЭА» А.В.Туликова отмечено, что по состоянию на июнь 2011 г. не было принято 3 нормативно‑правовых акта из плана мероприятий по реализации Закона 261‑ФЗ. Из них — проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это существенно тормозит развитие эффективных схем финансирования энергосберегающих проектов в бюджетной сфере.

Эксперты профильного комитета РСПП на заседании комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности от 14 декабря 2011 г., посвященном энергетической политике и энергоэффективности, сообщили, что отмечались существенные бюрократические сложности, налоговые и бюджетные риски, связанные с возвратом полученной экономии в результате реализации энерогосервисных контрактов (договоров), а также предложен ряд мер для преодоления возникающих сложностей.

В.Г.Ященко (фотография)

*В.Г.Ященко**: «Я как изобретатель, патентообладатель на изобретения материалов, промышленных образцов, оборудования, технологий строительства энергонезависимых зданий и сооружений в любой климатической зоне заверяю Вас, что никто финансировать энергоэффективность не будет. Кроме Вас самих… Бизнес теплоэнергетиков построен на расточительстве энергоресурсов, оплата за которое возложена на потребителей тепловой энергии. Поэтому энергетики возглавляют любое движение за энергоэффективность, чтобы не допустить никаких прогрессивных движений. Поэтому обеспечивается жесткое противостояние энергоэффективности. Новые материалы, технологии для строительства энергонезависимых зданий уже разработаны. … никаких энергоэффективных технологий в строительстве не будет принято. В крайнем случае, будут приняты зарубежные варианты энергоэффективного строительства, которые многократно проигрывают российским».*