Обзор 2. Энергосервисные контракты

Реализация программы повышения энергетической эффективности российской экономики предполагает активное участие частного капитала в финансировании проектов, направленных на снижение энергопотребления. От успешности решения этой задачи напрямую зависят будущие результаты программы. Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные контракты.

При традиционном подходе к энергосбережению бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий, как непрофильная и второстепенная задача, решаемая с использованием собственных средств предприятий и несением рисков по реализации проектов. Подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на специализированную энергосервисную компанию, выручка которой полностью определяется успехом энергосбережения на объектах их клиентов.

Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс‑контракт) — договор на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы, как правило, производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий и решений. В среднем энергосервисные контракты заключаются на срок от 6 месяцев до 5 лет. Максимальный срок ограничен возможностями российских банков кредитовать ЭСКО на длительные сроки.

Комплекс услуг включает в себя пред‑инвестиционный энергоаудит (определение базовых параметров энергопотребления), разработку механизмов финансирования и внедрения энергосберегающих мероприятий, а также мониторинга и подтверждения результатов. Ключевым элементом контракта является финансирование, не требующее собственных средств предприятий, и реализация намеченных к внедрению мероприятий силами энергосервисной компании.

Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств. Основные выгоды для потребителя при заключении энергосервисного контракта можно сформулировать следующим образом:

  • экономия средств предприятия;
  • оплата мероприятий по повышению энергоэффективности за счет будущих накоплений;
  • сокращение расходов на ремонт устаревшего оборудования;
  • получение услуги качественного управления строительным и монтажным проектом;
  • техническая подготовка операционного персонала.

Финансирование энергосервисных контрактов

Энергосервисный контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно‑изыскательские работы и др.), т.е. является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст.421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию. Компания «АЭнерджи», по материалам которой сделан приведенный ниже фрагмент, различает три основных типа финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием перфоманс‑контрактов:

Финансирование энергосберегающих мероприятий: схема

  1. Энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке.
  2. Заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита — реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.
  3. По условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Применение первой схемы на современном этапе в России практически невозможно, т.к. у сравнительно новых ЭСКО нет достаточных средств для проведения всего комплекса энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев, если заказчик — частная компания, применяется вторая схема.

Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере

Иная схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций. По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств.

Однако, несмотря на эти препятствия, использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возможно, т.к. гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско‑правовых отношениях. Поэтому их отношения с ЭСКО выстраиваются по следующему принципу.

Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере с использованием перфоманс‑контрактов

Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере (схема)

По данной схеме, после заключения договора между ЭСКО и бюджетным учреждением, проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется властями региона и финансовыми организациями. После окончания работ и установления эффекта экономии, банк, сотрудничающий по программе энергосервисных контрактов, возмещает затраты ЭСКО и выплачивает установленную заранее прибыль. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) уменьшает затраты на содержание учреждения на величину экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении учреждения, часть экономии оставляет у себя, часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.

Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России.

По оценке Сбербанка, только до 2015 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн.руб., из которых не менее 2 трлн.руб. — возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд.руб./год.

На практике компании пока не торопятся заключать контракты подобного рода, главным образом вследствие непроработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. В законе № 261‑ФЗ в ст. 19 недостаточно полно приводятся требования к энергосервисному контракту. Например, обязательные условия состоят лишь из двух пунктов: величина экономии и срок действия. Постановление от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» предусматривает только один вариант финансирования энергосервиса — как процент от достигнутого показателя экономии. Пример энергосервиса на канализационной насосной станции подмосковного г.Дубна (49 Kb). Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.

Отсутствие общепринятой методологии определения эффекта энергосберегающих мероприятий вносит дополнительные трудности в работу энергосберегающих компаний. Дело в том, что от этих оценок зависит не только привлекательность предлагаемого со стороны ЭСКО набора плановых энергосберегающих мероприятий, но и, в конечном счете, прибыль, которую ЭСКО получит как процент от сэкономленных средств Заказчика. Серьезные нарекания возникли к проекту типового энергосервисного контракта для госучреждений, в котором четко не определена база для последующих расчетов экономического эффекта и корректирующие коэффициенты в связи с изменением внешних условий при исполнении энергосервисного контракта.

Немало вопросов возникает по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосервисным контрактам. К сожалению, формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.

Помимо законодательных проблем существует ряд других препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В бюджетной сфере, в первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса стоит проблема неосведомленности в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных «подводных камней» энергосервисных контрактов ввиду новизны инструмента для российского бизнеса.

Энергосервисные контракты являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Устранение пробелов в законодательстве, создание инвестиционных стимулов и донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных клиентов поможет в обозримом будущем сформировать полноценный рынок энергосервисных контрактов, обеспечивающий энергосбережение во всех отраслях российской экономики.

Комментарии экспертов

Г.В.Маркин (фотография)

Г.В.Маркин, менеджер проекта ПРООН/ГЭФ «Эффективность зданий на Северо‑Западе России» отмечает следующие риски финансирования проектов в области энергосбережения:

  • Низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний;
  • Сложность фиксирования экономического эффекта в условиях постоянно изменяющихся цен и тарифов;
  • Отсутствие регламента организации доступа инвесторов к финансовым потокам при реализации проектов энергосбережения;
  • Отсутствие гарантий по защите прав инвестора и клиента;
  • Высокие финансовые риски.

На сайте проекта ПРООН/ГЭФ размещена более подробная информация о механизмах финансирования проектов по энергоэффективности зданий.

В.Н.Зазимко (фотография)

В.Н.Зазимко, генеральный директор Агентства инвестиционного консультирования, формулируя свои законодательные предложения по энергоэффективности, обращает внимание на:

  • отсутствие механизмов кредитования для субъектов энергосервисной деятельности на льготных условиях для осуществления типовых энергосберегающих мероприятий;
  • необходимость создания рынка высвобожденной мощности.

Решение данных проблем стало бы существенным подспорьем в плане снижения финансовых рисков. Особенно это актуально при приложении энергосервиса к внедрению нетрадиционной и «зеленой» энергетики. Сегодня присоединиться к сетям и поставлять энергию от малых генераторов практически невозможно.

А.А.Богатенков, начальник отдела инноваций в энергетической отрасли ДепТЭК г. Москвы, отметил, что в связи с тем, что для запуска энергосервиса необходим ряд подготовительных мероприятий (установка приборов учета, проведение энергетического обследования, разработка и практическое внедрение типовых энергосберегающих мероприятий и др.), целесообразно выделяемое бюджетное финансирование направлять как раз на подготовку к энергосервисным процедурам.

Объясняется это тем, что объекты бюджетной сферы (как самое «больное» место) в большинстве своем типовые, т.е. детские сады, школы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания как в Москве, так и в регионах строились по типовым проектам. Соответственно, если взять один типовой проект школы с разными годами постройки и внедрить на нём «пилотные» проекты по энергосбережению, после оценки полученных результатов, можно определить потенциал энергосбережения по общему количеству объектов данного типа. Таким образом, получив практический пример внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий, получив экономию ТЭР, сроки окупаемости — можно готовить конкурсную документацию для проведения торгов по отбору энергосервисных компаний.

Но возникает трудность, установленная 261‑ФЗ, — объемы бюджетного финансирования учреждения должны сокращаться не менее чем на 3% в год — получается, заключив энергосервисный контракт, бюджетное учреждение в последствии не сможет оплатить услуги ЭСКО.

По мнению А.В.Школьникова (Смоленскэнергосбыт), ключевыми проблемами энергосберегающих контрактов являются:

  1. Неопределенность с моментом перехода права собственности на установленное оборудование — в момент подписания акта или в момент осуществления последнего платежа по контракту?
  2. Неопределенность с учетом поступающих платежей по контракту — это не за услуги, не за поставку товара, не арендная плата? Это фактически раздел найденного имущества (денежной экономии). Следовательно, это может быть воспринято как дарение денежных средств одной стороной другой стороне, с налогом на прибыль и невозвратом НДС.
  3. Когда возникает задолженность Заказчика перед Исполнителем по энергосервисному контракту: при подписании акта выполненных работ на всю предполагаемую сумму контраткта или каждый месяц (или иной период) при вычислении суммы доли экономии, причитающейся Исполнителю?

Хотелось бы получить разъяснения Минфина по поводу учета энергосберегающих контрактов.

А.В.Широков (фотография)

Ряд комментариев и предложений высказан экспертами Комитета Торгово‑промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства А.В.Широковым (председатель Комитета) и А.С.Вербицким (руководитель Экспертного совета Комитета) в Предложениях Торгово‑промышленной палаты РФ по организации услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг в зданиях бюджетных учреждений и в многоквартирных домах:

  • Энергосервисные контракты во многих случаях невыполнимы из‑за отсутствия или проблем подтверждения реального сокращения платы потребителей за ресурсы и коммунальные услуги — отопление, водоснабжение и пр.
  • Финансирование энергосберегающих мероприятий возможно и без заключения энергосервисных контрактов, исполняемых по нормам 261‑ФЗ.

А.С.Вербицкий (фотография)

  • Действующие нормативные правовые акты позволяют потребителям заключать договоры на предоставление услуг управления отоплением и горячим водоснабжением зданий бюджетных организаций и многоквартиных домов.
  • Единственным ограничением для массового предоставления новых услуг является непонимание в органах публичной власти очевидных преимуществ договоров оказания услуг для энергосбережения в условиях постоянного роста тарифов, увеличения платы за ресурсы после установки счетчиков их количества, бессмысленности установки счетчиков тепла в зданиях, в которых не регулируются системы отопления и горячего водоснабжения.

См. Предложения ТПП РФ по организации услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг в зданиях ... (38 Kb)

Примеры энергосервисных контрактов в регионах России

Чтобы получить представление о формате энергосервисных контрактов мы приводим несколько конкретных примеров.

Воробьев Вячеслав Анатольевич в презентации «Энергосервисные компании (ЭСКО) как механизм реализации программ энергосбережения на Сахалине» на слайдах 71‑75 приводит образцы текстов контрактов.

Образцы текстов энергосервисных контрактов с приложениями, применяемых «Кировэнергосбытом» и типового энергосервисного контракта в освещении.

Пример энергосервисного контракта по типу разделения дохода.

О ситуации с энергосервисными контрактами на Урале рассказано в статье Елены Миляевой в «Российской бизнес‑газете».

Интересная статья с примерами в нескольких российских регионах.

Чуть подробнее следует рассказать о двух типах энергосервисных контрактов, о которых рассказывают сотрудники Мосэнергосбыта: «Мы сделали два типа энергосервисных контрактов. Первый — типовой, до двухсот тысяч рублей, такие контракты продаются через наши отделения. Любой предприниматель, владелец малого бизнеса, будь то небольшой магазин, ресторан или прачечная, может выбрать себе любые энергосберегающие мероприятия. К примеру, такие, как установка теплонакопителей, многотарифных счетчиков, замена люминесцентных ламп или ламп накаливания на светодиодные. Все эти решения есть. Для этого подписывается энергосервисный контракт, обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество между потребителем и Мосэнергосбытом. Второй вариант энергосервисных контрактов — индивидуальные, они тоже востребованы. Первый пример — металлургический завод «Электросталь», цена контракта 36 млн. рублей. К тому моменту, когда появились идеология и технология энергосервисного контракта, у них уже был готовый проект, осталось найти деньги. Эту проблему решил Мосэнергосбыт, и проект пошел. «Для кого предназначены индивидуальные контракты? Это зависит от масштаба предприятия? Как правило, индивидуальный контракт заключается с предприятиями, у которых платеж за электроэнергию составляет от 200 тыс. до 1 млн. рублей, то есть с крупными. Потому что там технология очень специфична. Как правило, мелкий бизнес, бюджетные организации выбирают типовые решения, потому что они недорогие. Однако потенциал энергосбережения в типовых решениях составляет не меньше 50%. Представители ТСЖ были первыми, кто откликнулся. Потому что это люди, которые реально считают деньги. Их бизнес не очень рентабельный, и, чтобы выжить, приходится считать каждую копейку. Они и выяснили, что такое сотрудничество выгодно. К примеру, проекты по замене освещения окупаются за год‑полтора. Это хорошие показатели. «А до этого проводите энергоаудит? Только там, где это необходимо. Если клиент отказывается от аудита и заинтересован в финансировании проекта, на этом и договариваемся. Энергоаудит проводит специальное подразделение Мосэнергосбыта — Технический центр. Специалисты выезжают на место, делают заключение и предлагают конкретные решения».

Обсуждение перспектив перформанс‑контрактов в России, организованное Торгово‑промышленной палатой РФ.

На сайте ЭСКО «ЭКОСИС» размещена системная подборка материалов по перформанс‑контрактам.

Пресс-конференция в пресс-центре «Интерфакс», посвящённая новым инструментам реализации энергоэффективности.

4 сентября 2012 г. в пресс-центре «Интерфакс» состоялась пресс-конференция, посвящённая новым инструментам реализации энергоэффективности. Участники этой встречи обсудили текущее состояние энергосервиса в России и разобрали несколько конкретных примеров энергосервисных контрактов. Анализируя представленные материалы, можно смело заключить, что сфера энергосервиса уже стала действующим инструментом модернизации народного хозяйства.

В презентации Анастасии Прозор «Правовые аспекты энергосервисных услуг» подробно раскрыты формы сотрудничества заказчика и исполнителя при заключении энергосервисных договоров и энергосервисных контрактов. Рассмотрены важные вопросы, возникающие при заключении таких договоров: формирование цены, гарантии, а также важные вопросы расчёта достигнутой экономии и перехода смонтированного оборудования в собственность заказчика. В качестве возможных вариантов Анастасия представила две схемы сотрудничества при исполнении энергосервисного договора: без участия государства и при участии и под контролем государства. Также были рассмотрены используемые меры, стимулирующие ЭСКО и заказчиков к энергосервисной деятельности.

Дмитрий Григорьев из ООО «Фениче Рус» рассказал о подходе своей компании к реализации энергосервисных контрактов. Особо он оговорил вопрос о переходе оборудования в собственность заказчика и вопрос о расчётах между заказчиком и исполнителем энергосервисного контракта. Отдельно Дмитрий Григорьев рассказал о своей компании. Он подробно описал процесс работы компании «Фениче Рус» по этапам: аудит, договор, финансирование, строительство и эксплуатация установленного оборудования. Также в качестве примера приведены три 10-летних проекта по повышению энергоэффективности завода ОАО «АвтоВАЗ» в г.Тольятти.

О той же энергосервисной деятельности, о которой рассказал и Дмитрий Григорьев, рассказал в своём выступлении и сотрудник ОАО «АвтоВАЗ» Максим Гришин, и теперь мы имеем возможность ознакомиться с точкой зрения заказчика. Стоит сразу отметить, что кроме некоторых расхождений в оценках размеров полученной экономии, исполнитель и заказчик этих энергосервисных контрактов проявляют единодушие в вопросах, касающихся своего сотрудничества. Кроме конкретных энергосервисных контрактов Максим Гришин рассказал об общих мерах, принятых ОАО «АвтоВАЗ» в рамках реализации стратегии повышения энергоэффективности: на предприятии активно проводится энергетическое обследование, модернизация энергетики без отвлечения собственных инвестиционных ресурсов, ведётся работа с персоналом и руководством по информированию в вопросах энергосбережения. Общую экономию, которую в 2012 году предстоит получить ОАО «АвтоВАЗ» от всех действий по энергосбережению, Максим Гришин оценил в 300 млн. рублей.

После выступлений докладчиков слушатели задавали им вопросы. Александр Мартынов от лица эколого-энергетического рейтингового агентства «Интерфакса» и нашего сообщества «Энергоэффективность и энергосбережение» спросил представителя МинЭкономРазвития Дмитрия Горевого об обсуждавшемся уже в нашем сообществе препятствии для энергосервиса в бюджетном секторе: распорядителем средств, сэкономленных школой или детсадом, является согласно Бюджетному Кодексу, не директор этой школы или детсада, а администрация региона, что затрудняет извлечение материальной выгоды из предприятий по повышению энергоэффективности как для заказчика, так и для исполнителя энергосервисных услуг. Если судить по полученному ответу, то данный сигнал уже услышан, и первые шаги - то есть принятие нормативно-правовых актов - уже сделаны. А именно, в дополнение к закону 261 (в котором запрещено срезать финансирование бюджетных учреждений, повышающих эффективность, больше, чем на 3%) принят отдельный приказ МинЭкономРазвития, устанавливающий порядок расчёта полученной экономии. Кроме того, составлено письмо для государственных распорядителей бюджетных средств, в котором разъясняется именно этот вопрос, и теперь бюджетники, взявшиеся повышать эффективность, могут подать соответствующую заявку на уровень выше ГРБС, и спокойно рассчитывать на финансирование в размере причитающихся 97% (даже если экономия оказалась больше 3%).

Вы можете ознакомиться с пресс-релизом и полной стенограммой пресс-конференции.