Обзор 3. Государственно‑частное партнерство (ГЧП)

Схема реализации ГЧП

В тех случаях, когда недостаточно прямого бюджетного финансирования на исполнение программ энергосбережения, перспективным является создание частно‑государственных партнерств. Государственно‑частное партнерство (ГЧП) — это привлечение органами государственного и муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ и реализации услуг на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности. Другой способ реализации ГЧП — государственные инфраструктурные инвестиции с целью стимулирования и поддержки реализации частного проекта или группы проектов.

ГЧП по внедрению механизма реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере путем заключения энергосервисных контрактов позволяет:

  • превратить энергосбережение в бюджетных учреждениях в устойчивый бизнес, что создает предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере;
  • избавить бюджетные учреждения от несвойственных им функций по разработке и реализации долгосрочных инвестиционных проектов и энергоменеджменту;
  • провести модернизацию энергопотребления в бюджетной сфере без дополнительных расходов бюджета или снизить затраты на реализацию энергосберегающих проектов в бюджетных учреждениях;
  • повысить эффективность расходования бюджетных средств, путем обеспечения эффективного управления закупками энергоресурсов.

    Необходимо устранить барьеры в использовании ГЧП при реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, схем внебюджетного финансирования, которое должно стать одним из основных источников финансирования энергосберегающих проектов. Более подробную информацию, в т.ч. схему энергосервиса, см. на сайте Центра энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Примеры ГЧП

Санкт‑Петербург стал первым субъектом РФ, применяющим механизмы ГЧП при реализации инвестиционных проектов. Основой деятельности в сфере ГЧП стал Закон СПб от 25.12.2006 № 627‑100 «Об участии Санкт‑Петербурга в государственно‑частных партнерствах». Реализация схемы государственно‑частных партнерств:

  • позволяет инвестору привлекать заемные средства на более выгодных условиях;
  • гарантирует права инвестора, при изменении законодательства;
  • применим как к масштабным, так и к небольшим проектам.

Региональным центром ГЧП является Управление проектов ГЧП Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт‑Петербурга.

Центр ГЧП Внешэкономбанка и его программа в Удмуртии. Согласно Федеральному закону «О банке развития» за Внешэкономбанком закрепляется функция государственного участника рынка ГЧП. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» определяет приоритет инструментов ГЧП, устанавливает показатели, механизмы и ограничения финансирования. Поэтому Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах государственно‑частного партнерства.

Одной из типовых программ ГЧП является Программа энергоэффективности Внешэкономбанка по новому строительству и модернизации следующих объектов коммунальной инфраструктуры:

  • котельные муниципальных образований, в том числе с переводом на альтернативные местные источники топлива;
  • муниципальные системы уличного освещения с переводом на новые источники света;
  • насосные станции водоснабжения и водоотведения.

На базе этой программы в Удмуртской Республике осуществляется государственно‑частное партнерство в сфере энергосбережения. В рамках этого партнерства реализуются следующие формы поддержки инвестиционной деятельности:

  • Освобождение от налога на имущество;
  • Льгота по налогу на прибыль в размере 4,5%;
  • Субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и лизингу в размере 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • Государственные гарантии УР;
  • Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит по уплате налогов и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет УР;
  • Информационная и организационная поддержка инвесторов.

Содействие РЭА развитию энергоэффективности малого и среднего бизнеса

Одна из задач РЭА — создать условия для развития малого и среднего бизнеса. У крупного бизнеса никогда не возникает проблем с кредитованием, а малые и средние компании зачастую испытывают серьезные трудности в этом отношении.

В настоящее время банки не готовы принимать на себя риски, связанные с финансированием проектов в сфере энергосбережения. Поэтому РЭА вместе с Внешэкономбанком создают Энергетическое финансовое агентство (ЭФА) — финансовый институт, который будет заниматься кредитованием в сфере энергосервисных услуг. Скорее всего, оно будет осуществляться не напрямую, а через ценные бумаги, облигации, которые могут стать обеспечением кредита, получаемого в других банках.

Кредиты будут предоставляться в размере от 1 млн. руб., таким образом, ЭФА изначально ориентировано именно на малый бизнес. Подобные продукты начинают появляться и в других российских банках. По данным РЭА, целевые программы российских и зарубежных банков составляют несколько миллиардов рублей.

Также РЭА создало Федеральную энергосервисную компанию (ФЭСКО), которая выступает катализатором энергосервисной деятельности и не является монополистом. Одна из задач ФЭСКО — взаимодействуя с местными администрациями, создавать региональные энергосервисные компании, которые оказывали бы комплексные услуги. Они могут подразделяться по региональному или отраслевому признаку. Например, компании, занимающиеся повышением энергоэффективности в транспортном секторе или работающие в области теплоснабжения, уличного освещения.

Именно в этой сфере будут реализовываться схемы государственно‑частного партнерства. И в данном случае государство может взять на себя прединвестиционную фазу, т.е. выделить бюджетные деньги на оценку проекта, проведение исследований, доказывая инвестору, что проект окупится.

Источник: Интервью с Т.В.Ивановым (генеральным директором РЭА) / «Энергосбережение», 8, 2011.