Обзор 4. Банковское и проектное финансирование

Зарубежные банки и фонды

Задолго до того, как было переработано и актуализировано российское законодательство в области повышения энергоэффективности, на территории России экономическое стимулирование проектов по энергосбережению было развернуто рядом крупнейших международных банков. Среди них — Eвропейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Всемирный Банк (ВБ), Северная Финансовая Экологическая Корпорация (NEFCO/НЕФКО).

Eвропейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

ЕБРР сегодня является крупнейшим частным инвестором в России. За 1991‑2008 гг., в рамках своих инициатив по развитию устойчивой энергетики, банк инвестировал в российские проекты порядка 12,2 млрд.евро. С его помощью было привлечено 9 млрд.евро из частных источников на проекты общей стоимостью 40 млрд.евро. В 2009 г. объем инвестиций ЕБРР достиг 2,5 млрд.евро.

С 2006 года направлено свыше 1,26 млрд.евро инвестиций ЕБРР на проекты по энергоэффективности в России (438 Kb);общая стоимость проектов 4,5 млрд.евро. Привлечено грантов на сумму свыше 11 млн.евро на поддержку проектов по энергоэффективности в России.

ЕБРР предоставляет кредиты энергоемким промышленным предприятиям, которые осуществляют модернизацию производства. Получатели кредитов могут также рассчитывать на безвозмездную поддержку в виде:

  • энергоаудита предприятия,
  • тренингов в области энергоменеджмента,
  • поддержки по внедрению проектов, в т.ч. разработка и внедрение системы энергоменеджмента.

Крупнейшим клиентом ЕБРР на Северо‑Западе является холдинг «Северсталь». В 2007 году банк выделил для «Северстали» кредит в размере 300 млн.евро, а в 2008 г. его размеры были увеличены до 600 млн.евро. Кредит был направлен на реализацию 10 проектов, включая:

  • Внедрение системы энергоменеджмента;
  • Строительство новой установки по сепарации газов;
  • Модернизацию компрессорных станций;
  • Реконструкцию паровых котлов и т.п.

Результатом проведенных мероприятий стало снижение потребления электричества >10% и природного газа на 3,5%, выбросы СО2 снизились на 1 млн.т в год. Окупаемость проектов (IRR) составила от 15% до 90%, а срок окупаемости — от 1 до 6 лет.

В 2009 году ЕБРР подписал меморандум о сотрудничестве в области энергоэффективности с Министерством экономического развития РФ. В первую очередь инициативы ЕБРР касаются совершенствования законодательства.

ЕБРР собирается кредитовать проекты по развитию энергосервисных компаний (ЭСКО), которые позволят муниципалитетам осуществлять энергосберегающие мероприятия без отвлечения бюджетных средств. В настоящий момент ЕБРР оказывает поддержку Минэкономразвития по разработке подзаконных актов по энергоэффективности, включая разработку стандартных контрактов ЭСКО.

Примеры финансирования проектов ЕБРР

Кредитная линия для малых и средних предприятий RUSEFF

Эффективным инструментом ЕБРР стала программа технической поддержки малых и средних предприятий (RUSEFF), которую банк реализует через коммерческие банки‑партнеры путем предоставления целевых 5‑летних кредитных линий объемом до $300 млн. Кредитная линия разработана с целью финансирования энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Безвозмездная техническая поддержка финансируется Федеральным Министерством Германии по защите окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов, Международной программой по защите климата и Специальным Фондом Акционеров ЕБРР.

В рамках программы предлагается 2 варианта простого доступа к финансированию:

  • Заявка на предоставление кредита в сочетании с выбранным Вами оборудованием;
  • Заявка на предоставление кредита на основе выбранной Вами модернизации, энергоэффективность которой проверяется экспертами RUSEFF.

Программа RUSEFF предоставляет кредиты до 300 млн. рублей через банки партнеры частным компаниям и индивидуальным предпринимателям для инвестиций в современное оборудование и материалы, способствующие энергосбережению. Инвестиционными категориями RUSEFF являются промышленные и коммерческие сектора, строительство коммерческих зданий, производство и поставка энергосберегающей продукции, а также решения в области возобновляемых источников энергии. Команда RUSEFF оказывает техническую поддержку на всех этапах модернизации оборудования и/или производства для достижения энергосбережения. Финансирование модернизации осуществляется совместно с независимой энергетической оценкой экспертов.

На странице программы RUSEFF приведена дюжина примеров осуществленных проектов, охватывающих самые разные виды бизнеса — гостиничный, водоканал, свинокомплекс и мясопереработка, асфальтобетонный завод, офисное здание, деревообработка и другие. Банками‑партнерами ЕБРР в России являются Промсвязьбанк (кредитная линия в $60 млн. в 2009 г.), Росбанк (25 млн. евро в 2010 г.). Также партнерами ЕБРР являются НБД банк и банк Центр‑Инвест. Специалисты подразделений банка бесплатно помогают предприятиям калькулировать программы по энергоэффективности, определять меры, необходимые для ее повышения. Получив результаты аудита, компания может прийти за кредитом в банк.

Международная финансовая корпорация — IFC

IFC является инвестиционным подразделением Всемирного Банка по работе с частным сектором, — начиная с 2005 г. предоставляет кредитные линии российским промышленным и коммерческим предприятиям в целях реализации проектов энерго‑ и ресурсосбережения.

Программа IFC по стимулированию инвестиций в энергосбережение (5.95 Mb) служит катализатором российского рынка финансирования энергоэффективных проектов, способствуя взаимодействию предприятий, финансовых институтов и поставщиков оборудования и услуг на этом рынке. Программа включает инвестиционное направление и консультационную поддержку. К реализации Программы IFC пришла в 2005 г., уже имея за плечами солидный опыт работы в других странах.

Целью IFC было продемонстрировать российским банкам и бизнесу, что проекты энергосбережения в итоге выгодны для представителей частного сектора. Реализация подобных проектов приводит к повышению конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции, к стабильности в условиях повышения тарифов, к снижению затрат на техобслуживание при замене неэффективного оборудования, уменьшению экологических рисков и укреплению репутации предприятия.

IFC предоставляет долгосрочные целевые кредитные линии банкам‑партнерам и лизинговым компаниям, которые в свою очередь, финансируют энергоэффективные проекты. Решения об условиях предоставления финансирования банки и лизинговые компании принимают самостоятельно.

Партнерами IFC в России являются небольшие региональные банки, а также несколько крупных. Общий список банков‑партнеров насчитывает 12 банков: Абсолют Банк, АгроПромКредит, Independent Leasing, ЛОКО‑Банк, МДМ Банк, Московский Кредитный Банк, НБД Банк, Банк Прайм Финанс, Татфондбанк, Транскапиталбанк, УРСА Банк, Банк Центр‑Инвест.

IFC оказывает консультационную поддержку:

  • Для предприятий, являющихся клиентами банков‑партнеров: помощь в определении потенциала энергосбережения, оценка экономического эффекта проекта, предоставление информации о возможных партнерах‑поставщиках оборудования и услуг, поддержка в выборе технического решения, помощь в подготовке документации для обращения в банк или лизинговую компанию.
  • Для поставщиков оборудования и услуг: поддержка в установлении отношений с финансовыми институтами, включая содействие в разработке совместных программ финансирования.

Типы проектов:

  • модернизация энергетического оборудования;
  • модернизация технологического оборудования;
  • возобновляемые источники энергии.

Особенностями проектов являются:

  • реализация проекта должна обеспечить существенное повышение эффективности использования энергоресурсов;
  • финансируются только проверенные технологии, как российские, так и импортные;
  • размер и условия финансирования определяются финансовым институтом;
  • период окупаемости проектов до 5 лет.

С начала работы Программы IFC инвестировала около $150 млн. в сферу энергосбережения через российские банки. Банки‑партнеры IFC разработали и запустили кредитные продукты по финансированию энергоэффективных проектов. С помощью целевых кредитных линий и консультационной поддержки, предоставленных Программой, было профинансировано более 100 энергоэффективных проектов на общую сумму более $100 млн.

Примеры проектов банков‑партнеров IFC

IFC провело исследование возможностей ресурсо‑эффективного производства в литейной промышленности России (445 Kb), в ходе которого были выявлены проблемы и решения в области энергоэффективности. IFC предоставила группе компаний OMK финансирование объемом $60 миллионов на расширение и модернизацию производственных мощностей Выксунского металлургического завода и рефинансирование затрат по инвестиционным проектам. IFC и ОМК также совместно разработали комплекс мер, внедрение которых в 2006‑2012 гг. приведет к повышению экологических и социальных стандартов компании. План также включает в себя улучшение экологических показателей производства на Губахинском коксе и Чусовском металлургическом заводе.

В таблице наглядно представлена важность инвестиций в энергоэффективность для литейных предприятий:

Если существующая норма рентабельности:если энергозатраты в себестоимости составляют:
5%6%7%8%
и они будут снижены на 35%, тогда рентабельность увеличится на следующий %%
2%86%103%120%137%
5%33%40%46%53%
10%16%19%22%25%
20%7%8%9%11%
30%5%6%7%8%

Источник: CIPEC. 2000. Руководство по энергоэффективности на литейных предприятиях Канады.

NEFCO Северная экологическая финансовая корпорация

НЕФКО проводит кредитование небольших энергосберегающих проектов в коммунальном секторе — для школ, детских садов, больниц, спортивных сооружений, уличного освещения в России и на Украине. График выплаты заёмных средств при этом непосредственно учитывает эффективность инвестиций. В России займы по программе энергосбережения предоставляются через российские банки в рублях.

По схеме кредитования, действующей в 1997‑2005 гг., было профинансировано 30 энергосберегающих проектов. Затем кредиты на общую сумму около 3,5 млн.евро получили ещё 16 проектов для школ, детских садов и больниц Северо‑Запада России. В настоящее время на рассмотрении НЕФКО находится ещё порядка 20 проектных предложений.

Примеры проектов НЕФКО

На сайте НЕФКО можно ознакомиться с другими проектами и описанием критериев для оценки проектных предложений.

Главными критериями выполняемых проектов являются:

  • льготные кредиты предоставляются для объектов социального назначения;
  • ежегодная экономия финансовых ресурсов должна достигать примерно 25% инвестиционных затрат;
  • значительный экологический эффект;
  • для одобрения проекта необходимо проведение энергетического аудита;
  • график возврата заёмных средств зависит от экономического эффекта инвестиций;
  • заёмщиками являются муниципалитеты или коммунальные предприятия.

Типовые проекты программы энергосбережения:

  • реконструкция центральных тепловых пунктов, установка термостатических регуляторов в сочетании с уплотнением оконных и дверных конструкций зданий школ, детских садов, поликлиник;
  • модернизация котельных;
  • замена ртутных ламп уличного освещения.

При этом НЕФКО обеспечивает привлечение технических консультантов и юридическое сопровождение подготовки проектов, дополнительных затрат заёмщика для этого не требуются. Мониторинг выполнения проекта осуществляется местными консультантами и представителями стран Северной Европы, обеспечивая принятие сбалансированных обоснованных решений.

Программа НЕФКО для кредитования энергосберегающих проектов в целом располагает примерно 12,5 млн.евро.

Использование механизмов «гибкости» Киотского протокола

Киотский протокол устанавливает так называемые механизмы «гибкости», которые способствуют странам выполнять свои обязательства экономически целесообразно. Выполнение обязательств по сокращению может происходить как на национальном уровне, так и с использованием механизмов международного сотрудничества, которые представляют собой:

  • торговлю квотами на выбросы СО2 (ТК);
  • проекты совместного осуществления (ПСО);
  • механизм чистого развития (МЧР).

На настоящем этапе в России в рамках Киотского протокола целесообразно использовать механизм проектов совместного осуществления (ПСО), который позволит отечественным компаниям привлечь в свои проекты иностранные инвестиции в обмен на те углеродные единицы, которые будут сэкономлены при реализации инвестиционного проекта (см. ст.6 Киотского протокола). Для осуществления проекта требуется его одобрение в надлежащем порядке уполномоченными органами обеих стран — и той страны, в которой реализуется проект и образуются проектные сокращения выбросов (она называется принимающей стороной), и той, которая эти сокращения приобретает, инвестируя в проект (она называется стороной‑донором).

Для инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов созданы специальные международные и национальные фонды. Общий объем обязательств заинтересованных инвесторов по финансированию проектов в рамках этих фондов оценивается в 760 млн.долл.

Перечень международных организаций и фондов, осуществляющих финансирование проектов по сокращению выбросов парниковых газов по статьям 6 и 12 КП
№№Наименование организации/фондаСумма, долл.США
1Экспериментальный углеродный фонд Всемирного банка180 млн.
2Углеродный фонд развития сообществ50 млн.
3Биоуглеродный фонд15 млн.
4Фонд Правительства Нидерландов180 млн.
5Углеродный фонд ЕБРР и Правительства Нидерландов32 млн.
6Углеродный фонд Италии15 млн.
7Обязательства Дании и Испании перед Всемирным банком290 млн.
8Углеродный фонд Японии100 млн.
9Национальные программы Австрии, Дании, Бельгии и др.н/д
Источник: В.Х.Бердин, РРЭЦ, 2005

См. более подробное описание про схемы реализации ПСО.

В России оператором углеродных единиц (мера оценки эффективности ПСО) назначен Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ.

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2‑эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс. 29 марта 2012 г. Минэкономразвития утвердило четыре проекта совместного осуществления, призванных сократить выброс парниковых газов на промышленных предприятиях России, среди которых проект реализации комплекса энергосберегающих мероприятий на ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Металлургический завод им.А.К.Серова» компании УГМК, а также проект по утилизации попутного нефтяного газа с Западно‑Салымского и Нижне‑Шапшинского месторождений в Ханты‑Мансийском автономном округе. Проект улавливания попутного газа на Еты‑Пуровском нефтяном месторождении в Ямало‑Ненецком автономном округе осуществлен совместно компанией «Газпром нефть», эксплуатирующей месторождение, и японскими компаниями «Mitsubishi Corp» и «JX Nippon Oil & Energy Corp» на средства японских партнеров.

Реализация механизмов «проектов совместного осуществления»

Источникпрезентация Сбербанка (713 Kb)

12 марта 2012 г. Министерство экономического развития (МЭР) утвердило перечень из 27 проектов совместного осуществления, призванных сократить выброс парниковых газов на промышленных предприятиях России. Проекты очень разные:

  • строительство шахтной печи и повышение энергоэффективности за счет модернизации производства стали;
  • реконструкция доменной печи;
  • производство слябовой непрерывно литой стали электросталеплавильным способом и внедрение современных технологий производства агломерата;
  • строительство электросталеплавильного цеха;
  • строительство литейно‑прокатного комплекса;
  • строительство новой технологической линии по производству цемента сухим способом;
  • энергоэффективное перевооружение производства цемента;
  • строительство газотурбинных установок на теплоэлектростанции;
  • несколько проектов сокращения факельного сжигания попутного нефтяного газа и производства электроэнергии;
  • перевод ТЭЦ с мазута на газ;
  • несколько проектов расширения и реконструкции ТЭЦ;
  • использование древесных отходов для выработки тепла;
  • производство топливных гранул….

и другие. Дополнительная информация по киотским проектам:

Mitsubishi UFJ Morgan Stanley и использование механизмов чистого развития (МЧР)/чистой энергии

Mitsubishi UFJ Morgan Stanley Securities является инвестиционным банком в составе финансовой группы MUFG (это самая большая японская финансовая группа). Департамент по финансированию проектов чистой энергии (Clean Energy Finance Committee) — это специализированное звено, которое предоставляет услуги по разработке проектов в рамках Киотского протокола, а также по добровольным углеродным рынкам и другим новосоздающимся механизмам.

Киотский протокол разрешает странам Приложения В совместно осуществлять проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов, приобретать друг у друга такие проектные сокращения выбросов и засчитывать их в счет выполнения своих обязательств (см. ст.6). Такие проекты именуют проектами совместного осуществления (ПСО). Чтобы проект состоялся нужно, чтобы он был в надлежащем порядке одобрен уполномоченными органами обеих стран — и той страны, где реализуется проект и где образуются проектные сокращения выбросов (она называется принимающей стороной), и той, которая эти сокращения приобретает, инвестируя в проект (она называется стороной‑донором).

Комментарий В.П.Арнаудова — ведущего консультанта по проектам МЧР и СО Mitsubishi UFJ Morgan Stanley:
«Что касается разработки проектов, самая доступная и объективная информация на русском языке, как ни странно, размещена на сайте Национального уполномоченного органа по МЧР Узбекистана.
На английском языке информация доступна на сайте рамочной конвенции ООН по проектам совместного осуществления (ПСО). На сайте также размещена информация по всем проектам, зарегистрированным в рамках ПСО.
Каждый проект ПСО должен разработать Project Design Document (по‑русски это переводят как «Проектно‑техническая документация», ПТД, или «Документ дизайна проекта», ДДП). Это и есть документ, который обычно предоставляют и банкам, что бы показать какие будут сокращения выбросов ПГ по конкретному проекту и, соответственно, рассчитать дополнительны углеродные доходы.»

Европейские банки

Европейские банки готовы инвестировать в проекты по сокращению выбросов и крупные европейских банки. Таких, например, как Европейский банк реконструкции и развития, Дойче банк, Дрезднер банк и другие. В ряде случаев банки соглашаются принимать от своих клиентов произведенные по таким проектам углеродные единицы (ERU) в погашение их кредитных обязательств.

Европейская система торговли выбросами (EU ETS), в которой участвуют более 15 тыс.предприятий и компаний‑эмитентов выбросов из 23 стран Европы, разрешает предприятиям‑эмитентам приобретать проектные сокращения (ERU и CER) в других странах, в том числе за пределами Евросоюза, и засчитывать их в счет выполнения своих обязательств по сокращению выбросов. Многие из этих предприятий также являются потенциальными участниками проектов совместного осуществления и готовы вкладывать средства в сокращение выбросов там, где это окажется проще и дешевле, чтобы компенсировать свои избыточные выбросы в стране пребывания.

Более подробно про схемы реализации ПСО.

Российские банки, имеющие программы развития энергоэффективности


Банки‑партнеры по программе RUSEFF

Промсвязьбанк стал первым российским банком, подписавшим в 2009 г. соглашение с ЕБРР о сотрудничестве в рамках программы RUSEFF (2.16 Mb) — Российской Программы Финансирования Устойчивой Энергетики (программа по повышению энергоэффективности и по возобновляемым источникам энергии, разработанная ЕБРР).

Типы проектов, соответствующих требованиям RUSEFF:

  • Замена или модернизация энергоемкого промышленного оборудования;
  • Замена или восстановление котлов, улучшение теплоизоляции, установка регенеративных горелок и др.;
  • Переход от электрического отопления к отоплению от сгорания топлива;
  • Установка более эффективных холодильных установок/чиллеров;
  • Внедрение энергосберегающих мероприятий в промышленных/офисных зданиях.

Требования к проектам в рамках RUSEFF:

  • Минимальный объем энергосбережения в результате реализации этих проектов должен быть не ниже 10%.
  • Требуется сокращение расходов компании на энергоносители в результате реализации мероприятий.
  • Объем финансовых выгод, не связанных с энергетикой, не должен быть принят во внимание при оценке проекта.
Условия финансирования
Основные параметрыУсловия
Сумма500 тыс. — 10 млн.долларов США
Стоимость
  • % ставка по долларам США — 10% годовых
  • комиссия за организацию финансирования 0,5‑1,5%
Срок финансированияДо 7 лет
Погашениеравными полугодовыми платежами
Отсрочка по погашениюдо 2‑х лет
Обеспечениеприобретаемое/действующее оборудование, залог строящегося объекта, поручительства компаний группы, собственников бизнеса — гибкий залог
Собственное участие заемщикаПорядка 30% от всего проекта
Наличие работающего бизнеса!

В будущем фокус программы может быть расширен для кредитования жилищного сектора (ТСЖ, управляющие компании).

Банк «Центр‑инвест»

Банк «Центр‑инвест» является ведущим российским партнером международных финансовых институтов ЕБРР, IFC, FMO и KfW по реализации проектов в области энергосбережения. С 2005 года банк осуществляет финансирование проектов, направленных на внедрение энергоэффективных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, жилищно‑коммунальном секторе, в сфере услуг и бюджетной сфере.

На начало 2011 г. портфель кредитов банка «Центр‑Инвест» по энергоэффективным проектам на Юге России достиг 2,2 млрд.руб. Всего реализовано 220 таких проектов, что позволило сократить выбросы CO2 в атмосферу на 66,9 тыс.тонн в год (эквивалент выбросов 39 тыс. легковых автомобилей). В 2010 г. Банк «Центр‑инвест» выдал предприятиям и жителям Юга России 90 кредитов на сумму 840 млн.руб. на реализацию и внедрение энергоэффективных проектов и технологий, что превысило показатели 2009 года на 86%.

Успех в финансировании проектов энергоэффективной модернизации достигнут за счет технологии устойчивого (sustainable) кредитования, объединяющей технический, финансовый и социальный инжиниринг. Подробнее об этом и о том, как добиваться снижения эффективной процентной ставки ниже 10% можно послушать в выступлении директора Представительства КБ «Центр‑инвест» в г. Москве А. Долганова.

В 2005 году банк «Центр‑инвест» первым в России начал реализовывать программу энергоэффективности. Опыт инвестирования в сферу энергосбережения в размере 3,2 млрд.рублей в рамках 300 проектов позволяет специалистам банка тиражировать его в каждом регионе Юга России. Опыт банка показывает снижение энергопотребления в среднем на 40‑70% и период окупаемости большинства проектов 3‑4 года. Программа открывает доступ к долгосрочному финансированию на льготных условиях.

К предпочтительным для финансирования технологиям можно отнести: общепромышленные технологии (частотно‑регулируемые приводы, когенерационные установки, оборудование для котельных, теплообменники, холодильная техника, компрессоры, отопление, вентиляция, освещение), современное технологическое оборудование, обеспечивающее снижение потребления энергии на единицу произведенной продукции (печи, дробилки, сушильные системы, испарители, внутрицеховые транспортные системы), модернизация парка с/х техники, утепление конструкций зданий и сооружений, возобновляемые источники энергии (только в случае коммерческой рентабельности) и прочие энергоэффективные технологии. Пакет документов для таких проектов представлен на сайте банка.

При поддержке IFC Банк «Центр‑инвест» реализует программу повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ на Юге России. Предлагаются кредиты ТСЖ, ЖСК, управляющим компаниям, энергосервисным компаниям, ресурсоснабжающим организациям на внедрение энергоэффективных технологий в многоквартирных домах. Пакет документов для проектов в сфере ЖКХ.

Нижегородский НБД‑Банк

Банк подписал двустороннее соглашение с ЕБРР и в рамках Российской программы финансирования устойчивой энергетики (RUSEFF). Долгосрочные средства в размере 280 млн. рублей по данному соглашению будут направлены на финансирование энергоэффективных проектов малых и средних предприятий Нижегородской, Ивановской, Кировской, Пензенской областей, Чувашской Республики и Республики Марий Эл.

Сокращение потребления энергоресурсов, а также закупка или продажа энергоэффективного оборудования — специальные условия кредитования по программе RUSEFF. Преимуществами программы являются удлиненные сроки кредитования — до 7 лет в рублях, а также предоставление предприятиям бесплатной технической поддержки по оценке энергосберегающего эффекта и экономическому расчету, необходимые для разработки грамотных инвестиционных решений. Особенностью внедрения на предприятиях энергоэффективных проектов является возникающий экономический эффект, который превосходит инвестиционные вливания. Тем самым, проекты, по сути, самофинансируются.

Условия кредитования предприятий:

  • Срок кредитования в рублях на срок от одного года до семи лет.
  • Размер кредита может составлять до 150 млн.рублей.

Ряд российских банков имеет свои программы, направленные на поддержку развития энергосбережения в России.

Внешэкономбанк

Внешэкономбанк реализует программу целевого финансирования проектов энергоэффективности и ресурсосбережения. Эта программа целевого финансирования предполагает привлечение займа от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 300 млн.долл.США и сроком до 18 лет под полную суверенную гарантию Российской Федерации. Одним из условий участия Внешэкономбанка в Программе является предоставление софинансирования в размере сопоставимом с заемными ресурсами.

В настоящее время осуществляется формирование портфеля проектов, которые могут быть профинансированы в рамках данной кредитной линии. При этом процентная ставка для конечных заемщиков может быть существенно снижена по сравнению с рыночным уровнем за счет относительно невысокой стоимости привлечения средств у МБРР.

Программой также предусматривается привлечение гранта Глобального экологического фонда (ГЭФ) в размере 25 млн.долл.США для обеспечения технического содействия в области информационно‑аналитической поддержки политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в Российской Федерации.

Участие в Программе позволит инициаторам проектов — заемщикам Внешэкономбанка:

  • дополнительно привлечь финансовые ресурсы Внешэкономбанка, Всемирного банка и Глобального экологического фонда для целей реализации в России проектов, направленных на повышение энергоэффективности;
  • получить техническое содействие со стороны Всемирного банка и других МФИ по вопросам подготовки и реализации проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности с учетом специфики различных отраслей экономики;
  • получить возможность использования опыта и привлечения ФГУ «Российское энергетическое агентство» для целей экспертизы и организационно‑технического содействия в отборе проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Сбербанк России

С 2008 г. ОАО «Сбербанк России» осуществляет финансирование энергосберегающих проектов. Дирекция по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования, созданная в Сбербанке по поручению Правительства Российской Федерации, решает глобальные задачи по организации финансирования в сфере повышения энергоэффективности, а также по реализации ряда международных договоров, выполняя публичную функцию оператора углеродных единиц.

9 марта 2011 г. между ОАО «Сбербанк России» и АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» заключено генеральное соглашение (227 Kb) об открытии невозобновляемой кредитной линии на сумму свыше 77 млн.руб. сроком до 6 лет. Цель кредитования — финансирование энергосервисных контрактов по замене ламп уличного освещения светодиодными лампами.

В зависимости от особенностей реализации энергосберегающего проекта возможны следующие варианты предоставления кредитных средств:

Вариант реализации энергосберегающего проектаКредитные средства предоставляются
предприятие самостоятельно реализует энергосберегающий проектпредприятию
предприятие приобретает в лизинг оборудование для реализации энергосберегающего проектализинговой компании
предприятие выступает заказчиком энергосберегающего проекта (контракта)энергосервисной компании — исполнителю проекта (контракта)

ОАО «Сбербанк России» может предоставить кредитные средства исполнителям энергосберегающих проектов на цели финансирования затрат, в том числе на возмещение ранее произведенных затрат по реализации проектов связанных с экономией энергии. Требования, предъявляемые Сбербанком к энергосберегающим проектам:

  • Стабильная финансово‑экономическая деятельность заказчика и исполнителя.
  • Финансовая состоятельность проекта, т.е. объем денежных средств, сэкономленных компанией‑заказчиком в результате реализации проекта, должен превышать объем платежей по энергосервисному контракту.
  • Возврат кредита компанией‑исполнителем осуществляется преимущественно за счет средств, генерируемых проектом.
  • Компания‑заказчик и/или компания‑исполнитель готовы вложить собственные средства для реализации проекта в размере не менее 30% от стоимости проекта.

Максимальный срок кредитования ОАО «Сбербанк России» — до 7 лет.

Газпромбанк

С целью создания передовой практики и распространения опыта финансирования проектов в сфере повышения энергоэффективности, а также популяризации идей и практических решений в области энерго‑ и ресурсосбережения Газпромбанк совместно с Всемирным Банком, Министерством энергетики Российской Федерации и Российским энергетическим агентством осуществляется разработка Проекта «Программа целевого финансирования проектов энергоэффективности в России». Официальный старт Проекта предусмотрен в начале 2012 года.

В ходе реализации Проекта планируется решить стратегически важные задачи формирования национального потенциала финансовой и технологической идентификации, подготовки и экспертизы проектов энергоэффективности и энергосбережения, наработки передового опыта финансирования подобных проектов, в том числе, с использованием механизма энергосервисных контрактов и государственно‑частного партнерства.

Россельхозбанк

ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» подписали Соглашение о сотрудничестве по поддержке проектов в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Акцент стороны договорились сделать на развитии в России рынка биоэнергетики.

Основной целью Соглашения является развитие инфраструктуры для содействия реализации совместных инициатив и программ в области биоэнергетики, энергоэффективности и инноваций (включая, но не ограничиваясь областью альтернативных источников энергии, производства биогаза и др.) для предприятий и организаций сельскохозяйственного сектора России. В соответствии с соглашением, РЭА будет проводить углубленные исследования маркетинговых, технологических, экономических аспектов приоритетных биоэнергетических проектов, и формировать технико‑экономические обоснования их внедрения. Тимур Иванов (РЭА) заявил о готовности «уже сейчас начать прием заявок на проведение экспертизы проектов с целью организации их финансирования, а также обеспечения информационной поддержки их развития в регионах».

Со своей стороны ОАО «Россельхозбанк», используя опыт своей филиальной сети по всей стране, будет осуществлять информационную поддержку системы поиска приоритетных проектов и формировать предложения по вариантам финансирования отобранных совместно с РЭА проектов. «Банк готов поддерживать эффективные инновационные проекты РЭА и содействовать привлечению российских и зарубежных инвестиций в данное направление», — подтвердил Борис Листов.

Другие банки

Привлечение кредитных средств для проведения энергосберегающих мероприятий в банках, не имеющих специализированных программ, нацеленных на поддержку энергосберегающих мероприятий, происходит на общих основаниях, как и для неэнергоэффективных проектов. Для получения кредита компания должна удовлетворять требованиям, представленным конкретным банком для необходимой кредитной линии, а также представить экономически эффективный и состоятельный проект.

Другая проблема заключается в нежелании банков участвовать в энергосберегающих проектах в связи с серьезными финансовыми рисками. Ключевыми становятся те требования, которые выдвигает банк, предоставляя кредит:

  • ТЭО, проектно‑сметная документация и четкий график платежей;
  • безубыточная деятельность заемщика в последние 2‑3 года;
  • банки в основном ориентируются на срок кредитования 1‑3 года, в редких случаях до 5 лет;
  • некоторые структуры готовы кредитовать только конечного получателя инвестиций (организацию, в интересах которой проводится энергосбережение).

Отсутствие общепринятой методологии определения энергетического эффекта энергосберегающих мероприятий, а также риски значительного изменения тарифов создают сложности в обосновании экономической эффективности проекта и риски невозврата средств.

Стоит также отметить, что разработанные типовые энергосервисные контракты в России прямо не предусматривает многосторонних отношений, где бы помимо финансирующей, также присутствовала бы страховая или иная гарантирующая организация.

По мнению, высказанному в журнале Энергосбережение (№ 7, 2011), необходимо:

  • Внести в Закон № 261‑ФЗ и в ППр № 636 изменения, предусматривающие многосторонние контракты с участием заказчика, исполнителя, финансовой организации и страховой организации.
  • Внести изменения в страховое и банковское законодательства, стимулирующие финансирующие и страховые организации на поддержку энергосервисных контрактов.
  • Разработать общепринятую методологию оценки энергетического эффекта энергосберегающих мероприятий.

Комментарии экспертов

Е.В.Погребняк: «Проектами по энергоэффективности могут называться слишком разные инвестиционные идеи, это усложняет задачу их описания. В самом широком смысле энергосберегающими можно назвать почти любые новые инвестиции — в строительстве применяются более высокие стандарты энергоэффективности зданий, чем 30‑40 лет назад, даже замена холодильника — это своего рода проект в области энергоэффективности. В принципе, проработанный проект с очевидной экономической выгодой может получить финансирование на стандартных условиях, не требуется дополнительных механизмов или субсидий. Ведь на покупку уже упомянутого холодильника тоже можно взять кредит — и это тоже будет маленький проект по повышению энергоэффективности.
Большей проблемой, чем выбор способов финансирования, может быть непостоянство условий регулирования — полученная экономия у производителя энергии или у монополии по ее доставке может быть изъята снижением тарифов. Также проблемой может быть — кто получатель выгоды от проектов энергосбережения: часто эти возможные выигрыши сконцентрированы по цепочке энергоснабжения, которая может быть разрезана балансовой принадлежностью к различным организациям, а это затрудняет и подготовку и совместную реализацию проектов.
Как для любого вида регулирования — в случае создания особых условий для проектов по энергоэффективности необходимо соотносить с издержками и выгодами (краткосрочными и долгосрочными). Различные стимулы имеет смысл вводить, если они приводят к какому‑то принципиальному изменению ситуации, поведения агентов, достижению критической массы пользователей какой‑либо технологии и ее последующему удешевлению, более широкому распространению и т.д. В противном случае, эти стимулы могут не дать необходимого долгосрочного эффекта.»

Е.Г.Гашо (фотография)

Е.Г.Гашо: «В России не топливо и энергия дешевые (как пишут), а деньги дорогие. Поэтому, что‑то нужно делать с банками, потому что при цене денег в 13‑17% об энергоэффективности можно только поговорить на конференциях (еще написать десятки статей и диссертаций), не более того. Вообще ситуация с избытком кредитных средств в стране при полной невозможности их удешевления для реальной экономики уже не забавляет.»


Примеры финансирования проектов ЕБРР

  1. Таганрог Теплоэнерго
     
    Финансирование ЕБРР (эквивалент €10 млн.):
    • 133 млн.руб. вклад в уставной капитал в 2007 г. (покупка доли 25%+1);
    • дополнительный 10‑летний кредит 221млн.руб. в 2008 г.

    Проект:
    • Строительство 10 новых котельных, 1 ТЭЦ на газу;
    • Модернизация 3 центральных тепловых подстанций;
    • Замена 7км теплосетей, и т.д.;

    Энергосберегающий эффект:
    • 10% топлива, 20% электричества, значительная экономия воды, средний КПД котлов повышен на 20%;
    • IRR 14% на базе только ЭЭ в ценах энергии 2007 г. — не включая уменьшенные расходы на персонал, эксплуатацию и т.п.

  2.  
  3. Муниципальная жилищная управляющая компания, г. Уфа, 2006 г.
     
    Финансирование:
    • 10 летний займ в 360 млн. руб. под гарантию г.Уфы;
    • Техническая поддержка / финансовый аудит 0,5 млн.евро.

    Проект:
    • Установка независимых подстанций в зданиях (25% города)

    Энергосбережение:
    • 8‑10% тепловой энергии и горячей воды;
    • 20‑30% электричества;
    • 15% химически обработанной воды, используемой в теплосетях.

Примеры проектов банков‑партнеров IFC

  1. Проект: Модернизация системы охлаждения на Дмитровском молочном заводе позволила экономить более 500 тыс. руб. в год за счет сокращения энергозатрат, обеспечила рост производства и исключила риск его остановки. Банк‑кредитор: Орловское отделение МДМ‑Банка.
  2. ОборудованиеСистема охлаждения жидкости на базе полугерметичного компрессора Bitzer 6F 50
    Объем кредита7,62 млн.руб.
    Ежемесячные выплаты по кредиту185 304 руб.
    Простой срок окупаемости проекта5 лет
    Доля платежей по кредиту, компенсируемая за счет энергосбережения88,68%
  3. Проект: Приобретение новой автоматической производственной линии дало возможность компании производителю выпечки «Пир‑пирожок» из Санкт‑Петербурга сократить удельные энергозатраты почти вдвое, в то же время увеличив производительность в 5 раз. Банк‑кредитор: МДМ‑Банк.

Примеры проектов НЕФКО

  1. Социальная сфера Котласа, Архангельская область

    Проект предусматривает реконструкцию отопительных систем 32 школ и дошкольных учреждений, включающую установку новых теплопунктов, автоматических регуляторов температуры и запорной арматуры, автоматическое понижение температуры в выходные дни и замену 900 м труб теплоснабжения.
    Инвестиционные затраты: 10,3 млн.руб.
    Достигаемый эффект: Экономический эффект — 2,5 млн.руб./год, срок окупаемости — 4 года, экономия природного газа — 440 т/год, сокращение выбросов парниковых газов — 1100 т CO2‑экв./год, теплопроизводительность — 3720 Гкал/год.
     
  2. Модернизация уличного освещения в Вельске, Архангельская область

    Проект предусматривает замену 1200 ртутных ламп на энергосберегающие натриевые светильники в городе Вельске, а также использование комплексной системы автоматического управления уличным освещением и модернизацию трансформаторных подстанций.
    Инвестиционные затраты: 3,8 млн.руб.
    Льготный кредит: 3,4 млн.руб.
    Достигаемый эффект: Экономический эффект — 871 тыс.руб./год, срок окупаемости — 4,4 года, теплопроизводительность — 261 тыс.кВтч/год, сокращение выбросов парниковых газов — примерно 200 т CO2экв./год.
     
  3. Средняя школа №1 г. Новодвинска

    Проект: реконструкция котлов и теплообменников, оснащение новым термостатом и утеплёнными окнами. Применение для освещения экономичных флуоресцентных ламп.
    Достигаемый эффект: Ежегодная экономия на отоплении и электричестве около 300 тыс.руб.; срок окупаемости — 2 года; энергопотребление сократилось в школе более чем на 59%, при этом выбросы углекислого газа уменьшились на 218 т/год.