Обзор 5. Зарубежный опыт

Энергосервисные контракты в США и Канаде

В США и Канаде успех ЭСКО и перформанс‑контрактов в повышении энергоэффективности бюджетных зданий был в большой степени обусловлен тем, что этим странам удалось грамотно адаптировать требования к организации подрядных работ в бюджетной сфере, процедуры закупок и устранить барьеры для энергоэффективности. В этих двух странах применялись разные подходы к расширению использования перформанс‑контрактов при реализации проектов в бюджетных организациях.

В США, где законодательство и законодательные процедуры формируются, в основном, на уровне отдельных штатов, каждому штату приходилось самостоятельно устранять барьеры на пути повышения энергоэффективности, совершенствовать требования также для организации подрядных работ и процедуры закупок. Однако как только функционирующая система подрядов и закупок для содействия перформанс‑контрактам с ЭСКО появлялась в одном штате, другие штаты выражали большую заинтересованность в адаптации этой системы к своим условиям. Например, в Огайо в 1985 г. был принят закон, позволяющий школьным округам оплачивать реализацию энергосберегающих мероприятий на основе многолетней рассрочки и повысить допустимую долю чистой задолженности округа, которая может быть использована на реализацию этих мероприятий. Только в первые пять лет после принятия этого закона проекты с участием ЭСКО общей стоимостью более 131 млн.долл. были реализованы в 167 школьных округах. На сегодняшний день более 40 штатов в США приняли законодательство, содействующее применению перформанс‑контрактов в школах и правительственных зданиях.

На федеральном уровне в 1985 г. был принят Консолидированный всеобъемлющий закон об урегулировании бюджета, поощрявший федеральные бюджетные организации к реализации энергосберегающих мероприятий путем заключения контрактов на условиях раздела будущей экономии. Впоследствии были приняты законы, предоставлявшие дополнительные стимулы, разрешая организациям‑участницам оставлять себе и распоряжаться частью полученной экономии. Когда бюджетные организации поняли, что средства, полученные благодаря экономии энергии, могут быть использованы на другие нужды, это стало мощным стимулом для работников этих организаций сотрудничать с ЭСКО в разработке проектов. Федеральная программа энергетического менеджмента, проводимая Департаментом энергетики, осуществляет координацию энергосберегающих проектов бюджетных организаций. Кроме того, Программа ведет реестр сертифицированных ЭСКО и разработала типовой перформанс‑контракт, позволяющий бюджетным организациям обходить процедуры закупок и сразу иметь дело с предварительно отобранными ЭСКО, конкурирующими за право заключения контрактов. К 2007 г. такие типовые контракты были заключены 19 организациями в 46 штатах на общую сумму 1,9 млрд.долл.

По состоянию на 2010 г. В США заключено более 500 энергосервисных контрактов, что позволило сэкономить $11,7 млрд.долл.

Результаты заключения энергосервисных перфоманс‑контрактов в отдельных странах

ESPC results in selected countries

Источник: Брошюра «Государственно‑частное партнерство в сфере финансирования энергосбережения» (5.54 Mb)

В Канаде внедрение перформанс‑контрактов в бюджетных организациях и ЭСКО шло «сверху вниз». Распространение практики для зданий бюджетной сферы началось с Программы Гарантированного Энергопотребления Онтарио Гидро в конце 1980‑х годов. Мощный толчок процесс получил в 1991 г., когда канадское правительство создало организацию «Инициатива федеральных зданий (FBI)». Федеральным ведомствам позволили заключать контракты с ЭСКО на разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий в федеральных зданиях. Министерство природных ресурсов Канады (NRCan) способствует привлечению в программу FBI отдельных организаций, разрабатывая типовые контракты и пакеты тендерных предложений. В рамках программы FBI энергосберегающие проекты реализованы в 7500 федеральных и других зданий, привлечены частные инвестиции на сумму 240 млн.канадских долларов (данные на конец 2006 г.), а ежегодная экономия составляет 33 млн.канадских долларов.

Источник: Энергоэффективность в России: скрытый резерв (2.9 Mb)

Специализированные кредитные линии

Китай

В 2008 г. Всемирный Банк организовал Китайскую программу финансирования энергоэффективности (CHEEF) для стимулирования деятельности китайских банков в области предоставления кредитов на энергосберегающие проекты. В рамках первой фазы программы (CHEEF I) Всемирный Банк выделил $100 млн.двум банкам, принявшим участие в программе — Exim Bank и Huaxia Bank. Собственные средства банков, выделенные на реализацию Программы также составили $100 млн. Компании, желающие получить кредит в рамках этой Программы, должны были обеспечить 30% требуемых инвестиций за свой счет, а остальное в рамках кредитов.

Таиланд

Государственная компания Таиланда Royal Thai Government (RTG) основала специальный фонд для поддержки энергоэффективных проектов Thailand Energy Efficiency Revolving Fund (EERF) с целью стимулирования коммерческой активности в сфере энергосбережения, а также оказания помощи банковскому сектору в развитии кредитных программ, специализированных на финансировании энергосберегающих проектов. Из фонда были выделены средства 11 банкам Таиланда, которые разработали специализированные кредитные линии с низкими процентными ставками.

Первая фаза EERF была запущена в 2003 г. К 2010 г. EERF профинансировал 335 энергоэффективных проекта и 112 проектов в области возобновляемых источников энергии. Общий размер инвестиций достиг $453 млн., причем ежегодная экономия от реализованных проектов оценивается в $154 млн.

Индия

В 2010 г. Германский банк Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe (KfW) предоставил специализированную кредитную линию в размере 50 млн.евро индийскому Small Industries Development Bank of India (SIDBI) для кредитования малого и среднего бизнеса в сфере энергосбережения. Специалисты KfW бесплатно помогают предприятиям провести предынвестиционные мероприятия и определить меры, необходимые для повышения энергоэффективности. Получив результаты аудита, компания может прийти за кредитом в SIDBI.

Целями Программы являются:

  • привлечь дополнительные финансовые ресурсы для реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности;
  • получить техническое содействие по вопросам подготовки и реализации проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • разработать новые финансовые инструменты SIDBI.

Часть организованного фонда предназначается для реализации энергоэффективных проектов в бюджетной сфере в рамках ЧГП.

Ключевыми требованиями для получения кредита является удельный эффект уменьшения выброса парниковых газов — 25 т СО2‑эквивалента на 22,5 тыс.долл.инвестиций.

Три выделенные кредитные линии для энергосбережения

Three dedicated credit lines for EE

Источник: Брошюра «Государственно‑частное партнерство в сфере финансирования энергосбережения» (5.54 Mb)

Венгрия

В 1997 г. началась Программа софинансирования энергосберегающих проектов в Венгрии. Это совместная программа IFC и ГЭФ в партнерстве с местными финансовыми институтами, цель которой состоит в предоставлении гарантий по кредитам. Программа предоставляет частичные гарантии рисков финансовым институтам, выдающим кредиты на реализацию энергосберегающих проектов, а также оказывает техническую помощь, как кредитным организациям, так и разработчикам проектов. Это способствует снижению как финансовых рисков при реализации энергосберегающих проектов, так и накладных расходов, благодаря оказанию технической поддержки обеим сторонам. К концу 2006 г. кредитный портфель на общую сумму 55 млн.долл. при гарантиях в размере 17 млн.долл. позволил реализовать проекты повышения энергоэффективности общей стоимостью 93 млн.долл.

Бюджетный сектор в Китае

В 2008 г. Китай объявил, что правительства провинций должны в этом году заменить 50 млн.традиционных ламп накаливания на энергосберегающие лампы и получат для этого значительные субсидии. Эта кампания является частью программы, начатой Министерством финансов в январе, целью которой является замена 150 млн.ламп накаливания на энергосберегающие в течение ближайших пяти лет. Некоторые провинции получили целевые задания по замене 2‑3 млн.ламп, в том числе 2 млн.ламп должны быть заменены в Пекине. В случае замены всех ламп накаливания на энергосберегающие Китай будет ежегодно экономить 60 млрд.кВт.ч электроэнергии, что составляет 22 млн.тут в год и приведет к снижению выбросов углекислого газа на 60 млн.т.

Коммунальный сектор

Япония

В Японии предоставляются субсидии на реконструкцию жилых домов для выполнения требований по теплозащите, сформулированных в Законе об энергосбережении, установке энергоэффективных бытовых приборов и эффективных систем, использующих возобновляемые источники энергии. Субсидии предоставляются как для новых, так и для давно существующих зданий. Чтобы получить право на субсидии, необходимо снизить потребление энергии на 15% в новых домах и на 25% в реконструированных зданиях по сравнению со стандартным показателем энергопотребления до реализации мер по энергосбережению. Кроме того, домовладельцы обязаны сообщать о величине потребления энергии в зданиях в течение трех лет после реконструкции или строительства дома. Расчет ожидаемой экономии представляется в Организацию по развитию новых источников энергии и промышленных технологий (NEDO), которая предоставляет субсидии. Впоследствии домовладельцы должны отчитываться о реальной величине экономии энергии путем заполнения опросных листов NEDO.

Словакия

В Словакии ассоциации домовладельцев могут получить льготный кредит из государственного фонда развития жилищного сектора для повышения энергоэффективности многоквартирного здания. Кредиты могут предоставляться в размере до 80% от стоимости проекта на срок до 20 лет (при ограничении объема кредита в расчете на каждую квартиру) под 3,3% годовой процентной ставки, при условии, что проект включен в Программу реконструкции жилищного сектора. Под проекты, не включенные в эту Программу, можно получить кредиты на 10-20 лет под 4,9‑6,5% годовой процентной ставки. Для получения льготных кредитов домохозяйства должны в результате реализации проекта снизить потребление энергии, по меньшей мере, на 20% по сравнению с допроектным уровнем.

Литва

В 1996‑2001 гг. в рамках Пилотного проекта по повышению энергоэффективности в жилищном секторе Литвы, финансируемого Всемирным банком, осуществлялось консультирование товариществ собственников жилья (ТСЖ), предоставление кредитов, оказание технической помощи и предоставление информации с целью повышения энергоэффективности многоквартирных жилых зданий в Литве.

В финансовом отношении проект включал разнообразные компоненты, призванные обеспечить получение конкурентоспособных рыночных ставок по кредитам теми участниками, которые хотели реализовать энергосберегающие мероприятия, но не имели необходимых для этого средств. В частности, в рамках проекта предоставлялись:

  • кредиты в местной валюте под 11% фиксированной годовой процентной ставки при минимальном первоначальном взносе 10%, отсутствии залога и максимальном сроке кредита 10 лет;
  • с января 1999 г. — долевые субсидии от литовского правительства в размере 30% от величины основного кредита, но не более 12,5 долл.США на 1 м2.

По условиям проекта, средства кредита могли быть использованы только на реализацию энергосберегающих мероприятий. Ответственность за возврат кредитов возлагалась на домовладельцев, как правило, пропорционально площади квартиры, в соответствии с решениями, принятыми на заседании ТСЖ. Также для выплаты кредитов было разрешено частично использовать существующие субсидии, предоставляемые малоимущим домохозяйствам для оплаты услуг теплоснабжения.

Всего за время реализации проекта 726 ТСЖ получили консультации по вопросам энергосбережения, были проведены энергетические обследования 331 жилого здания и реализованы 229 проектов по повышению энергоэффективности. В 1996‑2001 гг. общий объем кредитов, предоставленных ТСЖ, составил 7,2 млн.долл. США при средней величине кредита в расчете на одно здание 31,5 тыс.долл. и средней величине кредита в расчете на одну квартиру 1 тыс.долл.США. В среднем, домовладельцы отмечали ежегодную экономию энергии в размере 17%. По данным проведенного исследования, 56% домовладельцев отметили снижение счетов за тепловую энергию, а 48% — повышение качества жилья.

Армения

Для преодоления двух основных препятствий к массовой установке приборов учета (стоимость установки и процесс перевода потребителей на новую систему оплаты) муниципалитет г.Еревана принял закон о частичном списании задолженности потребителям, которые установят у себя приборы учета. В результате реализации этой программы количество установленных приборов учета возросло с 1 тыс.шт. в 1999 г. до 277 тыс.шт. в 2005 г. В настоящее время около 80% бытовых потребителей оснащены приборами учета, что включает приблизительно 90% всех многоквартирных домов Еревана. В результате применения приборов учета и использования тарифных схем с оплатой только за фактическое потребление воды среднее потребление воды на душу населения сократилось с 250 л до 110 л. Совокупное потребление во всех секторах снизилось с 112 млн.м3 в 2002 г. до 77 млн.м3 в 2005г., то есть почти на 30%.

Источник: Энергоэффективность в России: скрытый резерв (2.9 Mb)