Резюме обзора

В обзоре под одной обложкой собрана информация о разных формах финансирования энергоэффективности. Это дает возможность сориентировать тех, кто только начинает поиск финансовой поддержки в наборе существующих вариантов и схем финансирования.

Основными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий являются собственные средства организаций (амортизация и прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков и лизинг). Для бюджетных организаций источником средств выступают бюджеты разных уровней. Дополнительными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий могут являться: бюджетная поддержка, энергосервисные контракты, государственно‑частное партнерство, специализированные программы банков, специальные фонды содействия энергоэффективности.

Формальные и неформальные условия получения бюджетных средств и госзаказов хорошо известны, поэтому в разделе о бюджетной поддержке приведен лишь небольшой объем материалов. Гораздо более сложным и новым является использование перфоманс‑контактов с энергосервисными компаниями (ЭСКО). Это договоры на полный комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы, как правило, производится заказчиком за счет экономии, возникшей ПОСЛЕ внедрения мероприятий спланированных, организованных и технически обеспеченных компанией подрядчиком энергосервисного контракта.

По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств. Для оформления договорных отношений с ЭСКО в таких условиях требуется участие главного распорядителя бюджетных средств. Такая схема, как и любой многосторонний контракт, менее работоспособна, особенно в условиях России. В обзоре приведены конкретные примеры таких документов из разных регионов. Контракты подобного рода пока редки, главным образом вследствие непроработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. Не готовы работать по нестандартным схемам и руководители предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов.

НО! Историческое наследие СССР в виде типовых общественных зданий обеспечивает огромный потенциал для постановки на поток энергосервиса, в случае успешной гражданско‑правовой апробации форм многосторонних контрактов. Детские сады, школы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания и другие объекты бюджетной сферы в большинстве своем строились по типовым проектам. Соответственно, один раз отработанный контракт может многократно тиражироваться. Именно возможность массового тиражирования работ на небольших типовых объектах превращает один раз достигнутый финансовый результат в реальный мотив к освоению достаточно сложных правовых конструкций трехсторонних и многосторонних договоров с участием малых и средних предприятий, финансирующих организаций, страховых компаний, бюджетных организаций. В США, когда бюджетные организации поняли, что средства от экономии энергии можно использовать на другие нужды, возникли мощные стимулы для работников этих организаций сотрудничать с ЭСКО в разработке энергосберегающих проектов. В этом смысле последствия развития энергосервиса много шире, чем просто экономия энергоресурсов, они являются средством тиражирования общей правовой культуры в среде малого и среднего бизнеса.

Государственно‑частное партнерство (ГЧП) — это привлечение органами государственного и муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ и реализации услуг на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности. Один из способов реализации ГЧП — государственные инфраструктурные инвестиции (в дороги, сети, инженерные коммуникации) с целью стимулирования и поддержки реализации частного проекта или группы проектов. Проекты, требующие ГЧП, обычно индивидуальны и не имеют типовых решений и образцов контрактов, в обзоре приведено лишь несколько примеров.

Задолго до того, как было переработано и актуализировано российское законодательство в области повышения энергоэффективности, на территории России экономическое стимулирование проектов по энергосбережению было развернуто рядом крупнейших международных банков. Среди них — Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Всемирный Банк (ВБ) и его подразделение по работе с частным бизнесом (Международная финансовая корпорация IFC), Северная финансовая экологическая корпорация (NEFCO / НЕФКО). ЕБРР сформировал в России кредитную линию для малых и средних предприятий RUSEFF, которая через российские банки‑партнеры финансирует проекты энергоэффективности. Целью IFC было продемонстрировать российским банкам и бизнесу, что проекты энергосбережения в итоге выгодны для представителей частного сектора. Реализация подобных проектов приводит к повышению конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции, к стабильности в условиях повышения тарифов, к снижению затрат на техобслуживание при замене неэффективного оборудования, уменьшению экологических рисков и укреплению репутации предприятия. Программы международных банков в России работают, как спортсмены разгоняющие снаряд в бобслее. Их слаженные и взаимодополняющие усилия уже стали катализатором российского рынка финансирования энергоэффективных проектов. Свои программы поддержки энергоэффективности имеют многие российские банки, в т.ч. ведущие российские банки развития — Сбербанк и Внешэкономбанк. В обзоре приведен целый ряд примеров и ссылок на программы кредитования энергоэффективности.

Для полноценного становления системы финансовой поддержки энергосбережения осталось преодолеть несколько общих причин торможения, после чего процесс пойдет по нарастающей. К таким общим причинам торможения финансирования энергосбережения в России относится не дешевизна топлива и энергии (как иногда пишут), а высокая стоимость денег. При цене денег в 13‑17% об энергоэффективности можно только поговорить на конференциях (еще написать десятки статей и диссертаций). Именно поэтому пока успешно идут программы, использующие пусть небольшую, но основанную на более дешевых международных деньгах поддержку. Необходимо также создание общепринятой методологии определения эффекта от энергосберегающих мероприятий, системы страхования рисков значительного изменения тарифов или участия в контрактах организаций, гарантирующих сделки при политически мотивированном тарифном регулировании.