Резюме обзора

Настоящий Обзор, в каком-то смысле, подводит итог (надеемся, промежуточный) работе по организации знаний, необходимых для выхода на модернизационную идеологию оценки последствий создания и функционирования уже существующих ГЭС и, соответственно, на модернизационную идеологию оценки проектов новых гидроэлектростанций. Поэтому в нем широко цитируются публикации, которые уже были размещены на портале «Белая книга. Плотины и развитие».

При всем обилии материалов, упоминаемых в Обзоре, мы вынуждены констатировать отсутствие общепризнанной методологии сопоставления выгод и ущербов, возникающих при создании плотин и эксплуатации ГЭС.

Одной из фундаментальных причин отсутствия такой методологии является принципиальное неравноправие сторон, на благополучие которых неизбежно влияет строительство той или иной плотины. С одной стороны, собственники ГЭС, доход которых формируется из продажи электроэнергии и может быть представлен как в натуральном, так и в денежном выражении. С другой стороны, неорганизованное население, собственники и пользователи земельных участков, территорий традиционного хозяйства (охоты, рыбной ловли, выпаса скота). А также такие – в принципе охраняемые государством – ценности, как культурное наследие, ландшафтное и биологическое разнообразие и все, связанное с ними. То, что – очевидно – невозможно оценить в любой известной валюте.

Другой причиной является отсутствие желания у государства или компании Русгидро изменять существующую практику эксплуатации крупных ГЭС, методику их оценкам или переходить к другим методам принятия решения о строительстве ГЭС, кроме директивных. Кроме названных агентов у других не хватит ресурсов для продвижения изменений.

В первом разделе Обзора представлены материалы, где выгоды или ущербы от строительства и эксплуатации ГЭС даются, преимущественно в "натуральных" единицах измерения.

Во втором разделе сгруппирована информация о субъектах, которые получают экономические выгоды от гидроэнергетики, и субъектах, которые несут груз социально-экологического ущерба, не всегда имеющего денежное выражение. В рабочем порядке задачу этого раздела можно сравнить с образом народной сказки о дележе мужиком и медведем "вершков" и "корешков". В соответствии с логикой изложения здесь чаще, чем в первом разделе, фигурируют денежные измерители выгоды и ущерба.

По итогам раздела 2, собственно, мы и можем констатировать неравноправность задействованных субъектов. "Вершки" легко считаются в деньгах с точностью до первых процентов, позволяющих рассматривать и принимать во внимание разницу между КПД разных типов турбин. Электроэнергия, это массовый, хорошо учитываемый и ликвидный товар, присутствующий на всех рынках. А вот "корешки" (потери и ущерб) обычно дисперсны, распределены по множеству не связанных в единое целое субъектов и не имеют специфических рынков, на которых их можно было бы оценить в деньгах. С одной стороны, люди и структуры, которым они достались (в т.ч. муниципальные органы власти), не имеют сопоставимого с гидроэнергетикой статуса, желания и навыков торга. Они ограничены в своих способностях к судебной и несудебной защите нарушенных интересов. С другой стороны, и гидроэнергетики часто страдают от требований к ним со стороны энергосистемы, других водопользователей и не имеют механизмов согласования решений, касающихся всех сторон водопользования и участников электроэнергетического рынка.

Раздел 3 является попыткой инвентаризации имеющихся методик экономической оценки социально-экологических ущербов. Однако впрямую ни одна из методик не может работать в нынешней системе институциональных отношений. Вся экономика ГЭС - это экономика доходов собственника плотины, т.е., в большинстве случаев, ОАО «РусГидро». А связанная с ущербами экономика расходов (ответственность за все подтопления, загрязнения, зимние паводки и весеннее в нерест обсыхание) ложится на бюджет государства, региональных или местных властей, в конечном итоге того же населения.

В разделе 4 собраны опубликованные мнения и полученные от участников Тематического сообщества предложения по изменению системы распределения доходов, для разумной и адекватной компенсации ущербов. В сумме – они явно недостаточны для решения задачи создания «новой методической основы для принятия решений» в области плотиностроения, поставленной перед проектом «Белая книга. Плотины и развитие» Коалицией экологических НПО и компанией ОАО «РусГидро» два года назад.

Обзор предложений о механизмах взаимного согласования интересов и компенсации потерь завершен идеей передачи в местные бюджеты существенной части акций действующих ГЭС, деятельность которых уже затрагивает соответствующие муниципалитеты и регионы. Для проектируемых ГЭС, которые могут нарушить среду и условия жизни населения, возможен механизм рыночного торга за пакет акций при их первичном размещении (что-то вроде IPO с гарантированным выкупом у законодательных собраний регионов их согласия на запуск проекта). Эта идея взята у группы экологов, которые сформулировали похожие требования при обсуждении проектов ГЭС на юге Якутии. Практически в этом же направлении выстраиваются предложения об адекватной экономической компенсации тем регионам и муниципалитетам, которые могут быть затронуты при подъеме уровней Нижне-Камской и Чебоксарской ГЭС.

Право на изменение образа жизни и природной среды обитания надо покупать у тех, кто пострадает (или уже пострадал) от таких изменений.