Оценка достижений и проблем реализации политики повышения энергетической эффективности в Свердловской области.

Алексей Нестеров, Начальник отдела маркетинга и рекламы ООО НПП «ЭЛЕКОМ»

Что изменилось на рынках оборудования, строительства, услуг за последний год‑полтора (со второй половины 2010 г. по настоящее время)?

Существенных изменений (каких‑то прорывов в материалах и технология) на мой взгляд, не произошло. Идет поступательное совершенствование приборов учета и управления потреблением энергоресурсов, приводящее к повышению их надежности и качества измерений (или управления). Кроме того, немного усовершенствовались системы сбора, передачи и обработки данных с приборов учета. Их развитие идет в сторону повышения качества связи и снижения стоимости подключения точки учета. Наверное, стоит отметить рост предложения энергоаудиторских услуг, базирующийся на требованиях Закона об энергосбережении (261‑ФЗ). Хотя качество этих услуг оставляет желать лучшего.

Что изменилось в отношении властей к энергосбережению (за тот же период)?

Возросла активность властей в реализации программ энергосбережения, как на уровне области, так и на уровне муниципалитетов. Это, прежде всего, касается решения задач учета коммунальных ресурсов, таких, как тепло, холодная вода и электроэнергия.

Что изменилось в поведении и взглядах людей (за тот же период)?

Существенного изменений во взглядах людей не произошло. Однако, можно отметить некоторое повышение интереса к вопросам учета и экономии коммунальных ресурсов. Думаю, что малое повышение интереса людей к этим вопросам связано с отсутствием или недостаточностью мотивацией их на ресурсосбережение.

Какие проблемы исчезли, какие остались, какие только возникли (за тот де период)?

Основная проблема ресурсосбережения — это недостаточная мотивация потребителей коммунальных ресурсов. Необходима система мотивации, базирующаяся на дифференцированных тарифах на ресурсы в зависимости от объема потребления, зон суток и др., а также на льготах (например, налоговых) в случае внедрения энергосберегающих технологий.

Большие объемы решаемых в рамках 261‑ФЗ задач (100%‑ное оснащение приборами учета и энергетическая паспортизация объектов) приводят к дефициту финансовых ресурсов, необходимых для их решения. Сегодня практически единственных источником инвестиций в энергосбережение являются бюджеты разных уровней. Финансовые структуры (банки, лизинговые компании и др.) не инвестируют в энергосбережение в силу непонимания выгоды от инвестиций.

Кроме того, налицо отсутствие культуры планирования энергосбережения по результатам энергетического обследования на основании выполненных в ходе него замеров, расчетов и технико‑экономических обоснований внедрения тех или иных мероприятий.

Особый интерес представляют примеры успешной или неудачной реализации конкретных мероприятий на уровне муниципалитетов и отдельных предприятий.

Примером успешной реализации энергосберегающих мероприятий можно считать установку на объектах различного назначения систем автоматического регулирования потребления тепла. Например, среднее значение экономии тепла от внедрение 46‑и таких систем в бюджетных учреждений, подведомственных Администрации города Екатеринбурга, составило 33%. То же самое для бюджетных учреждений подведомственных Правительству Свердловской области — 20%. Надо отметить, что максимальное значение достигаемой экономии было зарегистрировано на уровне 70%. В то же время на некоторых объектах экономия была минимальной или отсутствовала совсем. Эти факты говорят о необходимости предварительного выбора объектов для установки систем регулирования. Логично было бы делать это в рамках энергоаудита.