Обзор 2. Зарубежный и российский опыт по стимулированию ВИЭ, местных видов топлив и вторичных энергоресурсов.

6.2.1. Меры стимулирования – зарубежный и российский опыт

В [8] (3.68 Mb) приводятся следующие сведения: в 85 странах имеется политика стимулирования ВИЭ. Большинство целей национальных политик направлены на достижение значимой доли ВИЭ в балансе генерации электроэнергии (от 5 до 30%), доли ВИЭ от 10 до 20% в первичной энергии или конечном потреблении. Большинство целей поставлено к 2020 г. и позже. Среди развивающихся стран следует отметить Бразилию (75% ВИЭ в генерации электроэнергии к 2030 г.), Китай (15% ВИЭ в конечном потреблении к 2020г.), Индию (20 ГВт солнечной генерации к 2022г.), Кению (4ГВт геотермальной генерации к 2030 г.). Также цели по ВИЭ существуют на местном уровне в отдельных регионах и территориях.

Меры по стимулированию ВИЭ изложены в нескольких источниках [2, 7 (4.11 Mb), 14 (145 Kb)] и включают следующий набор:

  • льготные тарифы для продажи электроэнергии на ВИЭ в сеть (feed-in tariffs). Существуют несколько разновидностей таких тарифов: фиксированная цена на электроэнергию от ВИЭ, фиксированная надбавка к рыночной цене электроэнергии, квоты на объем электроэнергии от ВИЭ. Специальные тарифы на подключение к сетям и покупку такой электроэнергии используются в более чем 50 странах и 25 регионах;
  • использование специальных зеленых сертификатов для энергии от ВИЭ, направленных на продажу сознательным потребителям, готовым платить за ВИЭ большую цену;
  • налоговые льготы (совместно с высокими налогами/штрафами на традиционную энергию);
  • льготные кредиты, субсидирование инвестиций для ВИЭ;
  • поддержка исследований в сфере ВИЭ;
  • пропаганда, общественная поддержка ВИЭ, реализация пилотных и демонстрационных проектов ВИЭ, переход к учету полной стоимости энергии (с учетом негативного влияния выбросов);
  • подготовка и стажировка специалистов;
  • поддержка промышленных производителей оборудования для ВИЭ;
  • специфические меры, дифференцированные по стране и направлению ВИЭ;
  • международная кооперация;
  • административная поддержка;
  • комплекс мер по достижению целевых показателей.

    Опыт нормативного регулирования ВИЭ в ЕС, США и странах СНГ подробно описан в обзоре [12] Грозовского, Попова, Поляковой (91 Kb).

В Европейском союзе (ЕС) применяется комплексный подход к формированию нормативной правовой базы в области энергетической эффективности, в том числе и в области ВИЭ. К основным видам нормативных правовых документов, используемых в ЕС, относятся:

  • регламенты, которые являются полностью обязательными и прямо применяются во всех государствах-членах;

  • директивы, которые являются обязательными для государств-членов в части результатов, которые должны быть достигнуты, и подлежат отражению в национальной правовой базе;

  • решения, являющиеся обязательными только для тех субъектов, которым они адресованы;

  • рекомендации и заключения, которые не имеют обязательного характера и являются декларативными документами;

  • стандарты, которые применяются на добровольной основе, но ЕС стимулирует их применение.

    В 1997 г. была опубликована Белая книга ЕС «Энергия будущего: возобновляемые источники энергии». Она не имела законодательной силы, но побудила европейские страны к началу диалога о возможностях возобновляемых источников энергии.

    Основу развития и использования ВИЭ в настоящее время определяют следующие документы:

  • Директива 2001/77/ЕС Европейского парламента и Совета от 27 сентября 2001 г. по поддержке производства электричества возобновляемыми источниками энергии на внутреннем рынке электричества (отменяется с 01.01.2012);

  • Директива 2003/30/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 мая 2003 г. о поощрении использования биотоплива или другого возобновляемого топлива на транспорте (отменяется с 01.01.2012);

  • Директива 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2009 г. по поддержанию применения энергии от возобновляемых источников и вносящая изменения и отменяющая 2001/77/EC и 2003/30/EC;

  • Решение Европейской Комиссии 2009/548/EC от 30 июня 2009 г., устанавливающее шаблон для Национального плана действий по возобновляемой энергии, согласно Директиве 2009/28/EC Европейского парламента и Совета;

  • более 10 стандартов EN.

    Опыт нормативного регулирования в США

    Сегодня возобновляемые ресурсы составляют лишь 6% от общего числа используемых в США энергоносителей, однако перспектива использования ВИЭ в этой стране оценивается положительно и набирает темпы. Согласно официальным прогнозам США, предоставленным МЭА, к 2030 г. на возобновляемые источники энергии будет приходиться около 10% энергоснабжения США.

    Начало нормативного правового регулирования в области альтернативной энергетики в США было положено с принятием в 1995 г. Федеральной программы «Стратегия устойчивой энергетики США», в которой в качестве приоритетного направления предусмотрено оказание правительством содействия развитию и освоению ВИЭ с целью уменьшения объемов сжигания топлива, защиты окружающей среды и глобальной энергетической безопасности страны на перспективу.

    В августе 2005 г. в США был принят закон «Об энергетической политике». Закон устанавливает приоритет возобновляемым источникам энергии и вопросам энергетической эффективности, вводит значительные налоговые льготы для поощрения мер в области энергосбережения.

    Согласно заявлению президента Барака Обамы, США будет инвестировать в разработку технологий энергии ветра и солнца, перспективных видов биотоплива, обогащенный уголь и более экономичные легковые и грузовые автомобили, собираемые в Америке до 15 млрд долл. в год.

    Сегодня высокая активность федеральных научных организаций, выделение значительного бюджета позволили США выйти в мировые лидеры в области фотоэлектрических установок. Предпринимаются усилия по превращению биомассы в новый источник для производства электроэнергии и моторного топлива. Взят курс на создание технологий, способных превратить водород в один из основных энергоносителей будущего.

    ВИЭ в СНГ

    В странах-участницах СНГ также ведется работа по обеспечению использования ВИЭ в балансе общей выработки энергии. Наиболее активную системную политику в области ВИЭ и энергетической эффективности проводят в Республике Беларусь. Правовую основу деятельности в области энергосбережения составляют Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 г. № 190-З, а также Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007 г. Приоритетом при разработке нормативных правовых актов Белоруссии в сфере энергетической эффективности и возобновляемых источников энергии является гармонизация национальной нормативной базы со стандартами ИСО, МЭК, ЕN, а также Регламентами (Директивами) ЕС.

    Также активную политику в области ВИЭ проводит Казахстан. Интерес руководства страны к ВИЭ понятен — территория страны большая, и многие населенные пункты находятся на значительном расстоянии от крупных электростанций. Это ведет к большим потерям при транспортировке энергии, которые, по разным оценкам, составляют от 10 до 14%. Потенциал же ВИЭ в стране огромен, Министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана оценивает его более чем в 2,7 трлн кВт. В связи с перспективностью развития ВЭИ в Казахстане активно формируется нормативная правовая база в данной области, которая в настоящий момент является наиболее развитой в странах СНГ.

Стребков Д.С. [14] (145 Kb) приводит следующие меры поддержки ВИЭ и дает количественную оценку их влияния на цену.

Законодательные инициативы Европейского Союза по развитию рынка ВИЭ в Европе, направленные на либерализацию рынка электроэнергии (Energy Market Liberalisaticon Directive 96/92) и введение новой тарифной политики на электроэнергию (Feed - in Tariffs (FIT), 2000 г.), сводятся к следующим мерам:

  • Вводятся ежегодные квоты местным энергетическим компаниям на производство электроэнергии от возобновляемых источников энергии в размере 2-15% от общего объема продаж электроэнергии. Если энергокомпания по каким-то причинам не производит и не продает электроэнергию от ВИЭ, она должна покупать зеленые сертификаты.
  • Каждая энергокомпания обязана покупать электроэнергию у владельцев генераторов, использующих ВИЭ по фиксированной цене в течение 20 лет, например в Германии по цене 0,57 Евро/кВтч в течение 20 лет при мощности менее 30кВт. в Испании 0,4 Евро/кВтч при мощности менее 5 кВт. В Австрии 0,6 Евро/кВтч при мощности менее 20кВт. в Люксембурге 0,5 Евро/кВтч. во Франции – 0,295 Евро/кВтч при мощности до 450 кВт.
  • Не требуется никакого разрешения частному владельцу для покупки, установки и включения в энергосистему электрического генератора, использующего возобновляемые источники энергии.
  • Каждому потребителю электроэнергии и владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ. предоставляется право свободного выбора энергокомпании, которой он продаст или у которой он покупает электроэнергию.
  • Владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ, при покупке и установке дастся грант в размере 5 Евро/Wp, но не более 40-75% от стоимости генератора.
  • Поощряется дешевыми кредитными ставками и налоговыми льготами участие третьей стороны в финансировании затрат на покупку оборудования, использующего ВИЭ, его монтаж и эксплуатацию.
  • Общий размер грантов и тарифов рассчитывается таким образом, что владельцу компенсируются все расходы по покупке и обслуживанию электрического генератора, использующего ВИЭ. и гарантируется в течение 20 лет прибыль в размере 200-300% от банковского процента по вкладу в объеме израсходованных средств.
  • Средства для стимулирования развития рынка ВИЭ берутся из специального фонда, управляемого государством, за счет отчислений от тарифов на электроэнергию и продажи зеленых сертификатов.

    Тариф на электроэнергию для населения складывается из следующих компонентов (на примере Германии).
    В процентахЕвроцентов/кВтч
    1. - Производство и распределение электрической энергии (остается в энергокомпании)59,610,25
    2. - Экологический налог11,62,0
    3. - Отчисления на ВИЭ2,50,43
    4. – Лицензия10,41,8
    5. - Отчисления в фонд когенерационных установок1,50,26
    6. - НДС13,82,37
    Всего:10017,2

    Эффективность тарифного стимулирования очень высока. В Германии введение тарифного регулирования в 2000 г. привело к увеличению годового объема производства, продаж и использования солнечных фотоэлектрических систем почти в 20 раз с 12,0 МВт в 1999 до 200 МВт в 2004 г. и 7 ГВт в 2010 г. Италия увеличила объем рынка СЭС в 8 раз с 720 МВт в 2009 г. до 5,6 ГВт в 2010 г. Общий объем производства СЭС в мире в 2010 г. составил 17 ГВт, а установленная мощность 36-39 ГВт. 80% мирового рынка обеспечивают европейские страны. Чехия ввела в эксплуатацию в 2010 г. СЭС объемом 1,2 ГВт, что превышает объемы ввода СЭС в Японии (1 ГВт), в США (1 ГВт) и в Китае (600 МВт).

    Попель и Туманов [1] (1 Mb) называют следующие препятствия на пути возобновляемой энергетики в России:

    Выявлено 5 основных типов препятствий (барьеров):

    • психологический («нужны ли России ВИЭ, когда традиционных энергоресурсов много», малая мощность и дороговизна ВИЭ и т.д.);

    • экономический (относительно плохая подготовка инвестиционных проектов по ВИЭ, отсутствие до недавнего времени господдержки и фондов развития ВИЭ, а также других условий даже в регионах, где это экономически оправдано развития ВИЭ),

    • законодательный (слабое до настоящего времени, несмотря на принятия закона об энергоэффективности и ряда нормативных актов и программ для его реализации ,

    • информационный (слабая информированность потребителей и лиц, принимающих решения, существование некоторых заблуждений относительно ВИЭ),

    • технический (технологии ВИЭ еще не достигли своего пика, многие технические проблемы не решены, в тех же направлениях где технологические совершенствование близко к завершению остаются негативные с точки зрения пользователя аспекты использования).

      Сегодня большинство этих препятствий уже не так прочны, но еще далеко не разрушены.

      В Информационном бюллетене «Возобновляемая энергия» (4.11 Mb) [7] в статье В.Каргиева предлагаются меры стимулирования ВИЭ подходящие для России:

    • декларация государством поддержки ВИЭ;

    • принятие регламентов о приоритетности принятия ВИЭ в сети, их субсидировании, оплате повышенных издержек;

    • принятие документов по поддержке ввода и эксплуатации генерации на ВИЭ;

    • сертификация «зеленой энергии»;

    • налоговые льготы и отсрочки;

    • компенсация стоимости оборудования.

      6.2.2. Нормативное регулирование ВИЭ в России и его совершенствование

      В настоящее время считается, что доля ВИЭ (без большой гидроэнергетики) составляет около 1%. Прогнозируется к 2020 г. 4,5% . В подпрограмме развития ВИЭ (основные исполнители - ОАО «РусГидро», ОАО «ЭНИН»), проекта Программы модернизации электроэнергетики до 2030 г., в Приложении 34 (ВИЭ) к этой Программе и в выступлении акад. Э.П.Волкова содержатся следующие основные элементы.

    Цели подпрограммыРасширение использования возобновляемых источников энергии в электроэнергетике России
    Задачи подпрограммы1. Разработка и изготовление оборудования для электростанций на основе ВИЭ.
    2.Разработка и освоение типовых технических решений электростанций, использующих возобновляемые источники энергии на уровне лучших мировых образцов.
    3. Создание и проведение испытаний опытных и опытно-промышленных электростанций на основе ВИЭ.
    4. Разработка нормативной технической документации для широкомасштабного строительства электростанций на основе ВИЭ.
    Этапы и сроки реализации подпрограммы2010-2020 годы, в том числе:
    1-й этап 2010-2015 гг.
    2-й этап 2016-2020 гг.
    Ожидаемые результаты выполнения подпрограммыВвод в действие 3339,5 МВт мощностей электростанций на базе ВИЭ. В период 2010-2015 гг. – 577,2 МВт, в том числе МГЭС – 217,0 МВт, БиоТЭС – 210,0 МВт, ВЭС – 112,0 МВт, ГеоТЭС – 26,0 МВт, ПЭС – 12,0 МВт, СЭС – 0,2 МВт; в период 2016-2020 гг. – 2762,3 МВт, в том числе МГЭС – 600,0 МВт, БиоТЭС – 800,0 МВт, ВЭС – 1200,0 МВт, ГеоТЭС – 150,0 МВт, СЭС – 12,3 МВт.
    В части освоения новых технологий:
    1. Разработка опытного образца и организация к 2015 году серийного выпуска отечественных ветроагрегатов мощностью 1-3 МВт.
    2. Разработка опытного образца и организация к 2015 году серийного выпуска энергоустановок на низкокипящих рабочих телах мощностью 4-5 МВт.
    3. Сооружение опытно-промышленных энергоустановок и станций для отработки типовых технических решений:
      • 2012 год – Дальневосточная ВЭС (36 МВт);
      • 2013 год – энергоблок Мутновской ГеоТЭС (12 МВт);
      • 2014 год – Северная ПЭС (12 МВт), ГеоТЭС в Республике Дагестан (10 МВт);
      • 2015 год – Ейская ВЭС (60 МВт), Абинская БиоТЭС (12 МВт);
      • 2016 год – Кисловодская СЭС (12,3 МВт).
    4. Разработка нормативно-технической документации для широкомасштабного строительства электростанций на основе ВИЭ.
    Объемы капиталовложений подпрограммы (оценка), млн рубНа период 2010-2020 г.г. – 211248;
    I этап - 2010-2015 годы - 28896;
    II этап - 2016-2020 годы -182352.

    В обзоре [12] Грозовского, Попова, Поляковой (96 Kb) подробно описывается совершенствование регулирования ВИЭ в России.

    Первые шаги российского правительства в направлении развития ВИЭ были сделаны с внесения поправок 4 ноября 2007 г. в Федеральный закон «Об электроэнергетике», в которых было введено понятие «возобновляемые источники», названы источники энергии, которые государство относит к возобновляемым, обозначены основные направления (ст. 21), принципы и методы поддержки ВИЭ.

    Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. установила необходимость принятия федерального закона о возобновляемых ресурсах. Такой закон мог бы определить роли и полномочия властей в осуществлении национальной стратегии.

    Новая энергетическая стратегия России на период до 2030 г. отмечает развитие нетопливной энергетики — атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику — как одно из важных стратегических направлений развития национальной энергетики, однако разработку федерального закона о возобновляемых ресурсах не предусматривает.

    Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии» были установлены критерии, определяющие генерирующие объекты, имеющие право на государственную поддержку. Основным критерием, устанавливающим такой генерирующий объект, названо функционирование на основе исключительно возобновляемых источников или в режиме комбинированного использования возобновляемых и иных источников энергии.

    В июне 2008 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который стал определяющим документом для проведения мероприятий в этих областях.

    8 января 2009 г. принят один из наиболее важных на сегодняшний день документов — Распоряжение Правительства № 1-р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.», устанавливающий принципы государственной политики, комплекс мер по развитию и целевые показатели (показатель в 4,5% электроэнергии на основе ВИЭ к общей генерируемой энергии к 2020 г.).

    23 ноября 2009 г. был принят Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…», который в настоящее время является основополагающим законодательным актом как для ВИЭ, так и для всей политики в области энергетической эффективности и энергосбережения.

    Таким образом, сформированы основные принципы государственной политики в области ВИЭ и определен комплекс мероприятий, направленных на устойчивое развитие альтернативной энергетики в России.

    Однако уже принятые законодательные акты не могут в полной мере обеспечить повышение энергетической эффективности и развитие ВИЭ в России. Нормативно-правовой барьер, существование которого отмечалось многими экспертами, до сих пор не преодолен, также роли стандартов для развития ВИЭ не отведено должного внимания, в отличие от ЕС и США. Отчасти это обусловлено отсутствием закона «О стандартизации».

    Стандартизация в области ВИЭ

    Стандартизация — ключевой фактор для поддержки проводимой правительством политики в отношении конкурентоспособности, инноваций, уменьшения барьеров в торговле, торговли на основе взаимной выгоды, защиты интересов потребителей, защиты окружающей среды. Важность стандартизации растет по мере усиления глобализации коммерции и взаимопроникновения технологий.

    Разработка и применение эффективных национальных стандартов в области ВИЭ обеспечит следующие преимущества:

    • установление единой терминологии и величин;

    • кодификацию лучшей практики и систем менеджмента;

    • накопление необходимых инженерных практик;

    • разработку единых методов испытаний, измерений и учета;

    • продвижение практики управления энергосбережением;

    • поддержку научного взаимодействия и гармонизации общей политики;

    • помощь в повышении информированности и компетентности потребителей и пользователей.

      При этом применение современных международных стандартов в качестве национальных позволит наиболее быстро внедрить имеющиеся современные достижения науки, техники и технологий по этим направлениям.

      Для координации национальной стандартизации и более эффективного участия в международной стандартизации Приказом Росстандарта от 2 апреля 2010 г. № 987 на базе «ОАО «НИИЭС» ОАО «РусГидро» создан ТК 330 «Процессы, оборудование и энергетические системы на основе возобновляемых источников энергии.

      Членами ТК являются организации, имеющие высокую компетентность в областях альтернативной энергетики и стандартизации.

      Одно из приоритетных направлений деятельности ТК 330 — обеспечение участия национального ТК в работе международных комитетов по возобновляемым источникам энергии. Такое участие предоставит российской стороне следующие преимущества.

      Получение для российского ТК необходимой для успешной работы информации:

    • перечень и содержание международных стандартов, в том числе разрабатываемых;

    • этапы, состояние разработки и пересмотра международных стандартов;

    • ознакомление с особенностями разработки и обращения международных стандартов;

    • обмен основной технологической информацией и др.

      Экономические выгоды:

    • сокращение затрат всех видов на разработку национальных стандартов;

    • сокращение затрат на создание объектов альтернативной энергетики;

    • снятие барьеров в торговле.

      Политические выгоды:

    • национальный ТК будет реализовывать политико-экономические задачи Российской Федерации в области ВИЭ на международной арене.

      Деятельность ТК 330 должна положительно отразиться на активизации национальной стандартизации, так как в настоящее время в России действует всего 17 стандартов в области ВИЭ, приведенных в приложении.

      Для совершенствования нормативной базы обеспечения развития ВИЭ в России в 2009 г. Росстандартом принята Среднесрочная программа разработки национальных стандартов в области энергоэффективности на 2009—2011 гг. До 2011 г. планируется разработать 97 стандартов в области ВИЭ, в том числе: 24 стандарта по ветроэнергетике, 17 стандартов по гидроэнергетике, 56 стандартов по гелиоэнергетике.

      Заключение по стандартизации

      В связи с тем, что стандартизация может оказать существенную поддержку в развитии ВИЭ и правительственных инициатив необходимы:

    • укрепление правовых основ стандартизации, в том числе и окончательная доработка и принятие закона «О стандартизации»;

    • разработка и принятие закона «О возобновляемых источниках энергии»;

    • дальнейшее развитие отечественной базы стандартов ВИЭ, которые дадут реальные технические решения в области повышения энергетической и экологической эффективности и обеспечат выполнения решений, принятых на высшем уровне.

      Развитие базы национальных стандартов в области ВИЭ в России будет способствовать распространению технических решений и новшеств. При этом применение международных стандартов в качестве основы для разработки национальных позволит российским производителям оборудования для энергетических систем ВИЭ, генерирующим компаниям и другим участникам процесса в кратчайшие сроки перенять необходимый опыт в области альтернативных источников энергии.

      Кроме этого, быстрое распространение при помощи стандартизации новейших технических знаний усилит конкуренцию и поможет формированию свободного рынка возобновляемой энергетики. Общепринятые стандарты делают возможной свободную торговлю товарами и услугами, сокращая дополнительные расходы на модификацию. Такому подходу следует единый европейский рынок, где применяются унифицированные, гармонизированные стандарты. При введении такой практики в нашей стране российские участники рынка возобновляемой энергетики имеют возможность стать полноправными участниками мирового рынка в этой области.

      Стандартизация может способствовать увеличению темпов развития и распространения энергетики на основе ВИЭ в России, снизить затраты при доступе на рынок, а также на проектирование, строительство и эксплуатацию энергообъектов. Таким образом, необходимость поддержания и развития национального фонда стандартов представляется приоритетной задачей для постепенного перехода к альтернативным источникам энергии.

    Рустамов Н.А. (478.5 Kb) [15] дал характеристику ГОСТов по нетрадиционной энергетике и ГОСТов по ВИЭ, разработанных НИЛ ВИЭ МГУ:

    • ГОСТ Р 51237-98. Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Термины и определения.
    • ГОСТ Р 51238-98. Нетрадиционная энергетика. Гидроэнергетика малая. Термины и определения.
    • ГОСТ Р 51594-2000. Нетрадиционная энергетика. Солнечная энергетика. Термины и определения.
    • ГОСТ Р 51595-2000. Нетрадиционная энергетика. Солнечная энергетика. Коллекторы солнечные. Общие технические условия.
    • ГОСТ Р 51596-2000. Нетрадиционная энергетика. Солнечная энергетика. Коллекторы солнечные. Методы испытаний.
    • ГОСТ Р 51597-2000. Нетрадиционная энергетика. Модули солнечные фотоэлектрические. Типы и основные параметры.
    • ГОСТ Р 51990-2002. Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Установки ветроэнергетические. Классификация.
    • ГОСТ Р 51991-2002. Нетрадиционная энергетика. Установки ветроэнергетические. Общие технические требования.
    • ГОСТ Р 52808 -2009. Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения
    • ГОСТ Р 52808-2007. Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения
    • ГОСТ Р 53790-2010. Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Общие технические требования к биогазовым установкам
    • ГОСТ Р (проект). Нетрадиционные технологии. Возобновляемые источники энергии. Основные положения
    • ГОСТ Р (проект). Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения.

      6.2.2. Предложения по усовершенствованию российского законодательства

      В подпрограмме развития ВИЭ проекта Программы модернизации электроэнергетики до 2030 г., в Приложении 34 (ВИЭ) к этой Программе и в выступлении акад. Э.П.Волкова отмечается, что объемы вводимых мощностей будут существенно определяться наличием нормативной базы РФ, предполагающей льготные виды поддержки работы установок на ВИЭ.

      Для того, чтобы сделать проекты по ВИЭ экономически окупаемыми, необходима выработка законодательных мер поддержки развития ВИЭ. В России такая законодательная база находится только в самом начале становления. Постановление Правительства РФ «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ» от 3 июня 2008 г. N 426 определяет набор источников энергии, относящихся к возобновляемым.

      По сообщениям прессы [13] (Обзор по биотопливу и биогазу (779.8 Kb) , Обзор по энергоэффективности, энергосбережению и возобновляемым источникам энергии (437 Kb) ) и ответам руководителей регионов (около 45) на запрос о состоянии ВИЭ, реализуемых и предполагаемых проектах в этой сфере (представлено Гринпис Россия) [16] можно выделить важный источник софинансирования проектов на основе ВИЭ – субсидии региональных Правительств (в случае признания проекта полезным для экономики региона). Также почти все региональные администрации готовы помогать административно в рабочем порядке. В некоторых регионах созданы специальные центры/организации по поддержке проектов в сфере ВИЭ.

      Достаточно много проектов было реализовано при кредитовании специализированными зарубежными агентствами. Как правило, основное оборудование при этом было импортным, а целями проектов ставилось снижение вредного воздействия на внешнюю среду.

    Д.С.Стребков (145 Kb) в [14] отметил, что государственная поддержка развитию возобновляемой энергетике заключается не в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующих возобновляемые источники энергии. Это, в первую очередь, свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к электрической сети и регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды.

    Одним из путей преодоления финансовых барьеров является введение налога на эмиссию двуокиси углерода и выбросов энергетических установок и создание специального фонда развития энергетики. Около 50 % средств этого фонда рекомендуется тратить на модернизацию и реконструкцию топливных электростанций с целью снижения выбросов, а 25 % средств фонда следует использовать на поддержку НИОКР и демонстрационных проектов по возобновляемым источникам энергии. Оставшиеся 25% средств фонда должны быть использованы для привлечения частных инвестиций на приобретение оборудования возобновляемой энергетики и присоединения к энергосистеме за счет закупки продаваемой частными малыми энергетическими установками энергии по цене в 2-3 раза выше, чем цена электроэнергии в энергосистеме.

    Роль государства сводится к гарантированию правил игры на финансовом рынке энергоресурсов и страховании рисков. Что выигрывает государство? Оно оживляет неработающий частный капитал, оно создает тысячи новых рабочих мест, улучшает климат и экологию городов за счет снижения выбросов СО2 на 0,16 Мт/МВт-ч и замещения грязных электростанций экологически чистыми, оно сохраняет ископаемое топливо для следующих поколений, повышает энергетическую безопасность страны за счет рассредоточенного бестопливного производства энергии. Государство улучшает материальное благополучие и физическое здоровье своих граждан.