Обзор.6.5. Обзор материалов и фактов связанных с разработкой программ развития светотехники

Проектный Офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации представляет презентацию проекта «Новый свет».

Антон Данилов-Данильян, супервайзер проекта «Новый свет», отвечает на вопросы... Видео-ролик

В Минпромторге России 16 сентября 2009 состоялось совещание о состоянии производства и перспективах развития рынка энергоэффективных источников освещения. Пресс-релиз

В Пермском крае более 35 предприятий, учреждений и жилых домов в этом году перейдут на энергоэффективное освещение в краевом министерстве развития предпринимательства и торговли идет разработка решений по повышению энергоэффективности бюджетных учреждений, подъездов многоквартирных жилых домов, наружного освещения.

Проект ПРООН-Минэнерго России «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России».

В России стартовал проект «Трансформация рынка для продвижения энергоэффективного освещения»

Отраслевые новости светотехники.

Недостаток организации и координации имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Реализация ключевого приоритета «Энергетической стратегии России до 2020 года» - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами. Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д.

Для ликвидации отмеченных барьеров прежде всего необходима государственная поддержка направления энергосбережения и энергоэффективности.

Селянин Юрий Николаевич, генеральный директор компании "Солар" из Краснодарского края.

Энергоэффективные системы дневного освещения, которые, в силу своих свойств, изменяя традиционные подходы к организации освещения помещений естественным светом, начинают оказывать все большее влияние на архитектуру и современное строительство в мире. Работа систем основана на современных технологиях передачи максимального количества дневного света, падающего на крышу дома, во внутренние помещения, с целью увеличения естественной освещенности от восхода до заката. Система состоит из:

  • светособирающего купола, располагаемого на крыше здания, выполненного из ударопрочного материала, который защищает от ультрафиолетового излучения;
  • флешинга (адаптера под различные типы кровли);
  • световода, представляющего собой набор стыкуемых алюминиевых труб прямолинейной или же изогнутой формы, покрытых изнутри многослойной пленкой из полимера, которая обеспечивает почти идеальную светопередачу 99,7%;
  • диффузора (светорассеивателя), который устанавливается в потолке освещаемого помещения.

    Сравнение оптических и тепловых характеристик системы и окна, являющегося ее прототипом, дает основание утверждать, что мы имеем дело с принципиально новой технологией, которая позволяет устранить противоречие между величиной светопередачи и теплопроводностью. Система солнечного (естественного) освещения, в отличии от традиционных способов передачи света через светопроемы, обеспечивает максимальную передачу света без потерь в помещения на расстояние до 20-ти метров с минимальным притоком солнечного тепла.

Программа достижения сорокапроцентной энергоэффективности рассчитана на период окупаемости от 4 до 5 лет, но есть примеры того, что инвестиции в освещение окупаются в среднем за период от 1 до 3 лет. К сожалению, такой относительно эволюционный способ внедрения инновационных источников освещения не подходит для нашей страны. Например, в офисных помещениях, где, казалось бы, проще всего массово произвести замену светильников, плановые замены составляют от 2 до 3% несмотря на то, что экономия света может составить до 70% с помощью не только инновационных источников света, но и с помощью светильников, которые благодаря более серьезным техническим параметрам также будут беречь энергию. Но при самых нехитрых подсчетах становится очевидным, что для перехода на качественно новый уровень освещения нам потребуется 50 лет. Поэтому стоит говорить не об эволюции, а о революции в этой области.

В статье предоставленной проф. Ю.Б. Айзенбергом «Задача стимулирования производства и применения энергоэффективных светотехнических изделий» (Документ Word 35.5 Кб) предлагается:

  • Вести плановый мониторинг муниципальных зданий, школ, вузов, больниц с целью выявления неэффективных осветительных установок и разработки программ их реконструкции.
  • Введение системы банковского кредитования реконструкции осветительных установок с выплатой кредитов за счет средств, полученных в результате экономии электроэнергии.
  • Выплата части сэкономленных средств (не менее 50%) на протяжении 3-х лет после выплаты кредита банка персоналу зданий и сооружений, обеспечивших реконструкцию осветительных установок и экономию электроэнергии.
  • За счет бюджета перевести все государственные учреждения на КЛЛ и ЛЛ Т5 с ЭПРА.
  • Освободить производителей КЛЛ и ПРА к ним от НДС.
  • Ввести тендерные преимущества при поставках более энергоэффективных светотехнических изделий для бюджетных организаций.
  • За счет фонда поддержки малоимущих и пенсионеров старше 65 лет выдавать субсидиантам бесплатно по 3 КЛЛ ежегодно.
  • Переводить часть средств, выделенных бюджетом на введение новых генерирующих мощностей на стимулирование производителей КЛЛ.
  • Организовать продажу КЛЛ в лизинг.

Целевая программа «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в системе наружного освещения Санкт-Петербурга на период до 2015 года» утверждена на заседании городского правительства 27 июля 2010 года. К 2015 году в Санкт-Петербурге установят 14,6 тысяч светодиодных светильников. Программа предусматривает замену 2010 дуговых ртутных газоразрядных ламп (ДРЛ) на дуговые натриевые газоразрядные лампы (ДНАТ) в установках наружного освещения, установку 14638 светодиодных светильников для уличного освещения, установку 2000 светильников ЖКУ нового поколения с улучшенными светотехническими характеристиками меньшей мощности, 2332 электронных блоков пуско-регулирующей аппаратуры, а также 187 стабилизаторов - регуляторов напряжения. К 2012 г. город намерен полностью отказаться от использования ДРЛ в системах наружного освещения. Общая стоимость целевой программы на период до 2015 г. составляет 486,3 млн. рублей. Предполагается, что эти расходы окупятся за 6 лет Замена светоисточников, по оценке КЭИО, позволит сократить объем присоединенной мощности на 15,5 МВт, снизить потребление электроэнергии на 48 млн. квт-ч и обеспечить экономический эффект в размере 32,9 млн. рублей. В августе на рассмотрение правительства будет представлен План мероприятий по энергоэффективности при строительстве и реконструкции наружного освещения парков, садов и скверов Санкт-Петербурга на период до 2020 г.

Китай подал пример реализации госполитики в сфере энергоэффективного освещения выделив субсидии на покупку 150 миллионов энергосберегающих люминесцентных ламп. Около 30-ти процентов таких ламп будут реализованы среди сельского населения, остальные - в городах. В 2008-2009-м годах по такой программе было реализовано 210 миллионов ламп. Это позволило каждый год экономить по 8 миллиардов 800 миллионов киловатт в час электроэнергии.

В.В. Семикашев обратил внимание на несколько аспектов разработки программ повышения эффективности освещения, которые не нашли должного освещения в материалах, предоставленных участниками Тематического сообщества для подготовки обзора.

По его мнению, в программах целесообразно шире использовать критерии экономической эффективности, а не энергетической эффективности.

Для бытовых потребителей (населения) лучше использовать освещение на основе ЛН + диммеры (регуляторы электрической мощности используемые для регулировки яркости свечения ламп накаливания или галогенных ламп). Это позволяет продлить срок службы ламп, даёт некоторую экономию энергии. В перспективе возможно применение продвинутых диммеров в сочетании с датчиками движения или датчиками естественного освещения.

В регионах с дефицитом пиковых энергомощностей энергокомпании могут оценить вклад освещения в пик нагрузки. Если этот вклад значим, то возможно применение программ по субсидированию приобретения КЛЛ и светодиодов, чтобы разменять стоимость снижения пика нагрузки за счет использования энергоэффективных ламп на стоимость возведения новых генерирующих (пиковых) мощностей.

Массовое применение светодиодов и КЛЛ начнется после снижения их стоимости (доведения цены владения до уровня не выше цены владения ЛН). Для КЛЛ к этому условию добавляется необходимость решения вопроса организации их массового сбора для утилизации. Для обоих типов перспективных ламп крайне важны надежные условия эксплуатации – чтобы лампы (источники света) служили заявленные сроки, а не столько же сколько ЛН.

Важно пропагандировать и внедрять правильные проекты освещения – сочетание местного и общего освещения, выбор источников света, что оптимизирует потребляемую на освещение энергию и качество освещения.

На крупных предприятиях переход на энергоэффективное освещение произойдет под воздействием рынка (цены на электроэнергию и платы за мощность). Государству следует лишь улучшать институциональные условия, а также пропагандировать и стимулировать к переходу на энергоэффективное освещение средние и малые предприятия.

Для уличного освещения и освещения в сфере ЖКХ важны, прежде всего, комплексные проекты, где сочетаются разные источники света и разные схемы управления освещением в зависимости от конкретных условий.

На уровне государства необходимо создавать коридоры инновационного развития светодиодов для ЖКХ, которые стали бы типовыми вариантами для соответствующих социально-экономических условий конкретного региона, муниципалитета (т.к. существует сильная региональная и муниципальная дифференциация условий).

Для типовых учреждений культурной, социальной, бюджетной сферы нужны пилотные проекты, их тиражирование в случае успешности.

Самый большой потенциал в 3 последних сегментах. Здесь нужны хорошие типовые проекты и рекомендации, экономия на масштабе закупок осветительных устройств и систем управления, экономия за счет типового проектирования.