Обзор 2. Анализ содержания региональных программ энергосбережения и повышения эффективности

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ свыше 90 % регионов в 2010 году разработали и утвердили региональные программы энергосбережения. Специалистами НП «ЭнергоЭксперт» проведен анализ разработанных региональных Программ энергосбережения. Поскольку единая методическая база энергосбережения отсутствует, программы различаются кардинально (в сотни и тысячи раз по объему, финансам, качеству и количеству предложенных мер). Общей в программах является только структура, определенная требованиями постановления правительства РФ к целевым региональным программам, и сопутствующими региональными нормативными документами.

Предельно краткий обзор содержания программ дан на слайде 8 презентации Е.Гашо и Е.Репецкой на семинаре «Энергоэффективность и модернизация России», организованном Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ 21 июня 2011.

  • Свыше 70 программ утверждены, около 10 – в процессе утверждения;
  • Показатели энергоемкости ВРП рассчитаны в 53 % региональных программ;
  • Показатели энергоэффективности и учетной политики (по Постановлению Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 г.) – есть примерно в 50 % программ регионов;
  • Оценка параметров ВРП сделана в 43 % региональных программ;
  • Параметры топливно-энергетических балансов есть только в 25 % региональных программ;
  • Всего в 20 % программ определен потенциал энергосбережения и комплекс мероприятий увязан с этими показателями;
  • Разброс в необходимых финансовых средствах регионов составляет 260 тыс. раз: от 3 млн. руб. до 784 млрд. руб.;
  • Из необходимых по всем регионам 2,3 трлн. руб. помощь Федерального бюджета прописана на 18 млрд. руб (~0,8 %).

Различия регионов по энерговооруженности и энергоемкости очень велики (слайды 6, 11). Значит для разных регионов (и макрорегионов) есть разные вектора движения к энергоэффективности и разные типы стратегий и программ (слайды 9, 12). Даже самый беглый обзор показывает это разнообразие по ведущим решениям для регионов (ХМАО, Архангельск, Мурманск, Самара, Краснодарский край, Воркута, Уфа, Москва).

Вектор движения для каждого региона виден довольно быстро – главное выстроить реальную программу действий, с окупаемостью мероприятий и сопутствующим нормативным обеспечением (слайды 9-12). Приведен расчет удельных затрат на экономию 1 т.у.т по секторам в Краснодарском крае (слайд 25).

Согласно Указу Президента РФ «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики» № 889 от 4 июня 2008 г., региональные должны снизить энергоемкость ВРП (валового регионального продукта) к 2020 году на 40% от 2007 г. Это отражено во многих программах, но сами показатели энергоемкости приведены лишь в половине программ, а оценка параметров ВРП сделана в 43% программ.

Необходимые для формирования программы топливно-энергетические балансы (ТЭБ) рассчитаны (интегрально) лишь в 25% программ, всего в 20% программ произведена оценка потенциала энергосбережения. В единичных программах комплекс предлагаемых мероприятий и показатели соответствуют оцененному потенциалу энергосбережения территории (Бурятия, Мурманская и Пензенская область, республика Татарстан, Хакасия, Нижегородская и Ярославская области, регионы Урала, Примаурье, Краснодарский край, Москва), чаще всего эти разделы никак не связаны.

Несмотря на то, что практически все программы утверждены, регионы в большинстве своем по существу не выполнили задачу, поставленную новым законодательством об энергосбережении (что может быть связано с нехваткой соответствующих специалистов, непониманием глубины проблем или представлением об «энергосбережении» как очередной кампанейщине власти). Подавляющее большинство программ представляет собой технические отчеты и набор несвязанных между собой мероприятий, реализация которых по замыслу авторов программ должна привести к 40%-му снижению энергоемкости.

Вместе с тем разброс в необходимых денежных средствах на реализацию программ в регионах огромен и составляет 260 тысяч раз: от 3 млн. до 784 млрд. рублей. Из необходимых в целом по всем регионам 2,5 трлн. рублей помощь Федерального бюджета предусмотрена всего на ~20 млрд. рублей (около 0,8%).

Задача формирования продуманных программ чрезвычайно важна на сегодняшний день, однако ее реализация невозможна только за счет простого набора энергосберегающих «мероприятий» (типа замены ламп накаливания или установки поквартирных счетчиков воды), требуемых в рамках существующего законодательства, благих пожеланий по развитию энергосервисных компаний. Необходим комплекс взаимоувязанных мер по согласованию противоречивой пока еще правовой среды, поэтапное ужесточение стандартов и нормативов, продуманная кадровая работа и пропаганда.

Отдельной методической задачей остается согласованность действий регионов и Федерации: методический и финансовый «разнобой» в утвержденных программах – закономерное следствие нечеткости государственной политики в энергосбережении, полного отсутствия единой методологии в разработке и реализации программ, невнимания к региональным особенностям и существующему опыту с позиций единой федеральной политики.

Пример «нечеткости» законодательства по энергосбережению – «новогоднее» Постановление Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», включающее «Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности». Среди всего перечня может быть всего 10 % показателей, которые по сути характеризуют энергоэффективность, остальные относятся к учетно-расчетной политике, существенно затрудняя понимание реальной картины в регионе, жилищном фонде и бюджетной сфере. Для сравнения – в Беларуси в этих целях используются 6-7 параметров, которые введены в ежеквартальные показатели государственной статистической отчетности.