Взаимосвязь финансового и кадрового обеспечения энергосервиса и энергосбережения

Хлепитько В.Н. Генеральный директор ООО Инновационно-инжиниринговой компании «Эпромна» дополнил этот обзор своим комментарием.

«Формируемая в России политика повышения энергоэффективности заставляет финансовые структуры планировать рынок предоставления финансовых услуг применительно к потребностям нового весьма объемного рынка модернизации и инноваций, связанных с энергоэффективностью. В настоящее время наиболее распространено предложение по традиционному кабальному кредитованию проектов энергосбережения в промышленности и сфере энергоэффективноой модернизации элементов коммунальной инфраструктуры. Якобы в российских банках и в российских представительствах зарубежных банков идет интенсивная работа по формированию кредитного предложения органам местного самоуправления, ТСЖ, энергосервисным компаниям. По информации, представленной в презентациях, Сбербанк ориентирует свою деятельность по финансированию энергосбережения прежде всего на реализацию энергосервисных соглашений.

В настоящее время специалисты Сбербанка формируют общие принципы финансирования энергосервисных компаний. По их мнению, для обеспечения надежного исполнения энергосервисных контрактов и уверенности банка в исполнении заемщиками обязательств по кредитам, в сфере энергосервисной деятельности должны быть созданы паевые гарантийные фонды. Участниками таких фондов должны становиться поставщики оборудования для реализации энергосервисных соглашений, энергосервисные компании, бюджет. Ориентировочный объем фонда 30% от объема реализуемых энергосервисных соглашений. Гарантии фонда должны обеспечивать не менее 70% объема заимствований и инвестиций. Но чтобы финансировать энергосервисные компании для выполнения единого комплекса услуг по энергетическому энергоаудиту (консалтингу) и реализации инновационных и инжиниринговых технологий сопровождения инвестиций проектов на принципах государственно-частного партнерства в рамках энергетического перфоманс-контракта их необходимо сначала создать. Риски финансирования проектов энергосбережения возникают из-за слаборазвитой бизнес-среды инжиниринга, который должен создать эффект от предоставления энергосервисных услуг и обеспечить продолжительный период его сохранения.

Основная проблема в становлении энергосервисной деятельности - низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний, связанный с отсутствием оборотных средств на финансирования начальной стадии развития (start-up): консалтинговых услуг по созданию бизнес-плана, в том числе инвестиционного анализа проекта, расчет объема инвестиций и сроков окупаемости проекта, проведении аналитического бизнес-исследования со сбором и анализом информации. Требуется анализ конкурентного окружения объекта, определение специфики вида бизнеса, изучение опыта зарубежных компаний, поиск технологий.

Отдельную проблему создают подбор и подготовка необходимого числа высококвалифицированных специалистов для научных исследований, энергетических обследований и прединвестиционного энергоаудита, инновационного менеджмента трансфера инновационных технологий энергосбережения и финансового консалтинга, управления и инжиниринга инновационными инвест-проектами, разработки необходимых приборов, средств измерения и контроля, программных информационных продуктов для энергетических обследований, строительной техники и оборудования и т.д. Российские кадры оказались не готовы к модернизации. Такой вывод содержится в исследовании, проведенном Европейским банком реконструкции и развития и компанией “Кадровый ДОЗОР”. Почти 45% российских компаний назвали нехватку квалифицированных сотрудников основным препятствием в своем развитии. Устранять этот дефицит образования предстоит, по самым оптимистическим прогнозам, годами. Если же ситуация будет разворачиваться так же неспешно, как сейчас, то на наведение порядка в этой сфере могут уйти десятилетия.

Порой проблема не в образовании, а в образе мышлении, т.к. для развития когнитивного мышления необходим подготовленный менталитет созидания: - “Поскольку мы живем в эпоху инноваций, практичное образование должно готовить людей для того, что еще не существует и что пока невозможно определить”. Практическое образование подразумевает современное профессиональное образование соответствующее международным стандартам и получение знания от тех, кто знает и на практической преемственности опыта может создавать синтез знаний. Сейчас же те кто знает - не хочет участвовать в процессе из-за низкой материальной и моральной оценки знаний и опыта и социальной неприспособленности.

У нас сейчас, как после революции. Только тогда вовремя спохватились и старые кадры заставляли работать под угрозой расстрела за саботаж, а в настоящее время демократии профессионалов просто забыли. А как подготовить достойные кадры без преемственности профессионального опыта, без стремления к социально значимой цели, без дела, запрограммированного на эту цель, и без готовности непременно достичь намеченного результата, когда нет уверенности, что какие бы то ни было решения, будут или - наоборот - не будут реализовываться и будут ли достойно востребованы инженеры, техники. Руководители страны говорят, декларируют правильные вещи, но до реальных дел ничего не доходит. Из-за этого, по сути, инициативные предприниматели – профессионалы так же не являются востребованными и защищенными, т.к. работать честно в этих условиях невозможно. И только те, кто тесно связан с властью, могут работать, где угодно потому, что знают как угодно, независимо от образования и знаний.

По этой причине при появлении субсидирования регионов хлынет поток так называемых бизнесменов, которые умеют хорошо работать локтями и строить коррупционные цепочки. Потому что энергоаудитором, основной фигурой, может стать почти любой желающий, без особых квалификационных и моральных требований и, соответственно, энергопаспорт и отчет превращается в официальную макулатуру за хорошие деньги и без ответственности за конечный результат, т.к. конкретная экономия не отражена в договоре на оказание услуг, а заказчик сошлется на свою некомпетентность и сроки исполнения, а за конкретный материальный результат (экономию и эффективность) материально никто отвечать не будет. Причем и эти предприниматели понимают прекрасно, что, как только они перестанут быть связанными с властью, а это может произойти в любой момент, они перестанут получать инвестиции, а новые люди проецируют свое будущее поведение с учетом своих ушедших коллег. И, в результате, получается криминальный круговорот. На всех уровнях власти, от которых зависит выполнение закона, никто на местах не понял и не знают, что они должны реализовывать. Вряд ли можно надеяться, что из безинициативной деятельности отдельных городов и районов, регионов в области энергосбережения безболезненно и без особых усилий произойдет превращение в обязательный вид деятельности с соответствующим взрывным ростом потребности в методическом и кадровом обеспечении процессов формирования инфраструктуры.