Обзор 2. Принципиальные схемы организации сбора и утилизации ртутьсодержащих КЛЛ

2.1. Госполитика (по материалам Минпромторга России)

Минпромторг России предполагает следующий сценарий развития рынка освещения и образования ртутьсодержащих отходов от использования РЛЛ.

Факторы, ведущие к сценарию:

  • ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • ПЛАН мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830‑р

Сценарий развития рынка освещения и образования ртутьсодержащих отходов

На следующем рисунке приведена технологическая цепочка производства энергосберегающих РЛЛ.

Технологическая цепочка производства энергосберегающих РЛЛ

Согласно вышеприведенным допущениям составлен следующий прогноз выбытия использованных РЛЛ

Прогноз выбытия использованных РЛЛ

  • Построение системы утилизации в итоге приведет к росту стоимости использования люминесцентных ламп
  • К 2020 году в России необходимо иметь мощности по утилизации ~100 млн.ртутьсодержащих ламп
  • Предпосылки к прогнозу строительства мощностей по утилизации:
    • Доля люминесцентных ламп, отправляемых на утилизацию, составит к 2020 году около 35% — уровень Германии 2007 года
    • Мощности одного завода по утилизации люминесцентных ламп в среднем составляют 3 млн.ламп в год (мощности немецкого завода LAREC по утилизации люминесцентных ламп)
  • Даже при создании достаточно эффективной системы утилизации не удастся добиться 100% утилизации ламп, что создает серьёзную угрозу для экологии страны

Характеристика демеркуризационных установок, производимых в России

Характеристика демеркуризационных установок, производимых в России

Источник: Презентация Минпромторга «О создании производства энергоэффективных источников освещения» (1.9 Mb)

Подробные описания технико‑экономических характеристик двух демеркуризационных установок представлены в статьях:

2.2. Заказ Минпромторга на систему утилизации ртутьсодержащих ламп

Минпромторг России 31 августа 2011 г. разместил на сайте госзакупок извещение о проведении открытого конкурса на НИОКР «Разработка единой системы утилизации (учета, сбора транспортировки и переработки) ртутьсодержащих ламп путем формирования региональных специализированных центров и механизмов социальной рекламы» Шифр «Утилизация». В начале октября при вскрытии конвертов на выполнение этого задание была единственная заявка от «Российского энергетического агентства» Минэнерго России, которое в итоге и получило право на заключение контракта.

Согласно Техническому заданию по данному госконтракту предусмотрено решение следующих задач:

  • Составление информационно‑аналитического обзора в форме государственного доклада на основе имеющихся данных по оценке использования ртути, ртутного загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения и экосистем при производстве, эксплуатации и утилизации ртутьсодержащих электрических ламп;
  • Проведение полной инвентаризации источников поступления отходов в окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации ртутьсодержащих электрических ламп, создание базы данных на основе полученной информации;
  • Разработка единой для всех пользователей системы учета, сбора, транспортировки и переработки электрических ламп, содержащих ртуть и другие тяжелые металлы путем формирования региональных специализированных центров и сети специализированных предприятий по их сбору и утилизации;
  • Разработка методов переработки и обезвреживания ртутьсодержащих электрических ламп с получением вторичной ртути;
  • Формирование предложений по правилам включения информации о содержании ртути в техническую документацию, прилагаемую к ртутьсодержащим лампам и нанесении этой информации на упаковку и этикетку;
  • Разработка правил и организация контроля за соблюдением требований к ртутьсодержащим электрическим лампам;
  • Формирование предложений по правилам и методам исследований (испытаний), применяемых в целях подтверждения соответствия ртутьсодержащих электрических ламп, установленным требованиям;
  • Формирование предложений по изменению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований к ртутьсодержащим электрическим лампам;
  • Разработка требований энергетической эффективности в отношении светильников для аварийного освещения, для наружного освещения, для освещения жилых и общественных зданий и бытовых электрических ламп, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;
  • Разработка мер, регулирующих оборот на территории Российской Федерации ламп накаливания, используемых для целей освещения мощностью: более 75 Вт, более 25 Вт и ртутьсодержащих электрических ламп;
  • Подготовка аналитического отчета на основании информации, полученной в ходе мониторинга российского производства источников света на основе использования светодиодов, а также рассмотрения потенциальных возможных производителей светодиодов;
  • Формирование предложения по включению оборудования для производства осветительных устройств на основе использования светодиодов в перечень объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, предоставление инвестиционного налогового кредита по инвестициям в данной сфере;
  • Формирование предложений по включению устройств на основе использования светодиодов в перечень основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2;
  • Формирование предложений по ограничению (запрету) оборота ртутьсодержащих электрических ламп, характеризующихся неэффективным использованием энергоресурсов;
  • Разработка комплекса мер по созданию благоприятных условий для развития производства экологически чистых источников освещения и стимулированию роста спроса на них;
  • Формирование плана мероприятий по продвижению социальной рекламы по использованию экологически чистых источников освещения.

Максимальный срок выполнения этих заданий — 50 дней с даты заключения государственного контракта. Минимальный срок выполнения работы — 37 дней с даты заключения государственного контракта. См. полный текст Технического задания: Требования к техническим характеристикам НИОКР «Разработка единой системы утилизации ртутьсодержащих ламп» (83 Kb)

Модераторы Тематического сообщества «Энергоэффективность и Энергосбережение» установили рабочий контакт с заказчиками и исполнителями данного контракта и будут информировать участников Сообщества о ходе его выполнения. Настоящий Консолидированный обзор может служить выборкой информации для первой итерации разработки системы учета, сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп. Мы готовы содействовать кооперации усилий и знаний специалистов, в т.ч. путем установления взаимных контактов, публикации и организации экспертного обсуждения проектов документов, разработанных РЭА в ходе выполнения исследования заказа Минпромторга России.

2.3. Региональная специализация на разных источниках света

Заведующий лабораторией Прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН В.В.Семикашев предложил схему экономической оптимизации процесса перехода к использованию экономичных источников света и их утилизации. Из материалов обзора следует, что не везде экономически оправдан отказ от ламп накаливания (ЛН) и переход на КЛЛ (или светодиодные источники света). Наибольшие трудности возникают при разбросанности мест образования использованных РЛЛ. В России больше 23 тыс.муниципалитетов, в том числе почти 20 тыс.сельские поселения. Например, в европейских странах при лучших начальных условиях собирается только 30‑60% от расчетного количества использованных КЛЛ. Стоимость создания и функционирования системы на всей территории России, по‑видимому, окажется нерационально высокой с точки зрения получения эффекта (как экономии энергии, так и сокращения загрязнений).

Выходом видится районирование территории на три зоны, где преимущественно осуществляется переход на КЛЛ, где внедряется светодиодное освещение, где запрет на ЛН снимается. В первую категорию должны попасть города и крупные сельские населенные пункты, где создание системы сбора и утилизации эффективно в силу масштабов и наличия инфраструктуры (перерабатывающих мощностей, специалистов, грамотных чиновников, финансирования). На такие населенные пункты приходится большая часть потребления электроэнергии на освещение (по‑видимому, свыше 90%), а эффект от экономии электроэнергии и снижения потребности в пиковой мощности электростанций будет компенсировать затраты на более дорогие лампы и организацию и функционирование системы сбора и утилизации. Кроме того, важным аспектом является меньшее неприятие более дорогих КЛЛ со стороны населения, т.к. доходы населения в крупных населенных пунктах выше, чем в небольших сельских муниципалитетах.

Вторая категория (переход на светодиоды) может быть организован в ряде небольших муниципалитетов, удаленных от пунктов сбора и утилизационных предприятий. При этом государство может компенсировать часть затрат (само же государство сэкономит за счет ненадобности создавать систему сбора и утилизации). К подобным муниципалитетам могут быть отнесены и ряд специфических территорий, для которых, например, требуется увеличение электрогенерирующих мощностей, а за счет перевода на светодиодное или люминесцентное освещения этого можно избежать (другой случай: муниципалитет имеет большие расходы на электроэнергию для освещения социальной инфраструктуры).

В третью категорию попадут оставшиеся малые муниципалитеты (число муниципалитетов большое, а потребление электроэнергии относительно невелико, рынок для ЛН тоже мал), где неэффективно создавать систему сбора и утилизации или особенно критичны загрязнения ртутью. Для этих районов следует перенести сроки запрета на использование ламп на несколько лет.

2.4. Позиция компании Филипс (выдержка, перевод из официальной позиции компании)

Компания Филипс стремится сократить негативное воздействие на окружаю среду, оказываемое ламповой промышленностью за счет рециклинга ламп, сбора и утилизацию, а также за счет улучшения экологооринтрованных действий на всех этапах цепочки производства‑сбыта‑использования‑yтилизации. Компания поддерживает следующие принципы:

  1. Прозрачность затрат. Все игроки рынка обеспечивают полное (достаточное) финансирование сбора и переработки всей продукции без остаточной стоимости.
  2. Все товары двойного назначения рассматриваются как товары для домохозяйств (по‑видимому, имеется в виду, что все КЛЛ подпадают под одни и те же нормы регулирования вне зависимости от конечного потребителя — бизнеса или домохозяйства), т.к. после использования очень сложно определить, где использовалась лампа.
  3. Компания Филипс поддерживает все разумные цели на рынке КЛЛ в рамках действующего законодательства и направленные на максимальное достижение цели (сокращение негативного воздействия ламповой промышленности на окружаю среду).
  4. Мы считаем, что производители должны быть обязаны профинансировать расходы на сбор и переработку либо индивидуальное, либо в за счет участия в коллективной схеме. Полное изложение позиции компании Филипс на период апр.2010‑апр.2011 содержится в присоединенном документе: Philips position paper (for external use): Collection and Recycling — Global (56 Kb)

По европейскому опыту взаимодействия компаний Филипс и Осрам выше озвученную позицию можно дополнить следующими двумя положениями.

  1. Компании считают, что они должны финансировать систему, но сами предпочли бы, чтобы сбором и утилизацией занимались специализированные организации, т.к. для производителей это не профильный бизнес.
  2. Система будет эффективна, если сборы на ее финансирование будут пропорциональны продажам, а сбор и утилизация будет производиться всех отработанных КЛЛ, вне зависимости от торговой марки. То есть собирать свои отработанные лампы каждой компании в отдельности неэффективно.

2.5. Опыт европейских стран

Согласно общеевропейским нормам в каждой стране созданы системы сбора и утилизации КЛЛ. Систему сбора КЛЛ и их утилизацию финансируют производители/дистрибьюторы (через наценку к цене) и Правительства стран.

Создано около 2000 пунктов сбора в Великобритании, 2300 в Италии, 3000 в Германии и 10000 во Франции, что позволило достигнуть от 5% (в Италии) до 30‑45% (в остальных названных странах) сбора от расчетного числа отработанных КЛЛ.

Созданы два типа пунктов: муниципальные и прочие (в торговых сетях, специализированных организациях и т.д.), которых примерно равное количество. В среднем один муниципальный пункт сбора приходится на 130‑250 км2 (расчет на общую площадь страны), а специализированный на 80‑120 км2. Если предположить, что уровень сбора КЛЛ зависит только от их пропорции, то больше КЛЛ собирается в странах, где прочих пунктов сбора больше, чем муниципальных.

Германия

В Германии и ряде европейских государств все расходы на утилизацию электрического и электронного оборудования берет на себя производитель.

В 2006 году в Германии начала функционировать объединенная компания Lightcycle Retourlogistik & Service GmbH, созданная по решению Федерального правительства. В нее вошли все фирмы, производящие КЛЛ (в первую очередь, Osram, Radium, Narva, Megaman, Paulmann и др.).

За последний год количество пунктов сбора отгоревших КЛЛ в Германии увеличилось на 50%.

По данным на начало 2011 года, cегодня в стране действуют более 3100 специальных небольших пунктов сбора КЛЛ от населения, из них – 1715 в секторе коммунального хозяйства и 1390 – в мелких торговых точках.

Примерно 3/4 всех специализированных магазинов торгующих электротехническими товарами (около 8000), принимают старые КЛЛ и ЛЛ для дальнейшей транспортировки в пункты экологически чистой переработки.

Информация о местонахождении пунктов, куда жители могут принести дефектные или отслужившие КЛЛ, предоставляет сайт www. lichtzeichen.de. Для получения сведений об адресе размещения пункта и его удалении (в километрах) достаточно ввести в окно «поиск» (“suche”) свой почтовый индекс или адрес.

Кроме того, открыты ещё 400 крупных пунктов, обслуживающих промышленные и общественные здания.

Сбор и утилизация отработавших линейных ЛЛ и КЛЛ производится без ограничения количества и бесплатно. Все действия по интенсификации этих мероприятий проводятся в рамках акции «Чистый свет – регенерировать аккуратно» (“Sauberes Licht – sauber recycelt”), организованной компанией Lightcycle совместно с ZVEH (Союзом электро – и информационно- технических мелких предприятий).

Бельгия

В Бельгии в 2001-м году всеми импортерами и дистрибьюторами ламп была основана компания Recupel. Потребитель при покупке лампы платит взнос на переработку. В последствии потребитель может сдать лампу на переработку бесплатно. Домовладельцы могут сдавать свои лампы в муниципальные накопительные пункты, которые расположены в каждом муниципалитете.

Франция

Во Франции собирается 36% компактных и линейных люминесцентных ламп. Из них 55% сбора осуществляется за счет сборщиков отходов, 23% – дистрибьюторами ламп, 15% – монтажными организациями и 7% – за счет муниципалитетов и непосредственно покупателями. Деятельность пунктов приема и переработки регулируется на государственном уровне (Декрет №2005-829 от июля 2005).

Чехия

В Чехии в 2002 году была создана организация Ekolamp по сбору электрического оборудования 5 группы (осветительного оборудования). Компания Ekolamp принимает лампы не зависимо от их бренда и года выпуска. Она имеет сеть пунктов приема. В настоящее время их насчитывается около 1300 по всей стране. В целом, Ekolamp охватывает около 83% населения страны. Стоит отметить, что покупатели также имеют возможность сдать перегоревшую лампу при покупке новой.

США

В США в каждом штате проводится своя политика по утилизации. Это и программы сбора в магазинах, спонсируемые розничной торговлей (например, IKEA и др.) и программы сбора, спонсируемые государством или коммунальными службами.

Утилизация финансируется за счет эко-налога, который составляет несколько центов за лампу. Он включается в ее стоимость. Покупатели имеют возможность сдать в магазин старую лампу при покупке новой. Оптовые покупатели могут осуществлять сбор самостоятельно, а затем отправлять в перерабатывающие компании.

Программы других стран, как правило, имеют сходство с вышеприведегнными примерами: организации и частные потребители имеют возможность сдать использованные лампы продавцу или специальной компании, которые затем передают отходы предприятиям по утилизации.