Обзор 3. Организация сбора и утилизации. Опыт регионов России

3.1. Москва

В Москве с 1999 г. действует распоряжение Правительства города о сборе РЛЛ, а с 2010 г. новое распоряжение, отдельно учитывающее КЛЛ. См. Приложение 2.

Перегоревшие люминесцентные лампы частные лица могут отнести в свой районный ДЕЗ или РЭУ, где установлены специальные контейнеры. Там их должны бесплатно принять. Основанием для того, чтобы в ДЕЗе приняли у вас лампы, является распоряжение Правительства Москвы «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп» от 19 мая 2010 года № 949‑РП.

Гринпис России систематизировал Ответы, полученные на запросы в управы и префектуры г.Москвы о пунктах приема перегоревших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп (97 Kb)и составил интерактивную карту пунктов приема в Москве и Московской области.

3.2. Калужская область

В Калуге утилизацию опасных отходов осуществляет ЗАО «Регион‑центр‑экология».

Относительно работы с физическими лицами существует два варианта:

  1. лампы можно принести непосредственно к ним в офис;
  2. по Калуге и Калужской области курсирует, останавливаясь в условленных местах, специализированный автомобиль — экомобиль. Местные власти уведомляют население о месте стоянки экомобиля, и жители могут абсолютно бесплатно сдать сотрудникам ЗАО «Регион‑центр‑экология» энергосберегающие лампы. В разъяснении целей и процедур сбора ламп используются плакаты.

Плакат для разъяснения целей и процедуры сбора ламп, Калужская область

Плакат для разъяснения целей и процедуры сбора ламп, Калужская область

Плакат для разъяснения целей и процедуры сбора ламп, Калужская область

Плакат для разъяснения целей и процедуры сбора ламп, Калужская область

3.3. Мурманская область

В 2010 г. в Мурманской области образовалось 37 тонн ртутьсодержащих ламп, что на 17,8% больше, чем в 2009 г. По состоянию на 01.01.2011 г. накоплено на предприятиях области 31,3 тонн ламп.

Жилищно‑коммунальный сектор незначительно охвачен системой сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов.

Существующая система сбора ТБО не обеспечивает отделение из них вторичного сырья и, что особенно важно, опасных промышленных отходов, образующихся в бытовых условиях (ртутьсодержащие изделия, токсичные металлы, источники тока, нефтепродукты, лакокрасочные материалы, поливинилхлорид, другие опасные вещества). Такие виды отходов при складировании их на полигонах или при сжигании приводят к загрязнению окружающей среды опасными токсикантами.

Муниципальными образованиями в полной мере не осуществляются полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок по обращению с отходами на территориях муниципальных образований Мурманской области, утверждены в следующих муниципальных образованиях:

г.Мурманск, г.Апатиты с подведомственной территорией, г.Кировск с подведомственной территорией, г.Оленегорск с подведомственной территорией, г.Полярные Зори с подведомственной территорией, г.п.Кандалакша, г.п.Зеленоборский, с.п.Зареченск, с.п.Алакуртти, с.п.Ловозеро, г.п.Ревда, г.п.Печенга, с.п.Корзуново, Кольский р‑н, г.п.Кола, г.п.Молочный, г.п.Мурмаши, г.п.Туманный, г.п.Кильдинстрой, с.п.Междуречье, с.п.Ура‑Губа, с.п.Пушной, с.п.Тулома, ЗАТО г.Североморск, ЗАТО Островной, г.Мончегорск с подведомственной территорией (только порядок сбора ртутьсодержащих ламп и приборов с ртутным заполнением). Остальные муниципальные образования таких порядков не имеют.

Фрагмент доклада об охране окружающей среды Мурманской области: Обращение с высокоопасными отходами 1 класса опасности (33 Kb)

3.4. Алтайский край

Основными проблемами являются: слабо развитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие финансовых и человеческих ресурсов в органах муниципальной власти, на которых ложится основная работа по утилизации, а также практически полная неграмотность населения, государственных и муниципальных служащих в сфере предотвращения рисков здоровью людей и окружающей среде.

Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам, к ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.

Проблемой является оценка общего количества ртутьсодержащих отходов, образующихся в Алтайском крае и экологический ущерб, наносимый окружающей среде в случае неправильного обращения с отходами. Оценочно около 90% ртутьсодержащих отходов попадают на полигоны ТБО и несанкционированные свалки. По официальным данным ежегодно в Алтайском крае образуется порядка 18 тонн ртутьсодержащих отходов. Однако система статнаблюдений не учитывает отходы, образующиеся от населения, субъектов малого предпринимательства, бюджетных учреждений.

Нет работающих механизмов сбора, переработки ртутьсодержащих отходов от населения.

На территории Алтайского края уже более 10 лет за счет средств краевого бюджета проводится утилизация отработанных люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов (ртутные термометры) организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета. Прием и переработка для таких учреждений и организаций осуществляется на безвозмездной основе.

Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010‑2012 годы в 2010 году объём финансирования мероприятия составил 200,0 тыс.руб., утилизировано свыше 10 тыс.отработанных люминесцентных ламп и термометров. В 2011 году финансирование мероприятия составит 300,0 тыс.рублей. Работы выполняются по государственным контрактам с ООО «ТЕРИК». Понесенные расходы подтверждаются актами приемки ламп и приборов от учреждений. Предприятие имеет собственную демеркуризационную установку. Собранная ртуть вывозится за пределы края. Проблемы: отсутствие услуг по выезду на место образования отходов, малый объем финансирования (в год утилизируются отходы от 30‑40 учреждений, всего в крае более 900 краевых учреждений и предприятий).

В краевом центре — г.Барнауле в текущем году также организован сбор отработанных люминесцентных ламп и термометров от муниципальных учреждений. Администрацией города на эти цели предусмотрено 600 тыс.рублей. В первом полугодии контракт был заключен с ООО «ЭКО‑ПАРТНЕР», который осуществляет сбор, транспортирование и вывоз на перерабатывающее предприятие ООО «СИБРТУТЬ» в (г.Новосибирск).

Впервые в истории края проводили конкурс по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики, в том числе по проектам по сбору и переработке отходов. Соискателями грантов могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели.

По направлению «Чистый муниципалитет» заявок связанных с ртутьсодержащими отходами не было (всего 10 заявок, 3 поддержали на общую сумму 3 млн.рублей).

По направлению «Новая энергия» поддержали проект ООО «Рубикон» «Серийное производство светильников светодиодных» на сумму 1,5 млн.рублей (сами светодиоды китайского производства).

Информация по вопросу обращения с ртутьсодержащими лампами в Алтайском крае (56 Kb)

3.5. Вологодская область

В Вологодской области сбор и транспортировку ртутьсодержащих отработанных ламп для демеркуризации осуществляли два предприятия и один предприниматель. Принято от предприятий, организаций и населения 480 тыс.штук. Обезврежено и вывезено и вывезено за пределы области для демеркуризации 64 тонны отработанных ртутьсодержащих отходов. На ОАО «Северсталь» действует установка по демеркуризации люминесцентных ламп, за 2006 год их переработано 37,3 тонны.

3.6. Ярославль

По информации эксперта МСоЭС Дмитрия Рябова в Ярославле ситуация с гарантией на КЛЛ такая:

гарантию на лампочки КЛЛ дают всегда, по чеку (обычно на современных кассовых аппаратах делаются чеки с товарным обозначением лампочки, а бывает и модели), но

  1. в не менее 50% случае гарантия на неделю‑две
  2. в остальной половине случаев гарантия бывает и год (ну минимум полгода)
  3. что интересно, встречаются лампочки, на которые дают гарантию 2 года (есть только один такой магазин, в котором я видел, и лампочки только одного производителя в этом магазине получают такую гарантию 2 года — какой‑то ZEON)

3.7. Город Дзержинский, Московская область

Предприятие ЗАО «Энергосистемы и технологии» как производитель и продавец ртутьсодержащих источников света доносит до своих покупателей информацию об этом в следующем виде:

  • Каждая упаковка товара содержит предупреждающий знак Маркировка ртутьсодержащих источников света
  • Порядок обращения с отработанными лампами содержится в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к каждой лампе.

Отработанные лампы, используемые на собственные нужды, и лампы, скапливающиеся в процессе товарооборота, компания «Энергосистемы и Технологии» утилизирует при помощи специализированных организаций, с которыми заключён двусторонний договор.

3.8. Республика Тыва

В Республике Тыва утилизацией ртутьсодержащих ламп занимается одна компания — ООО «Восток» (г.Кызыл), которая заключает договора с юридическими лицами и предпринимателями на сбор ламп, подлежащих утилизации. Стоимость услуги остается достаточно высокой из‑за отсутствия у этой компании собственной установки по демеркуризации. Лампы отправляются на утилизацию за пределы региона.

Ответ министерства промышленности и энергетики Республики Тыва на запрос об утилизации ртутьсодержащих ламп (638 Kb)

Также смотрите материалы в Приложении 2.

3.9. Набережные Челны

Контейнеры для сбора КЛЛ, батареек, градусников

В нашем городе до нового года в разных микрорайонах установили 11 контейнеров для приема компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) или проще говоря, энергосберегающие, а так же градусников и отработавших батареек.

Давно хотел поделиться этим, фото не хватало. Думаю, установка этих пунктов сбора опасных отходов и вступление России в ВТО связаны между собой, так как в Европе требования к переработке значительно выше. Например, в 2011 комитет гос.думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии получил задание приводить федеральное законодательство в сфере экологии в соответствие с европейскими стандартами.

В этом месяце у меня сдохло сразу две такие лампочки, попутно я и сделал фото. Люди, кстати, охотно несут свои лампы, батарейки и градусники, несколько раз проходя мимо видел ситуацию, что лампы в пакетах лежат рядом с контейнером, а сам он переполнен.

Интересно, а в ваших городах, появляются такие пункты и контейнеры для приема на переработку люминесцентных ламп и батареек?

Источник: http://www.maiwend.ru/zhizn/naberezhnye-chelny/konteynery-dlya-sbora-kll-batareek-gradusnikov.html

3.10. Санкт-Петербург

В настоящее время в Санкт-Петербурге на регулярной основе работают два «Экомобиля», где население может бесплатно сдать отработавшие ртутные лампы (люминесцентные и энергосберегающие), батарейки, ртутные термометры и другие приборы, содержащие ртуть, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехнику, бытовую технику, автопокрышки, бытовую химию, лаки, краски и лекарства с истекшим сроком годности.

График стоянок «Экомобиля» составлялся с учетом предложений администраций районов, муниципальных образований и жителей Санкт-Петербурга. Кроме этого, в график включены и места стоянок около станций метро.

Помимо работы «Экомобиля» в настоящее время Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности организовывает сеть стационарных пунктов приема опасных отходов. В 2012 году сеть будет состоять из трех стационарных постов, в 2013 году количество постов будет увеличено до семи и сеть будет расширяться. Кроме этого, указанным Комитетом рассматривается возможность установки контейнеров для сбора отработавших люминесцентных и энергосберегающих ламп, батареек и ртутных термометров в зоне «шаговой» доступности.

Информирование населения о необходимости раздельного сбора и правильной утилизации опасных отходов ведется путем распространения информации через экологический портал Санкт-Петербурга (www.infoeco.ru), официальный портал Правительства Санкт-Петербурга, социальные сети, расклейки плакатов на информационных стендах муниципальных образований, школ, поликлиник, высших учебных заведений, магазинов, в общественном транспорте и в печатных изданиях.

Все собираемые опасные отходы обезвреживаются на Санкт-Петербургском многопрофильном природоохранном государственном унитарном предприятии «Экострой».

Освобождение товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов от оплаты за утилизацию отработавших люминесцентных и энергосберегающих ламп не представляется возможным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с данным Федеральным законом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов подлежит обязательному лицензированию. Для осуществления этой деятельности товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы должны иметь соответствующую лицензию. Лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Источник: http://www.assembly.spb.ru/welcome/show/766/6434.