Резюме обзора

Тема утилизации ртутьсодержащих ламп вызвала живой интерес многих участников Сообщества. Участники и модераторы Сообщества благодарят всех откликнувшихся. Особую благодарность следует выразить С.А.Боровкову из компании Филипс за подробную консультацию и предоставленные материалы и представителям регионов за описание проблемы на региональном уровне.

Ртутьсодержащие люминесцентные лампы (РЛЛ) являются осветительными устройствами, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В России достаточно хорошо налажена система сбора и утилизации промышленных РЛЛ, которых в численном выражении используется в разы меньше бытовых РЛЛ, но составляют большую часть по массе ртутьсодержащих отходов. Наиболее острым вопросом в использовании ртутьсодержащих компактных люминесцентных ламп (КЛЛ), которые используются в быту населением, является проблема их сбора и утилизации после потери потребительских качеств.

Построение системы утилизации в итоге приведет к росту стоимости использования люминесцентных ламп. В Европе это оценивается в 30% от конечной цены.

К 2020 году в России необходимо иметь мощности по утилизации ~100 млн. ртутьсодержащих ламп.

Все органы местного самоуправления просто в недоумении: как организовать сбор от населения? Кто будет нести расходы? Все сомневаются, что население готово платить 10‑20 рублей за перегоревшую лампочку. Особенно остра проблема с зоной индивидуальной застройки.

В России около 25 тыс.муниципалитетов, в том числе почти 20 тыс.сельские поселения. Например, в европейских странах при лучших начальных условиях собирается только 30‑60% от расчетного количества использованных КЛЛ. Стоимость создания и функционирования системы на всей территории России, по‑видимому, окажется нерационально высокой с точки зрения получения эффекта (как экономии энергии, так и сокращения загрязнений).

Необходимо урегулировать хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, которое должно производиться в специально выделенном для этой цели помещении. Накопление не допускается в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

Возможно стоит рассмотреть введение территориальных зон, где преимущественно осуществляется переход на КЛЛ, где внедряется светодиодное освещение, где запрет на ЛН снимается/откладывается. В первую категорию должны попасть города и крупные сельские населенные пункты, где создание системы сбора и утилизации эффективно в силу масштабов и наличия инфраструктуры (перерабатывающих мощностей, специалистов, грамотных чиновников, финансирования). На такие населенные пункты приходится большая часть потребления электроэнергии на освещение (по‑видимому, свыше 90%) и, соответственно, спроса на лампы.

В Москве люди должны нести перегоревшие лампы в ДЕЗы, там обязаны бесплатно принять. В принципе, это нормальная схема, которую можно рекомендовать тиражировать в регионах. Конечно, хотелось бы, чтобы крупные торговые сети и магазины типа «Икеи» тоже принимали бесплатно лампы.

Производители должны быть обязаны профинансировать расходы на сбор и переработку либо индивидуально, либо за счет участия в коллективной схеме.

Компании‑производители считают, что они должны финансировать систему, но сами предпочли бы, чтобы сбором и утилизацией занимались специализированные организации. Сборы на ее финансирование будут пропорциональны продажам, а сбор и утилизация будет производиться всех отработанных КЛЛ, вне зависимости от торговой марки. То есть собирать свои отработанные лампы каждой компании в отдельности неэффективно.

Эффективность сбора отработавших ламп пунктов в торговых сетях и при специализированных организациях выше, чем в муниципальных пунктах.

В приложениях к Обзору приведены:

  1. описание технических средств для демеркуризации,
  2. примеры региональных нормативных актов и
  3. адреса организаций по сбору и утилизации ртутьсодержащих энергосберегающих ламп в Москве, Московской области, Мурманске, Калуге, Санкт‑Петербурге, Архангельске, Астрахани, Алтайском крае, Белгороде, Братске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Кемерово, Кирове, Костроме, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Курске, Липецке, Магнитогорске, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Орле, Пензе, Перми, Петрозаводске, Ростове‑на‑Дону, Самаре, Саратове, Северодвинске, Смоленске, Твери, Томске, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске, Ярославле.

В октябре 2011 г. Минпромторг России провел конкурс и определил исполнителя по заданию «Разработка единой системы утилизации (учета, сбора транспортировки и переработки) ртутьсодержащих ламп путем формирования региональных специализированных центров и механизмов социальной рекламы». Российское энергетическое агентство, получившее контракт на выполнение этого исследования, и привлеченные им соисполнители в срок до 50 дней оформят и передадут Заказчику отчетные материалы по этой теме. Мы выразили коллегам из РЭА и Минпромторга заинтересованность участников Тематического сообщества в использовании полученных результатов для оперативного решения проблем утилизации ртутьсодержащих ламп. После появления результатов работ по заданию Минпромторга мы рассчитываем дополнить настоящий Консолидированный обзор ссылками на них в части развития систем учета, сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп.