Ситуация на конец 2016 г.

В июле 2016 Совет директоров Всемирного банка продлил еще на один год срок реализации проекта поддержки инвестиций на развитие инфраструктуры добывающей промышленности (МИНИС) в Монголии. Теперь сроком окончания проекта утверждена новая дата - 30 сентября 2017 года.

В ответ Инспекция Всемирного банка также продлила на год наблюдение за проектом.

Важнейшим фактором, обеспечившим продление сроков реализации проекта, стало обещание провести по правилам ВБ слушания в России по техническим заданиям на ОВОС и РЭО обоих проектов гидроузлов и учесть все замечания ДО объявления тендера. Впервые это обещание, подкрепленное проектом плана слушаний, было дано директором Проекта МИНИС 12 апреля 2016 года на консультациях в Москве и потом оно многократно повторялось - а слушания откладывались. Обещания также задокументированы на сайте Инспекционного совета ВБ.

Что именно выносится (должно стать предметом) на слушания:

На каждую из плотин существует документ под названием «Проект технического задания на региональную экологическую оценку (РЭО) и детальную оценку воздействий на окружающую среду (ОВОС)», в который заложено самое важное для нас – стратегическая оценка альтернатив, оценка кумулятивных воздействий (совместных воздействий нескольких ГЭС, которые могут быть созданы в бассейне Селенги).

В рамках РЭО предусмотрена оценка существующей нормативной базы и её применения в сотрудничестве двух стран в области охраны природы и управления водными ресурсами. Плюс в заданиях прописаны детальные ОВОС на плотины на Орхоне и Шуренской ГЭС.

Целесообразно разделение этих документов на два, потому что одно дело – стратегическая региональная оценка многих объектов и альтернатив решения проблемы (в случае Шурена – это решение проблемы энергетических нужд, а в случае Орхона – способы обеспечения водой промышленности), совсем другое – детальная оценка воздействий одного конкретного проекта. Нельзя в рамках одного тендера поручать одному консультанту делать и РЭО, и детальную ОВОС, потому что будет прямой стимул наврать в региональной оценке, чтобы обосновать необходимость провести ещё и ОВОС.

Независимый консультант по РЭО может прийти к выводу, что ГЭС «Шурен» не нужна, есть более выгодные альтернативы, или что проект недопустим по совокупной оценке воздействия. Если обе задачи будут поручены одному консультанту, у него будет стимул фальсифицировать выводы по одной из частей – скорее всего, по первой.

В сентябре 2016 г. ситуация обострилась в связи с тем, что, проект MINIS (на средства Всемирного банка) объявил тендер на подготовку технических заданий на ТЭО, РЭО и ОВОС без учета российских интересов. Международная экологическая коалиция «Реки без границ» направила жалобу руководству Всемирного банка и получила от Всемирного банка ответ, что был объявлен не тендер на разработку проектных материалов, а всего лишь приглашение к участию в нем - сам тендер не начнется без проведения общественных слушаний в РФ, и окончательные варианты техзаданий на РЭО и ОВОС будут подготовлены только с учетом результатов слушаний в России.

Анализ, проведенный Коалицией РбГ (248 Kb) показывает что проект MINIS к 25 октября в течение месяца после объявления «не-тендера» завершил отбор в «короткий список» консультантов тех, кто может быть далее допущен к участию в тендере. Таким образом, когда ТЗ на РЭО и ОВОС будут проходить слушания, никакие новые кандидаты к данному конкурсу уже не будут допущены - независимо от того как изменятся эти техзадания. С точки зрения РбГ, это показывает нежелание существенно менять техзадания по результатам обсуждений на слушаниях и допускать к конкурсам чужих консультантов

В результате протестных действий и руководство монгольского проекта МИНИС выступило с заявлением, что в Республике Бурятия и в Иркутской области все же состоятся общественные слушания по проектам строительства Шурэнской ГЭС на реке Селенге и гидроузла на реке Орхон, а окончательный вариант технического задания на проведение региональной экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и социальную сферу для проектов «Регулирование стока реки Орхон и строительство комплекса водохранилищ» и «Шурэнская ГЭС» в рамках общего проекта Всемирного банка по поддержке инвестиций на развитие инфраструктуры горнодобывающей промышленности Монголии (MINIS) будет подготовлен после проведения общественных слушаний на территории России.

На сайте проекта МИНИС объявлено:

ГРП MINIS планирует провести 2-й раунд поездки в РФ и РБ для распространения информационных материалов и установления графика консультаций. Организовать консультации с местными властями в ноябре 2016. Все соответствующие информации и материалы для распространения, будут раскрыты за 30 дней до предполагаемой даты консультации через всевозможные каналы, в том числе на сайте MINIS, веб-страницы Администраций муниципальных образований районов РБ, веб-страницы Научно-исследовательских институтов, а также печатные экземпляры будут распределены в культурных центрах и библиотеках районных центров в РБ. По завершении доработки ТЗ, запросы на предложение (RFPs) будут выданы фирмам, оставшимся в кратком списке, которые в настоящее время отправили запрос на выражение заинтересованности (RoEI) для технико-экономических обоснований (ТЭО) и ОВОС по двум подпроектам.

Министр природных ресурсов республики Бурятия Юрий Сафьянов на пресс-конференции, состоявшейся 12 декабря 2016г., сообщил, что слушания переносятся на февраль: «...мы достигли договоренности с нашими монгольскими коллегами. Мы договорились, что правительство республики Бурятия поддерживает инициативу наших соседей о проведении общественных обсуждений. Поэтому мы договорились о том, что сейчас нам монгольская сторона передаст всю необходимую информацию, проекты техзаданий, обоснования. Далее они должны устранить те замечания, которые были высказаны в ходе общественных слушаний в Кабанском районе в текущем году в марте. После этого мы планируем провести общественные обсуждения. Наверное, это будет вторая половина января или февраль. Провести мы планируем в пяти районах. Это город Улан-Удэ, Кабанский район, Прибайкальский район, Тарбагатайский район и Кяхтинский район.... Соберутся научные организации, общественные объединения, просто население. Инициатор расскажет, что он планирует сделать, как он видит техзадание, какие оценки он расставит. Потом люди это все обсудят и проведут голосование. Власти республики хотят услышать мнение населения. Реализация инвестиционных проектов зависит от того, как пройдут обсуждения на территории Бурятии. Если проект получит отрицательное заключение, он не имеет права быть воплощенным».

5 декабря также Инициативная группа иркутских экологов обратилась к министру природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрею Крючкову (2.33 Mb) с просьбой добиться проведения на территории региона общественных слушаний по проектам строительства ГЭС на реке Шурэн и резервуара на реке Орхон в Монголии.

13 декабря в Улан-Баторе завершилось 20-ое заседание монголо-российской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Российский со-председатель С.Донской выразил озабоченность намерениями монгольской стороны по строительству в бассейне р. Сэлэнгэ гидроэнергетических сооружений, которые могут оказать серьезное негативное воздействие на экосистему озера Байкал - объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Российская сторона выразила готовность к участию в оценке воздействия строительства вышеупомянутых проектов на оз. Байкал. «Важно продолжение конструктивного диалога по данному вопросу», – отметил С.Донской. Российские эксперты готовы продолжать обсуждение проектов гидротехнических сооружений и водохозяйственных объектов, планируемых на р. Сэлэнгэ и ее притоках на любых дискуссионных площадках в России, в Монголии или в третьих странах. Далее он продолжил, что в целях активизации двустороннего сотрудничества в области электроэнергетики российской стороной был подготовлен соответствующий проект межправительственного соглашения.

Монгольский сопредседатель вице-премьер Хурэлсух продолжил, что российская сторона выразила заинтересованность в создании совместной энергетической компании с Монголией для реализации новых проектов и модернизации энергетических сооружений.

Между тем на монгольском языке то же МОНЦАМЭ пишет, что «после дискуссии стороны договорились далее сотрудничать в связи с (созданием) ГЭС на Селенге». В английской версии сайта – тоже самое, но заголовок этой новости «Mongolia-Russia Intergovernmental Commission reaches agreement on hydropower plant issue and many others» (Межправительственная монгольско-российская комиссия достигла соглашения о ГЭС и по многим другим вопросам)». А про проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области электроэнергетики, о котором МОНЦАМЭ пишет на русском языке, на монгольском и английском вообще ничего не сказано.

Пока непонятно, получена ли в ходе заседания МПК в Улан-Баторе внятная информация о выполнении решений совещания, которое прошло также в столице Монголии 24 мая 2016 года. Там была достигнута договоренность, что Россия должна получить ОВОС и ТЭО на ГЭС «Эгийн-гол», участвовать в дополнительных исследованиях по ее влиянию на биоразнообразие Селенги и Байкала, координировать друг с другом работу в рамках КВН ЮНЕСКО и т.д. ...

Без информации по воздействиям ГЭС «Эгийн-гол» на грядущих консультациях в рамках проекта MINIS в России, которые формально касаются только ГЭС «Шурэн» и Орхонского проекта, сложно будет планировать региональную экологическую оценку совокупного воздействия всех ГЭС. Эти консультации для членов нашей коалиции будут уже четвертые по счету. И три предыдущих раунда прошли с нарушениями или даже неявкой со стороны представителей проектов ГЭС. Сложно заставлять себя поверить в объективность предстоящего процесса консультаций, если информация постоянно выдается дозировано и очень куце, а важные предыдущие обязательства не исполняются. Например, все документы прошедших за три года слушаний исчезли с сайта MINIS без всякого объяснения.

16 декабря МПР РФ выпустило дополнительный пресс-релиз: «Россия и Монголия создадут Рабочую группу для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенга». В нем указаны два конкретных механизма:

Монгольская сторона предлагает провести дополнительное исследование по оценке влияния проекта строительства ГЭС «Эйгин Гол» на биоразнообразие р.Селенга и оз. Байкал с привлечением независимой стороны при участии российских и монгольских специалистов. Консультации экспертов планируется провести в первой половине 2017 г.

Помимо этого, в протоколе отражено согласие сторон обмениваться информацией по оценке воздействия на р.Селенга и оз. Байкал возможного строительства ГЭС «Шурэн» и гидротехнических сооружений на р.Орхон. Российская сторона предложила провести консультации экспертов также в первой половине 2017 г.

На 16 декабря на сайте МИНИС по-прежнему нет материалов предыдущих консультаций по-русски и по-английски. Выставленные на сайте техзадания на ОВОС не учитывают многих замечаний и предложений переданных разными российскими организациями в течение 2016 года, а отсутствие матриц учета замечаний не дает возможность разобраться насколько это обоснованно.

Тем временем новое правительство Монголии подтверждает приверженность старому курсу: Монголия способна самостоятельно обеспечить себя энергией на 100%, если гидроэлектростанция Эгийн Гол будет построена, сообщил 29 ноября 2016 г. министр энергетики П.Ганхуу на очередном заседании Постоянного комитета Экономики Великого ГосХурала.

В последний час.