Правовые аспекты

Дуализм практики правоприменения.

С одной стороны, мы имеем международные соглашения в форме ратифицированных РФ Конвенций «О биоразнообразии» и «Об охране культурного и природного наследия», на национальном уровне - федеральный закон «Об охране озера Байкал» и ряд подзаконных нормативных актов к нему, призванных обеспечить международные обязательства России по сохранению ВУЦ экосистемы озера Байкал - объекта всемирного природного наследия №754, а, с другой стороны, имеется целый ряд нормативных актов, где Байкал рассматривается как природно-антропогенный объект - регулируемое водохранилище со своими правилами регулировки водного режима. На практике эти два подхода нередко приходят в противоречие вследствие доминирования узковедомственного подхода над национальными интересами, закрепленными в международных соглашениях.

Для преодоления этого недостатка предлагаетcя уполномоченным органам власти обеспечить следующие требования российского законодательства:

1. Приоритет сохранения выдающихся уникальных ценностей экосистемы озера Байкал перед другими видами использования.

Это конституционная норма (ч.4 ст.15 Конституции РФ), которую любые органы государственной власти обязаны выполнять.

В применении к ПИВР озера Байкал и Иркутского водохранилища это означает, что диспетчерские графики должны обеспечивать, в первую очередь, сохранение всего спектра условно-естественных колебаний уровня Байкала над новой среднемноголетней отметкой уровня, сформировавшейся после 1962 г. Баланс интересов других водопользователей должны обеспечивать ГЭС, лежащие ниже Иркутской.

2. Расширение диапазона пропускной способности плотины Иркутской ГЭС до проектных отметок.

Только в этом случае появляется техническая возможность сохранения всего спектра условно-естественных колебаний уровня, включая экстремально низкие и экстремально высокие уровни, имеющие редкую повторяемость.

3. Разработка и утверждение взаимосвязанной системы биологического и экологического мониторинга за водным режимом и биологическим разнообразием экосистемы Байкала.

Без этого инструмента не будет объективных данных об эффективности тех или иных принимаемых управленческих решений.