Куда потечёт Меконг?

Комиссия по реке Меконг обнародовала 15 октября 2010г. заключительный доклад по «Стратегической экологической оценке строительства ГЭС на главном русле р.Меконг».

Доклад посвящен рискам и выгодам от реализации проектов ГЭС в 12 створах на главном русле, но учитывает воздействие уже существующих ГЭС в верховьях в КНР и существующие и проектируемые ГЭС на притоках. Комиссия, объединяющая страны нижней части бассейна (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд) еще в 2001 году приняла «Стратегию развития гидроэнергетики», где, в частности предусматривается учет обще-бассейновых эффектов от строительства нескольких ГЭС, а также декларируется избежание сценариев развития несущих неразрешимые «неприемлемые конфликты» (термин Всемирного Банка), к которым могут относиться:

  • Существенные изменения важных естественных местообитаний;
  • Принудительное переселение множества людей;
  • Негативное воздействие на права и культуру коренных народов;
  • Негативное воздействие на важные для местного населения источники ресурсов;
  • Негативное воздействие на сопредельные страны в бассейне реки.

В связи со строительством в верховьях Меконга в КНР трех крупных плотин и соответствующего благоприятного для гидрогенерации изменения гидрорежима, в 2005-2008 г. активизировалось планирование крупных низконапорных ГЭС на главном русле Меконга в Камбодже, Лаосе и на Лаосско-Таиландской границе. Часть этих проектов также разрабатывается китайскими гидростроителями. Так как дальнейшее гидростроительство сопряжено с существенными экологическими и социальными рисками, а также с возможным неравноправным распределением выгод и издержек между странами бассейна, связанных Бассейновым соглашением 1995 года, то Комиссия по реке Меконг в 2008 г. организовала стратегическую экологическую оценку ГЭС в главном русле.

Сейчас обнародован заключительный доклад процесса оценки (9.06 Mb), занявшего более года и состоявшего из 4 этапов:

  • составление и уточнение детального технического задания на проведение оценки
  • оценку современной ситуации и тенденций (фоновая ситуация без проектов на главном русле но с 3 вариантами развития ГЭС в бассейне)
  • оценка выгод и рисков от проектов (4 группы створов ГЭС)
  • оценка возможностей смягчения и компенсации ущербов и усиления выгод

На каждом этапе проводились подробные консультации с правительствами, организациями гражданского общества, бизнесом. Процесс оценки четко соотнесен с процессом бассейнового планирования и рассмотрением отдельных проектов.

Рассмотрено 4 принципиальных варианта общебассейновой стратегии:

  • отказ от освоения главного русла
  • мораторий на принятие решений о ГЭС на главном русле на 10 лет и более
  • поэтапное освоение под строгим контролем
  • рыночное освоение на базе современных нормативных актов

Оценены следующие аспекты:

  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА
  • ГИДРОЛОГИЯ И ТРАНСПОРТ НАНОСОВ
  • НАЗЕМНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
  • ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
  • РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА
  • НАВИГАЦИЯ
  • КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

По каждому аспекту выполнен детальный анализ современных тенденций и воздействия 12 ГЭС. Всего в результате работ по оценке и консультаций составлено 30 томов отчетов доступных на сайте http://www.mrcmekong.org/ish/sea.htm.

РЕШЕНИЯ будет принимать комиссия и правительства стран бассейна, но экспертная группа дала весьма убедительные рекомендации в пользу 10-летнего моратория на принятие решений о ГЭС на главном русле. Это мотивировано тем, что за 10 лет можно найти более выгодные варианты развития гидроэнергетики с использованием новых технологий, а также тем, что современный уровень знаний и система мониторинга недостаточны чтобы прямо сейчас вполне оценить разносторонние последствия ГЭС в главном русле. Заинтересованные группы в бассейне от правительств до деревенских советов плохо информированы о рисках и выгодах ГЭС в главном русле и нужно время хотя бы на то, чтобы они ознакомились с результатами проведенной оценки и выработали свои позиции. По мнению экспертов, предложенное освоение главного русла чревато большими издержками и крайне неравноправным распределением выгод и убытков, не соответствует чаяниям местного населения бассейна реки Меконг в 21 веке.

Тем не менее, в докладе содержатся структурированные рекомендации для всех этапов любых вариантов решений по ГЭС в главном русле, ибо основная задача работы - дать лицам принимающих решения полное представление о стоящем перед ними выборе и его последствиях. В частности, интересно сравнение данной оценки рассматривавшей альтернативные варианты развития, и российско-китайский СКИВР Аргуни и Амура 1986-2000, где по требованию китайской стороны от такого сравнения отказались. В результате за 14 месяцев работы на Меконге получен материал лучше поддерживающий процесс принятия решений, чем более детальные, но безальтернативные, изыскания обобщенные за 14 лет работы на Амуре.

Для россиян данная оценка представляет большой интерес так как:

  • является самым цельным анализом такого рода, выполненным с учетом лучших мировых стандартов;
  • ясно показывает как политика неучастия в общих договоренностях одной из стран бассейна (КНР) ведет к существенным проблемам водопользования;
  • хорошо демонстрирует как строительство первых плотин на главном русле (в КНР) влияет на реку в целом и облегчает лоббирование дальнейшего неограниченного гидростроительства на той же реке;
  • может служить важным уроком для российских гидроэнергетиков, как при оценке крупных проектов на реках России, так и при планировании международной экспансии, тем более что, по крайней мере, один из проектов на Меконге инициирован при российском участии.
  • полезна ведомствам, правительству и иным участникам урегулирования проблем трансграничного водопользования, так как демонстрирует варианты разработки и обсуждения альтернатив водопользования и регионального развития.

Составил Е.СИМОНОВ.

КОАЛИЦИЯ РЕКИ БЕЗ ГРАНИЦ

АМУРСКАЯ ПРОГРАММА WWF