Проект Методических рекомендаций по включению вопросов сохранения биоразнообразия в процедуру оценки воздействия на окружающую среду

Проект Методических рекомендаций по включению вопросов сохранения биоразнообразия в процедуру оценки воздействия на окружающую среду составлен в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ-Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России».

Представляемый документ является – по существу – первой попыткой включить в процедуры и нормативную базу Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) энергетических (а также всех промышленных) объектов рассмотрение вопросов сохранения биоразнообразия и экосистемных услуг, имеющихся на планируемой под проект территории (Проект рекомендаций (1.36 Mb)). Проект Методических рекомендаций содержит развернутые и детализированные требования к документам и процедурам ОВОС, соблюдение которых необходимо для планирования мер по сохранению биоразнообразия и эксосистемных услуг на затрагиваемых проектами территорий.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является обязательным для любой намечаемой деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), а национальная процедура оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации включает в себя собственно проведение оценки воздействия на окружающую среду и проведение экологической экспертизы.

Однако, законодательные нормы прямого действия в области сохранения биоразнообразия при проведении ОВОС в Российской Федерации до настоящего времени не приняты, в связи с чем действующие документы, определяющие процедуры ОВОС и экспертизы, уделяют вопросам сохранения биоразнообразия и экосистемных услуг совершенно недостаточное внимание.

Методические рекомендации (всего 116 стр.) по включению вопросов сохранения биоразнообразия в процедуру оценки воздействия на окружающую среду разработаны для проектов в сфере гидроэнергетики, добычи нефти и угля, и призваны ликвидировать указанные недостатки. В части общих рекомендаций документ может применяться для любого вида намечаемой деятельности.

В ходе разработки Методических рекомендаций и в соответствии с разделом 3 Положения об ОВОС были решены следующие задачи:

  • сформулированы рекомендации по описанию среды обитания;
  • предложен механизм определения основных видов воздействия;
  • разработаны подходы к формированию критериев оценки воздействия на биологическое разнообразие для энергетических объектов;
  • сформулированы рекомендации по разработке программы мониторинга, в том числе оценке значимости остаточных воздействий;
  • даны рекомендации рассмотрения альтернатив реализации намечаемой деятельности;
  • даны рекомендации по программе послепроектного анализа;
  • предложен комплекс мер смягчения негативных воздействий и усиления положительных эффектов;
  • даны рекомендации по подготовке общественных обсуждений по учету вопросов сохранения биоразнообразия в процедуре оценки воздействия на окружающую среду.

Введение к Методическим рекомендациям посвящено, в том числе, подробному описанию российских и международных законодательных нормативных актов, подлежащих учету при проведении ОВОС.

Макрораздел 2. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ открывается Подразделом «ОВОС. Этап 1 – Уведомление» (стр. 16) , где определяются минимальные требования к Техническому заданию на проведение ОВОС, принципиально важным в которых является рассмотрение возможных альтернатив, в том числе: «биоразнообразие без потерь» или «восстановление биоразнообразия»; «нулевая альтернатива», т.е. информация об исходных условиях и трендах изменения биоразнообразия в случае отказа от реализации; иные альтернативы, в том числе по месту размещения, масштабу, типам планировки, а также используемых технологий.

Далее в Подразделе «ОВОС – Этап 2 – Проведение исследований в рамках оценки воздействия на окружающую среду» (стр.17) дан подробный перечень материалов, а при их отсутствии – исследований, необходимых для оптимизации рассмотрения проблем сохранения биоразнообразия в процессе ОВОС.

В Разделе 2.1. (стр. 17) ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ такое описание в целях ОВОС рекомендуется проводить на этапе инженерных изысканий, во время которого могут быть собраны и обобщены необходимые сведения. В этой части Методических рекомендаций подробно перечисляются необходимые для оценки сведения, а особенности сбора информации для ОВОС объектов гидроэнергетики в процессе инженерных изысканий изложены начиная со стр.27.

Раздел 2.2. (стр. 30) посвящен инвентаризации ВОЗДЕЙСТВИЙ на биоразнообразие региона проекта. Указывается, что механизм выявления воздействий должен быть основан на анализе всех этапов намечаемой деятельности. По каждому этапу следует определить:

  • количественные показатели площади воздействия,
  • сроки, длительность и периодичность планируемых работ, исходя из технологических характеристик;
  • характеристики деятельности, вызывающие биофизические изменения, прогнозируемые в случае реализации намечаемой деятельности;
  • картографические материалы площадки и района планируемой деятельности.

Специфика описания и оценки воздействий гидроэнергетических проектов отражена в тексте, начинающемся со страницы 37. Подчеркивается, что строительство плотин связано с кардинальным изменением гидрологии реки, с затоплением территорий и сопутствующим загрязнением водной среды, нарушением миграционных путей и нерестилищ рыб, перестройкой структуры сообщества водных организмов. Здесь же указано, что определение статуса создаваемого водного объекта на основе его прогнозируемых гидробиологических и рыбохозяйственных характеристик определяется «Методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Раздел 2.3. (стр.41) КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОРАЗНООБРАЗИЕ следует считать безусловной новацией.

В преамбуле к разделу справедливо написано, что основные трудности при проведении оценки воздействия на окружающую среду заключаются в выборе критериев оценки тех изменений, которые определены вследствие установления характеристик воздействия и объектов воздействия.

В качестве отправного официального документа для определения критериев воздействия предлагается Руководство Рамсарской конвенции. 4-е издание. Руководство 16. Оценка воздействий. Руководящие принципы по включению аспектов биоразнообразия в процедуры оценки воздействий на окружающую среду и стратегической экологической оценки.

Предложен перечень классов критериев и в каждом из них - информация, необходимая для оценки, в том числе при трансграничном воздействии, намечаемой деятельности.

В качестве объектов оценки в рекомендациях рассматриваются как природные компоненты, так и природные и антропогенные объекты. Указывается, что для каждого компонента/объекта может быть разработана своя оценочная шкала. Например, для конкретного компонента или функции можно говорить о высокой, средней и низкой или очень высокой, высокой, средней, низкой и очень низкой чувствительности.

Специально анализируются особенности формирования критериев оценки воздействия проектов энергетических отраслей на окружающую среду. При этом выделяется подраздел Принципы рассмотрения альтернативных вариантов. Экосистемный подход (стр. 50), в котором подробно разбираются методологические и технические вопросы рассмотрения альтернатив.

Подчеркивается, что по итогам выполненного сравнения в Материалах по ОВОС и Резюме нетехнического характера должно содержаться обобщение выявленных вариантов воздействий на окружающую среду, позволяющее судить о намечаемой деятельности в целом. Подробное описание этих особенностей для гидроэнергетики начинается на стр.53.

Раздел 2.4. (стр. 60) СНИЖЕНИЕ И/ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА БИОРАЗНООБРАЗИЕ начинается с напоминания о том, что согласно действующим нормативам, необходимые мероприятия конкретизируются при разработке природоохранного раздела проектной документации. Видимо, ввиду незначительного опыта разработки таких разделов проектов, предлагаемый материал имеет предположительный характер, а раздел «Гидроэнергетика» (стр.64) и вовсе крайне краток.

Раздел 2.5. (стр. 69) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ МОНИТОРИНГА как часть ОВОС, также представляется определенной новацией, в связи с чем вынужденно краток. В преамбуле указывается, что в числе природоохранных мер - с целью установления соответствия реальных характеристик намечаемой деятельности их проектным значениям - должна быть разработана Программа мониторинга и послепроектного анализа. Рекомендации для объектов гидроэнергетики даны на стр.72.

Раздел 2.6. (стр. 75) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО УЩЕРБА БИОРАЗНООБРАЗИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОВОС начинается с замечания, что расчет ущерба объектам растительного и животного мира, за исключением водных биоресурсов, в рамках ОВОС действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

В отношении объектов растительного и животного мира основными являются разработка мероприятий по их охране и расчет затрат на осуществление соответствующих мероприятий (письмо Минприроды РФ № 12-47/15803 от 02.10.2012), а компенсационные меры для биоразнообразия, как правило, рассматриваются в части сокращения промысла и компенсации его восстановления.

В разделе дан ориентировочный перечень соответствующих затрат, а также ставится вопрос о необходимости экономической оценки утраты экосистемных услуг. В этой связи публикуется один из первых перечней таких услуг, включая классификацию ущербов экосистемным услугам при реализации энергетических проектов рассматриваемых классов (гидроэнергетика, нефтедобыча, добыча угля).

Последний из разделов (2.7. стр.84), посвященных собственно оценке воздействия на окружающую среду, содержит рекомендации по Программе послепроектного анализа. Такой анализ, по мысли авторов Методических рекомендаций, должны обеспечивать инициатор деятельности или, по его поручению, специализированная организация (научно-исследовательская, проектная или иная).

Специальный большой раздел 3 (стр.86) Методических указаний посвящен организации и проведению общественных слушаний по итогам ОВОС. В разделе рассматриваются:

  • цели и принципы общественных обсуждений;
  • обеспечение участия общественности в общественных слушаниях;
  • формы и методы общественных обсуждений, включая требования к предоставляемой на обсуждение документации;
  • учет мнения местного населения;
  • оформление результатов общественных обсуждений.

Приложение А (стр. 94)содержит ссылки на 144 документа, определяющих законодательные, нормативные и методические требования к Оценке воздействия на окружающую среду;

Приложение Б (стр. 103) посвящено детальному анализу нормативной и методической базы в части оценки воздействия на биоту и ООПТ.