Проект ПРООН/ГЭФ «Вопросы сохранения биоразнообразия в политике и программах энергетического сектора России» (компонент по гидроэнергетике)

Программа развития ООН (ПРООН) в России и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2013 г. приступили к реализации совместного проекта «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России», финансируемого из средств Глобального экологического фонда и крупных энергетических компаний России. Проект является первой инициативой ГЭФ по включению целей сохранения биоразнообразия в ключевой для экономики энергетический сектор и направлен на экологизацию развития основных энергетических отраслей – нефтегазовой отрасли, угледобычи и гидроэнергетики.

Цель проекта и его компонента по гидроэнергетике – внедрение задач сохранения биоразнообразия в политику и программы развития энергетической промышленности, оказание содействия органам власти всех уровней, гражданскому обществу и бизнесу в понимании значимости этой проблемы на основе использования российского и международного опыта.

Участники проекта – включая Тематическое сообщество по большим плотинам (функционирование которого поддерживается ПРООН) - приглашаются к формированию политики разрешения конфликтов, возникающих в связи с регулированием водопотребления, с учетом не только собственного, но и международного опыта и права, понимания международной ответственности государства и общества в решении этих проблем.

Потребность в разработке средств сохранения природного биоразнообразия, затронутого воздействием гидроэнергетики, определяется планами нового масштабного гидроэнергетического строительства, в частности на притоках Амура. Наличие значительных и еще не используемых запасов гидроэнергии мотивирует органы власти и бизнес на их включение в хозяйственный оборот при различных вариантах развития экономики страны в целом и по отдельным ее регионам. При этом масштаб воздействия на биоразнообразие на стадии строительства и на стадии эксплуатации гидроэнергетических узлов очень велик, а законодательная база и регламенты проектирования, строительства и эксплуатации объектов гидроэнергетики недостаточно проработаны.

На данный момент, при всей остроте социальных конфликтов вокруг новых проектов гидроэнергетики, а также при выборе режимов эксплуатации (попуска вод) на существующих ГЭС, в стране не сложилась эффективная практика участия в этом процессе общественных институтов, населения регионов, местных органов власти и неэнергетического бизнеса.

Россия – и её гидроэнерегетическая отрасль - находятся в стадии формирования новой системы отношений между тремя основными действующими силами – органами власти всех уровней, бизнесом и гражданским обществом - по поводу сохранения оптимальных экологических условий в регионах функционирования существующих и строительства новых объектов, включая вопросы сохранения биоразнообразия.

Противоречия по поводу сохранения биоразнообразия в треугольнике – власть – население – бизнес носят по своей сути объективный характер. Чаще всего затраты на их решение не дают прямого и даже косвенного экономического эффекта и оказываются для энергетического бизнеса одним из обременений на стадии проектирования, строительства и рабочей эксплуатации ГЭС. В этих условиях российский бизнес старается, в пределах, которые ему определяет национальное законодательство и сложившаяся практика его применения, минимизировать свои издержки и под любым предлогом уйти от решения возникающих проблем. Задачи органов власти всех уровней - следить за тем, чтобы не нарушались регламенты проектирования и эксплуатации объектов гидроэнергетики и, тем самым, нарушения природной среды были минимальными. Задачи населения - занимать активную позицию в процессе общественных обсуждений предлагаемых проектов, а также в форме общественного контроля на стадии их строительства (если проекты согласованы) и их последующей эксплуатации.

При этом понимается, что действующая нормативно-правовая система в Российской Федерации нацелена на максимизацию прибыли, недооценивает риски для биоразнообразия и не предполагает никаких поощрительных стимулов для более экологичных инвестиций и режимов текущей работы ГЭС.