Нормативно-правовая база, регулирующая отношения, возникающие в процессах эксплуатации, проектирования и реализации гидроэнергетических объектов

В настоящее время реально используемые официальные (определяемые гражданским, административным, уголовным и иными разделами права), а также корпоративные регуляторы не обеспечивают соответствие функционирования объектов гидроэнергетики требованиям устойчивого развития. Проект ПРООН/ГЭФ «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» предполагает, в частности, анализ зарубежного и международного опыта нормативно-правового регулирования вопросов сохранения биоразнообразия и практики внедрения модели «предотвращать-сокращать-восстанавливать-компенсировать» в деятельность энергетических компаний, анализ современного состояния и потребностей в дальнейшем развитии законодательства в части оценки экологической эффективности ГЭС и формирование предложений для соответствующих органов государственной власти.

Для выполнения этой задачи проведен анализ соответствия материалов предпроектной ОВОС строительства Канкунской ГЭС стандартам деятельности по обеспечению экологической и социальной устойчивости Международной финансовой корпорации по оценке крупных инвестиционных проектов: «О соответствии материалов ОВОС строительства Канкунской ГЭС стандартам деятельности по обеспечению экологической и социальной устойчивости (IFC)».

Следующей задачей по этому направлению стала разработка типовой программы экологического аудита для энергетического сектора. В документе на 100 с лишним страниц нашлось лишь несколько абзацев для описания специфики биоразнообразия. Указано на необходимость ранжирования экологических аспектов деятельности энергетических компаний с учетом сохранения и восстановления биоразнообразия на генетическом уровне, на уровне видов, на уровне экосистемы. Подчеркнуто, что недопустимым является воздействие, вызывающее устойчивые негативные изменения в окружающей среде, которые сопровождаются: фрагментацией и разрушением среды обитания видов; риском вымирания видов, особенно редких и уменьшающихся в численности видов, и видов, которые идентифицированы как приоритеты в национальных стратегиях и планах действий по сохранению биоразнообразия (NBSAP) и/или суб-национальных планах по биоразнообразию; риском вторжения чужеродных видов; вредом, нанесенным экосистемным процессам и услугам, особенно тем, которыми пользуются местные общины /сообщества.

Первую попытку ввести биоразнообразие в экологический аудит нельзя назвать удачной и перспективной для проекта ПРООН/ГЭФ. Она выполнена без понимания сути биоразнообразия. Убедиться в этом можно, если ознакомиться с представленной программой, в которой размечены все фрагменты, имеющие какое-то отношение к биоразнообразию.

Проект типовой программы экологического аудита для энергетического сектора

К нормативно-правовому блоку материалов проекта относится промежуточный отчет «Разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в части проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания». В отчете собрана и проанализирована за период с 1917 по 2013 год нормативно правовая база компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания. Определенный акцент сделан на регулировании искусственного воспроизводства рыбных запасов. Сформулированы предложения к соответствующим государственным органам по оптимизации рыбоводной деятельности. Публикация отчета сопровождается рецензией заведующего отделом «Хозяйство и Право» ВНИИОЗ, к.ю.н. Н.В.Краева.

Иллюстрацией недостатков действующей нормативной базы по рассматриваемому вопросу является ситуация, сложившаяся в бассейне Ангары в зоне воздействия Богучанской ГЭС (там есть видео). Выяснилось, что неисполнение обязательств гидроэнергетиков не влекут за собой никакой ответственности, а ликвидация негативных последствий ложится на региональные бюджеты.