Обзор. 23. Перспективы развития гидроэнергетики восточных районов России

В статье Перспективы развития гидроэнергетики восточных районов России (505 Kb) В. А. Савельев и Л. Ю. Чудинова (Институт систем энергетики СО РАН) приводят данные о потенциале гидроэнергетики в районах Сибири и Дальнего Востока, а также об экономических, экологических и социальных проблемах его освоения.

По официальным (полученным более 40 лет назад) данным полный теоретический гидроэнергопотенциал крупных и средних рек Восточной Сибири и Дальнего Востока оценивается соответственно в 849 и 1009 млрд. кВт.ч в год, что составляет 35,4 и 42,1 % от общероссийского. Технический потенциал по этой же оценке равен 664 и 684, а экономический составляет 350 и 294 млрд. кВт.ч в год. Однако вследствие уточнения схем использования отдельных водотоков, экологических ограничений, а также из-за того,что по социально-экономическим, экологическим и водохозяйственным причинам стало практически невозможным сооружение ГЭС большой мощности на основных руслах крупнейших речных бассейнов (Енисея, Лены и Амура), технический потенциал снижается до 574 и 357 млрд. кВт. ч в год соответственно.

Вместе с тем повысилось внимание к сооружению малых, микро- и мини- ГЭС, технический потенциал которых составляет 128 млрд. кВт.ч в год в Восточной Сибири и 146 - на Дальнем Востоке.

Между тем Бурейская ГЭС, являясь самой мощной гидроэлектростанцией в России, из-за недостаточных электропотребления и пропускных способностей электрической сети в ОЭС Востока, ограничений на минимальную мощность тепловых электростанций и невозможности по разным причинам экспорта электроэнергии в Китай используется в полной мере, и часть воды приходится сбрасывать вхолостую. В 2007 г. по этой причине потеряно 1,5 млрд. кВт.ч электроэнергии.

Территориально-промышленные комплексы (ТПК) рассматриваются в качестве организационной формы реализации инфраструктурных проектов, включающих строительство ГЭС, где они будут играть районообразующую роль.

Вместе с тем указано, что в новых экономических условиях требуется создание законодательной основы формирования и функционирования подобных комплексов в части выделения земель, налогообложения, решения экологических проблем. Необходимо также согласование роли государства, муниципальных органов и частных лиц в финансировании и согласовании сроков ввода районообразующей ГЭС и предприятий-потребителей ее электроэнергии.

Другим мотивом для строительства крупных ГЭС является экспорт электроэнергии.

Импорт экологически чистой электроэнергии, получаемой от возобновляемых источников, давно привлекает внимание Республики Корея и Япония, испытывающих трудности с выбором площадок для нового энергостроительства. Изучаются и возможности экспорта электроэнергии из России в Западный и Северный Китай. В связи с чем предлагается построить несколько межгосударственных линий на постоянном токе сверхвысокого напряжения, но их сооружение в Северо-Восточной Азии пока сдерживается из-за нерешенности политических, организационных и финансовых проблем.