Обзор. 5. Нижнекамское водохранилище, р.Кама

Исторический интерес, несомненно, представляет текст "Постановление Совмина РСФСР от 24.11.1966 n 937 о мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места строений и сооружений в связи со строительством Нижнекамской гидроэлектростанции"

Проект подъема уровня с 63,3 до 68 метров стал предметом межрегионального конфликта. С начала 2000-х руководством Республики Татарстан (где расположены плотина и ГЭС), Республики Удмуртия и Республики Башкортостан, земли которых будут подвержены затоплению, обсуждается вопрос о подъеме уровня Нижнекамского водохранилища.

Результаты общественной экспертизы проекта подробно изложены встатье «Сорок ученых хотят остановить море», Вечерняя Казань/№ 130 (3280), главным выводом которой следует считать существенное несоответствие данных, изложенных в проекте, и фактическим показателям ущерба, определенного экспертами. Так Проект упоминает, что переселению из зоны затопления подлежат всего 909 дворов (затраты определены как 923 млн. руб.). Однако только по Тукаевскому району (лишь одному из 21 района Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, которых коснется повышение уровня воды), по информации районной администрации, переселению будут подлежать более 2800 дворов и сооружений.

Расхождения в оценке ущерба отражены в статье «Канут в воду», Дарья Давбаш, от 16 июля 2007. Например, выплаты на переселение граждан из зоны затопления, возмещение стоимости зданий, их снос или перенос в безопасное место Удмуртия оценивает в 520 миллионов рублей, а татарская сторона соглашается лишь на 208 миллионов. Затраты на создание инженерной защиты населенных пунктов по оценке экспертов Удмуртии дает сумму 1 млрд 15 млн рублей. Татарстан соглашается с цифрой 111 млн – т.е. разница уже почти на порядок. См.также «Подъем уровня Нижнекамского водохранилища не должен ущемлять интересы жителей Удмуртии»

Различные мнения о последствиях проекта подъема уровня водохранилища отражены также в нижеперечисленных материалах:

Приходится быть готовыми ко всему, «по непонятным причинам представителей органов местного самоуправления даже не пригласили на общественные слушания».

А. Гарапов, Экономическая оценка последствий подъема уровня воды Нижнекамского водохранилища с 62 до 68 м. – «Потери составляют более 16 млрд. долл. В эту сумму ущерба не вошли потери от затопления части городов, например, Сарапула, а также фактор подтопления территорий тех же городов, деревень и т.д.».

Нижнекамское водохранилище: долгий путь к подъему - Если говорить о сроках предполагаемого поднятия уровня водохранилища до проектной отметки в 68 метров, то можно лишь сказать, что это произойдет, минимум, через шесть лет после того, как проект одобрят во всех заинтересованных инстанциях. Такой вывод можно сделать из пояснительной записки "Волгаэнергопроект-Самары". Так, из крупных дополнительных работ в Татарстане необходимы мероприятия по защите Набережных Челнов, разросшихся в восточном направлении. Нужно довести до ума берегозащитные сооружения у Актаныша, уточнить стоимость второй очереди берегозащитных мероприятий у Мензелинска. В Башкортостане необходимо довести до кондиции берегозащитные сооружения Петраковского водозабора для водоснабжения Нефтекамска и других населенных пунктов. В Удмуртии предусматриваются затраты по защите г.Камбарки и некоторых других населенных пунктов. Должны быть особо рассмотрены проблемы, связанные с защитой нефтяных месторождений Татарстана, Башкортостана и строительством спецоснований и подъездных дорог на объектах "Удмуртнефти" и "Белкамнефти".

Экономическая оценка последствий подъема уровня воды (75 Kb)