Шелковый путь: мобилизация стратегического преимущества - китайской коммуникабельности

Первоначально, в рамках компенсационного понимания, казалось, что Шелковый путь – блеф, потому, что сколько бы ресурсов в Китае не было, этих ресурсов на такую махину никогда не хватит. Но позже стало ясно, что Шелковый путь может работать как мобилизационная система, снежный ком, который каким-то образом либо привлекает новые ресурсы, либо увеличивает эффективность процессов. Тогда всё новые и новые порции ресурсов от инициатора проекта в какой-то момент уже не потребуются и он заработает за счет вовлечения ресурсов других игроков, в том числе до сих пор недоиспользуемых. Но есть еще возможность задействовать производство ценностей нового типа – нематериальных в самой своей основе.

Последние 3 года насыщение рынка материальных продуктов больно бьет по традиционной экономике, в частности ясно насытился спекулятивный строительный рынок. Сейчас обеспеченность китайцев жильем лучше, чем европейцев, им больше не надо. В Китае уже производится каждый четвертый автомобиль в мире - при том, что Китай это примерно и четвертая часть населения. Что возить по Шелковым путям, когда мир насытился вещами? Производство информации и средств работы с ней (раньше тиражей книг, потом радиоприемников и ТВ, еще позже компьютеров и гаджетов, а завтра речевых переводчиков, навигаторов по интересам всех людей мира…) не насыщается! Внучка, научившая бабушку на другом конце страны разговаривать по бесплатному Скайпу несколько часов в день, производит нематериальную ценность, которую мерить не умеют и в статистике не отражают.

Чтобы успешно конкурировать в этой системе, тем, кто не успел насытиться материально, придется перескакивать на информационную стадию, не закончив делать для себя должное число автомобилей, квадратных метров жилья и т.д. Ведь чтобы произвести то, что купят ушедшие вперед страны, нужны люди с такой же, как в этих странах или более высокой интенсивностью коммуникаций. Такую «рабочую силу» получить невозможно без нарастающего информационно-культурного обмена, включая профессоров, студентов, разговоры внучек с бабушками и «всех со всеми».

Главным конкурентным преимуществом вновь станет невероятная коммуникативность китайцев, позволявшая еще в средние века в считанные поколения распространять по всему Китаю изобретения, сделанные в какой-то его части. Сейчас, когда конечные продукты и средства их создания стремительно уменьшились в масштабе (вплоть до микро, нано) или вообще нематериальны, массовый китайский бизнес в основном мелкий (19 человек в среднем в компании) получит возможность стремительного распространения инноваций.

Шелковый путь предполагается как система взаимоотношений Китая и Евразии, средством производства и продуктом которых станут коммуникативные инструменты. Инфраструктура - лишь подспорье. Так как система современных взаимоотношений в первую очередь строится на торговле, обмене капиталом, логистике транзитных потоков, естественно, что транспортная инфраструктура будет важным условием развития. Везде, где подразумеваются эти взаимоотношения, материальная транспортно-логистическая инфраструктура будет совершенствоваться с участием в первую очередь бизнеса страны, на территории которой она находится. Просто транспортные коридоры мало что дадут, если не развивать эту мягкую инфраструктуру - умение работать с идеологическими и коммуникационными процессами и продуктами.