Обсуждаем СКИОВО Волги

Дата публикации: 23 октября 2014 г.

Анализ нормативной и методологической базы разработки СКИОВО и НДВ.

В развитие темы Обзора сотрудниками Некоммерческого партнерства «Национальный центр водных проблем был сделан анализ нормативного обеспечения. Анализ изложен в форме двух публикаций - «Проблемы разработки и практического использования схем комплексного использования и охраны водных объектов» (В.М.Вильдяев, О.Ю.Логунов) (11.04 Mb) и Анализ законодательства и практики применения Методических указаний по разработке «совокупных» НДВ на водные объекты по некоторым бассейнам рек (В.Н. Кузьмич, В.М.Вильдяев, В.А.Кривошей) (158 Kb) Возникающие, при попытках строго следовать имеющимся правилам, проблемы проиллюстрированы в первой публикации на примере разработки СКИОВО рек острова Сахалин.

Проведенный Анализ законодательства, нормативных, правовых и методических документов, определяющих роль схем комплексного использования и охраны водных объектов в системе управления водными объектами, показывает, что разработанные Схемы не могут являться основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, как это предусматривается ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации.

По мнению авторов Анализа причины такого невыполнения нормы Закона обусловлены, в первую очередь:

  • изменениями в структуре бюджетного финансирования;
  • противоречиями, которые содержатся в нормах Водного кодекса;
  • несовершенством нормативной правовой документации, направленной на развитие норм Водного кодекса;
  • несовершенством и внутренней противоречивостью Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • отсутствием необходимой методической базы для реализации тех задач, которые поставлены в Методических указаниях.

Авторы утверждают, что изменение правил бюджетного финансирования, в основу которого положены федеральные целевые программы, позволило лишить Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реального статуса программного документа в области использования и охраны водных объектов, обязательного для выполнения всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Утверждение Схем не Министерством природных ресурсов и экологии России, как это предусматривалось соответствующим постановлением Правительства РФ, а бассейновыми водными управлениями, перевело Схемы из разряда нормативно-технического документа в обычные отчетные материалы, которые займут свое место на архивных полках территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов. Разработанные Схемы могли бы стать средством информационной и интеллектуальной поддержки управленческих решений по бассейнам рек, но для этого они должны быть разработаны на геоинформационной основе и переданы в виде гис-проектов (вместе с шейп-файлами) заказчику, сотрудники которого должны иметь навыки работы с геоинформационными системами.

отзыв на проект «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов, включая НДВ, бассейна р. Волги», разработанный ООО«ВЕД» в соответствии с государственным контрактом от 14 апреля 2011 г.№9-ФБ, заключённым с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением.

В январе 2011 г. Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов был заключен государственный контракт с ООО "ВЕД" на разработку проекта СКИОВО, включая НДВ, по бассейну реки Волга.

В настоящее время работа завершена, и материалы проекта СКИОВО, включая НДВ, по бассейну реки Волга можно скачать на официальном сайте исполнителя. Проект СКИОВО состоит из 7 книг, каждая из которых представлена отдельным файлом (в архиве суммарно 52 Мб), который можно снять по этой ссылке. Ниже для удобства читателей указаны страницы книг, к которым относятся существенные замечания составителей Отзыва.

В августе 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проект СКИОВО был вынесен на общественное обсуждение, организованное в форме опроса граждан и общественных организаций, осуществляемого администрациями муниципальных районов рассматриваемой территории.

В целях содействия данному процессу в рассылке Тематического сообщества по большим плотинам в сентябре 2014 года была опубликована просьба дать экспертное заключение по проекту СКИОВО для его публикации на портале.

На нашу просьбу любезно откликнулось руководство Некоммерческого партнерства «Национальный центр водных проблем, сотрудниками которого был подготовлен Отзыв на проект СКИОВО по бассейну реки Волга (410 Kb) (43 стр.), который мы и публикуем.

Реферат отзыва

Отзыв на Проект СКИОВО по бассейну р.Волга содержит многочисленные замечания и комментарии, от самых частных до самых принципиальных, из которых для реферата мы выбрали наиболее существенные (на взгляд модератора портала).

Книга 1 «Общая характеристика бассейна реки Волга»

Раздел 3 «Водные объекты» (Книга 1, стр.47-52)

Приведен перечень только 8 водохранилищ, расположенных на главном русле р.Волги, и отсутствуют сведения о водохранилищах, расположенных на остальных водотоках, тогда как на территории Волжского бассейна построены сотни водохранилищ общим объемом более 1 млн.куб.км, значительная часть которых расположена в пределах рассматриваемой территории.

Раздел 6 «Водные объекты» (Книга 1, стр.72-92).

Общий анализ стока Волги заключается в цитировании выдержек из книги ГГИ «Водные ресурсы России и их использование», а также из исследований, проводимых Институтом экологии волжского бассейна РАН. При этом полностью отсутствуют первичные данные Росгидромета по естественному стоку реки Волги за весь период наблюдения, на основании которых авторам и следовало бы рассматривать водные ресурсы всей территории СКИОВО.

Раздел 7 «Гидрогеологическая характеристика речного бассейна» (Книга 1, стр.93-102).

Отсутствует информация о месторождениях подземных вод, используемых для питьевых и промышленных нужд, их эксплуатационных и естественных запасах.

Раздел 10 «Водохозяйственная инфраструктура» (Книга 1, стр.134-139).

Отсутствует информация о 39 крупных водохранилищах (без учета водохранилищ Волжского каскада) бассейна, расположенных на рассматриваемой территории, хотя объем каждого из них (и полный, и полезный) более 10 млн.куб.м, а также о сооружениях инженерной защиты территорий от негативного воздействия вод, о водозаборных сооружениях, о мелиоративных системах, о портовых сооружениях.

Раздел 11 «Рыбохозяйственное водопользование» (Книга 1, стр.140-155).

Как таковой анализ «рыбохозяйственного освоения» отсутствует. Приводимые утверждения об устойчивой тенденции снижения эффективности естественного воспроизводства осетровых после строительства плотин самими же авторами опровергаются, если верить приводимым данным об улове осетровых, а также перечню основных причин, которые привели к уменьшению запасов осетровых, что крайне странно.

Раздел 13 «Водный транспорт» (Книга 1, стр.159-162).

Не проведен анализ грузовых и пассажирских перевозок. Отсутствуют прогнозные оценки пассажирских перевозок. Приведенные данные средней вместимости, единиц грузового флота и средней грузоподъемности не могут служить основой для разработки СКИОВО. Требуется серьезный анализ состава флота, поскольку без этого нельзя говорить об охране водных объектов. Утверждение авторов о том, что « Нормальные судоходные условия на этом участке реки Волги будут созданы при подъёме уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м…» противоречит фактическим условиям и позиции Росморречфлота.

Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна реки Волга»

Разработана без учёта требований Методических указаний и является несистематизированной компиляцией разрозненных данных, в основном по акватории р.Волги.

Книга 3 «Целевые показатели водных объектов бассейна реки Волга»

Большинство разделов книги представляют собой общие рассуждения без какой-либо конкретики. В частности, для иллюстрации:

Подраздел 4.2. «Целевые показатели уменьшения последствий деформации русел» (Книга 3, стр.23-24).

Рекомендуемые мероприятия носят общий азбучный характер и не привязаны к конкретным водным объектам.

Раздел 5. «Целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна» (Книга 3, стр.25-26.

Данный зажигательный политико-просветительский текст не может иметь отношения к СКИОВО бассейна р.Волги, где должны быть конкретные сведения и конкретные мероприятия, привязанные к водным объектам, а также к населённым пунктам; целевые показатели отсутствуют.

Книга 4 «Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ водных объектов бассейна реки Волга»

Раздел 2 «Водохозяйственные балансы р.Волги в створах гидроузлов» (Книга 4, стр. 20-56).

Авторы, ссылаясь на выпуски Государственного водного кадастра, не указывают даты выпуска этих монографий, а также не приводят список использованных материалов. Вместе с тем эти монографии выпускались в 70-е годы прошлого века, из чего следует, что водохозяйственные балансы рассчитывались не на год разработки Проекта, а заимствовались из опубликованных данных 45-50 летней давности, когда даже понятие «водохозяйственный баланс» отсутствовало.

Подраздел 3.3 «Перспективное водопользование на 2020 год» (Книга 4, стр.138-216).

Нет пояснений, на основе каких «экспертных» соображений перспективное водопользование в 2020 году увеличено на 20-30%. Во многих регионах (особенно в городах) объёмы водопользования в настоящее время снижаются за счёт применения современных технологий, сокращения потерь при транспортировке и установления приборов учёта воды.

Раздел 4. « Баланс загрязняющих веществ».

Название этого раздела приведено в содержании, но самого раздела в тексте нет.

Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна реки Волга и сброс сточных вод»

Повторяется информация, содержащаяся в других книгах.

Раздел 5 «Предложения по лимитам и квотам забора и сброса на 2015 и 2020 годы» (Книга 5, стр.46-53).

Это итоговый раздел, но здесь приведены данные, без какого-либо пояснения, как они были получены, в которых сомневаются даже сами авторы.

Книга 6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна»

Раздел 2 «Фундаментальные мероприятия по достижению целевого состояния рассматриваемой территории бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.24-25).

Авторы не видят разницы между задачами, которые должны решаться в рамках системы управления водными объектами, и задачами, которые должны решаться в системе ЖКХ.

Раздел 5. «Структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений) по достижению целевого состояния бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.37-52).

При манипуляции авторами с программами упускается из виду тот факт, что программа мероприятий, содержащаяся в СКИОВО, в соответствии с водным законодательством, должна быть программой развития бассейна, обязательной для исполнения. Поэтому в ней должны содержаться мероприятия, выполнение которых завязано на возможности бюджетов различных уровней.

От модератора. Вся эта ключевая книга, увы, традиционно представляет собой механически выполненную нарезку из пунктов государственных программ, при создании которой критическое отношение к ранее намеченным и постоянно не выполняемым мероприятиям, а также творческий вклад авторов, выраженный в оптимизации программы мероприятий, нацело отсутствуют.

Книга 7 «Сводный том СКИОВО р.Волга. Атлас карт к проекту СКИОВО р.Волга»

В Отзыве дан длинный список карт, предусмотренных Методическими указаниями по составлению СКИОВО, но отсутствующих в представленном проекте.

Резюме

  1. Проект «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Волга» представляет собой не выстроенную логически и системно компиляцию разнородных материалов, в которых преобладают рассуждения общего характера, а информация более конкретного характера не содержит привязки к территории и неоднократно повторяется.
  2. Авторами не проведён сбор всего объёма материала, необходимого для разработки проекта Схемы, в результате чего вся территория СКИОВО, несмотря на её хорошую изученность другими специалистами, не получила должного отображения в Проекте.
  3. В целом по содержанию и представленным в Проекте материалам можно сделать вывод о том, что работа выполнена с существенными отклонениями от требований Методических указаний, не имеет какой-либо практической и информационной значимости и может лишь служить образцом недобросовестного отношения к контрактным обязательствам.

Замечания по проекту схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ока