Обзор. 1. Системное изложение проблем возникающих на водном транспорте при создании ГЭС изложено в Методических указаниях по оценке влияния гидротехнических сооружений на окружа...

Этот документ активно использован при подготовке представленного на нашем портале документа «Проблемы влияния плотин и водохранилищ на окружающий мир. Сводный список». Ниже приведены фрагменты из этих методических указаний, а их полный текст можно найти на сайте http://www.complexdoc.ru/ntdtext/547246.

Зарегулирование стока и создание водохранилищ позволяют обеспечивать повышенные по сравнению с предшествующим состоянием нормированные судоходные глубины. Тем самым достигается увеличение допустимой осадки судов, их грузоподъемности и грузооборота водотока как судоходного пути.

Влияние гидроузла на ледотермический режим, в некоторых случаях, позволяет значительно удлинить навигационный период на замерзающих реках. В других случаях, весной из водохранилищ в нижний бьеф гидроузлов поступает более холодная вода, а осенью — более тёплая. Хотя разница в температурах незначительная, всего 2-4 градуса, однако ледостав на водохранилищах начинается раньше, чем на реке, а вскрытие — позже, что уменьшает продолжительность навигации.

В период строительства гидроузла при сужении русла перемычками скорости потока и искривление течения по оси судового хода могут превышать допустимые значения. Происходит переотложение наносов, вымываемых водным потоком из суженного перемычками русла и осаждающихся ниже створа строящихся сооружений с образованием мели или бара (переката), которые затрудняют судоходство вследствие уменьшения глубин.

В верхних бьефах плотин в зоне выклинивания подпора водохранилищ, в результате регрессивной аккумуляции наносов может происходить образование переката или дельты с глубинами недостаточными для прохождения судов.

На равнинных реках в течение 10-15 лет в нижних бьефах происходят переформирования русла с прохождением волн отложения наносов на перекатах. Возникает необходимость мониторинга трассы судового хода и поддержания судоходных прорезей на лимитирующих перекатах. Кроме этого происходит понижение уровней воды вследствие преобладания общего размыва. Со временем глубина воды на пороге (короля) нижней головы шлюза может оказаться недостаточной для прохождения судов.

Соблюдение в меженный период минимальных судоходных попусков в нижние бьефы ГЭС, осуществляющих суточное регулирование мощности, ведет к потерям в выработке электроэнергии, особенно в периоды пиковой нагрузки.

При интенсивном суточном регулировании быстрые изменения скорости перемещения волн попуска и их крутизны могут создавать аварийных ситуаций, особенно для маломерных судов.