Обзор. 11. Дополнения к предварительному варианту консолидированного обзора. Зам.генерального директора ОАО «ЭСКО ЕЭС» Ю.К. Севенарда от 4 августа 2009 года

Действительно, там, где судоходства вообще не существовало или оно было существенно ограничено, при создании завершенного каскада ГЭС с водохранилищами, гарантирующими уровни "мертвого" объема (УМО) в пределах необходимой осадки судов, проблем с судоходством практически быть не должно. Эти проблемы, как правильно отмечается в "Резюме", неизбежны при незавершенности каскада, особенно на реках в легко размываемых грунтах. При каскаде ГЭС некоторые задержки во время шлюзования компенсируются сокращением трассы и увеличением ширины фарватера по маршруту судов.

Несколько большие сроки ледостава при наличии водохранилищ в значительной степени компенсируются упрощением зимовки судов в силу отсутствия ледохода и возможностью увеличения тоннажа судов за счет гарантирования заданным УМО осадки судов на всю навигацию без влияния паводковых и маловодных периодов.

Неизбежно образующиеся наносы в зоне выклинивания верхнего в каскаде водохранилища, при необходимости навигации еще выше по течению, удаляются со значительно меньшими затратами, чем при практически ежегодно и почти по всей длине навигационного маршрута, расчистках фарватера постоянно трансформирующегося русла в период до создания водохранилищ с возникновением к тому же серьезных помех судоходству в зоне проведения работ. Дальше вниз по течению наносов быть не может при грамотном проектировании и осуществлении каскадного строительства ГЭС с учетом нужд судоходства. При этом, каких либо дополнительных трудностей при подходе судов к портовым сооружениям также быть не может. В нижних бьефах плотин, принимая во внимание аккумулирующие возможности нижерасположенных водохранилищ, при попусках воды из вышерасположенных существенно влияющей на судоходство волны не возникнет. При правильном выборе УМО водохранилищ каскада, специальных попусков для обеспечения судоходства не потребуется. Незавершенность же каскада, например, Волжских ГЭС, в частности в районе от Нижегородской ГЭС до УМО водохранилища Чебоксарской ГЭС, на участке Городец - Н.Новгород несомненно, крайне отрицательно сказывается на судоходстве.

Что же касается высоконапорных плотин Гидроэлектростанций с перепадами уровней бьефов в 60 - 100 и более метров, следует в их проектах предусматривать перегрузочные узлы с судов, курсирующих в верхнем бьефе любого в каскаде водохранилища на суда, курсирующие в его нижнем бьефе, и наоборот. Могут быть варианты автотранспортной перевозки, канатной дороги, эстакадно-крановый и др. Судоподъемник на Красноярской ГЭС (мне довелось участвовать в его строительстве) громоздок, неуклюж и по сравнению даже с вышеперечисленными вариантами вряд ли эффективен. Задержки же, связанные с перегрузкой судов с лихвой компенсируются все теми же спрямлениями, по сравнению с речными, и большей глубиной навигационных трасс. То есть путь намного короче, а корабли намного крупнее.