Обзор. 13. Беляков Алексей Алексеевич, инженер-гидротехник, кандидат технических наук, доктор географических наук

Беляков Алексей Алексеевич, инженер-гидротехник, кандидат технических наук, доктор географических наук – прокомментировал резюме предварительного варианта консолидированного обзора с позиций технологически рационального использования речной сети России – поставить гиперссылку.

С начала ХХ в. гидроэнергетика стала выгодным дополнительным предприятием при кардинальном улучшении судоходных условий рек шлюзованием, а позднее — при комплексном решении водных проблем. При условии шлюзования (реконструкции реки в непрерывный каскад) глубоководными путями сообщения могли бы стать практически все реки России длиной более 100 км (не надо забывать, что практически все населенные пункты находятся на реках!). Суммарная протяженность таких рек в РФ — 1 млн. км.

Поэтому в РФ должны были бы быть десятки тысяч больших плотин, а не 62 штуки, как сейчас (в Китае более 25 тысяч, в США около 6,4 тыс., в Индии 2,6 тыс., в Японии 2,5 тыс. и т.д.). И при каждой плотине, естественно, судопропускные сооружения и ГЭС.

«Противоречивый характер» взаимодействия водного транспорта и энергетики в СССР—РФ был заложен планом ГОЭЛРО (1920), которым, по существу отказались, во-первых, от развития в РСФСР—СССР водного транспорта и системы водных путей в пользу железнодорожных «сверхмагистралей» и, во-вторых, от гидроэнергетики в пользу электростанций «на торфу, на сланце, на угле».

Все проблемы неблагоприятных для судоходства (и не только) русловых деформаций как в нижних бьефах гидроузлов, так и в зонах выклинивания подпора водохранилищ, объясняются исключительно отсутствием непрерывности каскада (нижние бьефы должны быть подперты нижним гидроузлом, в зоне выклинивания подпора водохранилища должен размещаться верхний). Принцип непрерывности выдержан на реках Западной Европы, и Америки, и Китая, а в нашей стране — на Днепровском и Волжско-Камском каскадах, хотя последний разорван незаполненностью Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ.

Сегодня в РФ государственные деньги транжирятся на дноуглубительные работы для «гарантирования» очень и очень скромных габаритов. Когда финансирование этих работ прекращается (как с 1990-х гг.), перекаты приходят в бытовое состояние, с глубинами 30–50 см (а раньше «гарантировали» аж 110 см!). За десятилетия «гарантирования» глубин путевыми дноуглубительными работами суммарные затраты на них уже многократно превысили стоимость постройки каскадов гидроузлов и получения нормальных цивилизованных габаритов (вместе с электроэнергией и другими благами)!

В развитие своих комментариев А.А. Беляков предоставил для размещения в настоящем Тематическом обзоре несколько своих материалов: статью «О переброске без эмоций» (49 Kb) и Основные положения концепции транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС) России (609 Kb). В этих материалах изложены обоснования необходимой по мнению автора реконструкции рек и гидротехнических сооружений на них. Так в концепции ТВЭС приведены оценки параметров проектов транспортно-энергетической реконструкции отдельных рек и межбассейновых переходов водного пути, в т.ч. по количеству гидроузлов, срокам строительства, выработке электроэнергии, объемам инвестиций и их окупаемости. О содержании Концепции можно судить по перечню разделов (Основные идеи; Объединенные воднотранспортные сети; Гидроэнергетика; Водные ресурсы; Главные водные магистрали России; Магистрали 2 класса; ТЭВС и другие виды транспорта; Воднотранспортные коридоры в системе Международных транспортных коридоров; Организационно-правовое обеспечение ТЭВС в России; Первоочередные инвестиционные проекты ТЭВС в России; Принципы выделения первоочередных проектов; Предложения: первоочередные инвестиционные проекты ТЭВС в России: на Европейской территории России, на Урале, на Азиатской территории России). О масштабах предложений дает представление схема ТВЭС.

«ГЭС И ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» (комментарии к резюме предварительного варианта консолидированного обзора) (60 Kb)