Обзор. 2. Технические особенности проблем, возникающих при шлюзовании, описаны в работе Речной флот. Шлюзованные участки рек и каналы. Подходные каналы к шлюзам

Уровни воды в нижнем подходном канале шлюза, помимо колебаний от шлюзования, в значительной степени зависят от уровней воды в реке у устья канала, определяемых попусками через ГЭС. Например, у нижних голов судоходных шлюзов Волжской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина при опорожнении камеры уровень повышается на 25 – 40 см и понижается при возвращении отраженной волны на 15 – 20 см; общая амплитуда колебаний составляет 40 – 60 см.

Большие колебания уровней воды наблюдаются в межшлюзовых бьефах. Например, в канале длиной 1,7 км между шлюзами Цимлянского гидроузла амплитуда колебаний достигает 50 см. В межшлюзовых бьефах, имеющих большую ширину, например на Горьковском гидроузле, волновые колебания не превышают 15 см. При малом запасе глубины на пороге в результате волновых колебаний судно может удариться о голову шлюза.

В половодье через турбины ГЭС и водосливную часть плотины сбрасывается большое количество воды, и при выходе канала в русло наблюдается большая скорость течения. Продольная скорость течения достигает 2 м/с и больше. Поперечные течения, направленные к берегу, усложняют вход судов в канал и выход из него. У выхода канала в реку и в непосредственной близости от плотины создается сильное неупорядоченное волнение, которое вызывает рыскливость и качку судов. Например, у Волжской ГЭС имени В. И. Ленина при сбросе воды через плотину, равном 30 тыс. м куб./с, на расстоянии 1 – 1,5 км от плотины высота волны бывает до 1 м.