Обзор. 3. Отличия судоходных попусков от энергетических, рыбохозяйственных и ирригационных изложены в книге Грин Г.Б., Попуски в нижние бьефы. М., Энергия – 1971.

Удельный вес водотранспортных попусков в расходной части водохозяйственного баланса водохранилищ в створах гидроузлов составляет: Цимлянский гидроузел 55-65%, Рыбинский и Горьковский гидроузлы 50-60%, Братский (для лесосплава) – 43%, Куйбышевский и Волгоградский – по 36%, Воткинский – 25-30%

Как правило, размеры навигационных попусков значительно превышают расходы воды естественной летней межени. Так, на Нижнем Дону навигационные попуски в 4 раза превышают бытовые расходы, на Верхней Волге — в 2,5 раза, на Каме — в 2 раза, на Нижней Волге— в 1,5 раза.

Примером транспортно-энергетических попусков служить режим работы Цимлянского гидроузла. До его строительства расходы Дона составляли в летне-осенний меженный период 100—150 м3/сек и не обеспечивали нужных для судоходства глубин. Подпор, созданный плотиной, обеспечил глубоководный путь вверх по Дону до г. Калача и беспрепятственный заход судов в Волго-Донской судоходный канал. Судоходные условия на Нижнем Дону определяются режимом навигационных попусков, проходящих через турбины гидроэлектростанции. Нормальный попуск 580 м3/сек (все годы, за исключением маловодных) и гарантированный до 400 м3/сек (в годы низкой водности и незаполненного водохранилища). Для обеспечения глубин 3,2-3,4 м объем дноуглубительных работ на Нижнем Дону достигает 7,0 млн. м3/год.

Для поддержания судоходных глубин на р. Волге от г. Ржева до г. Калинина производятся транспортные попуски из верхневолжского водохранилища на спаде весеннего половодья в среднем примерно в течение 5 декад. Ниже Горьковской ГЭС еще до постройки Чебоксарского гидроузла судоходные глубины поддерживались за счет транспортно-энергетических попусков из Рыбинского и Горьковского водохранилищ при одновременном проведении дноуглубительных работ на участке до зоны выклинивания подпора Куйбышевского водохранилища. Размеры этих транспортно-энергетических попусков, полностью проходящих через турбины ГЭС, колеблются от 800 до 1100 м3/сек. Транспортно-энергетические попуски проходящие через турбины ГЭС в течение навигационного периода из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ составляют не менее 4000 м3/сек, а на Воткинском водохранилище 800-1000 м3/сек.

В отдельных случаях производят единовременные попуски и создание временных повышенных глубин для проводки каравана крупнотоннажных судов или плотов. В ноябре 1956 г. был единовременный попуск из Камского водохранилища для снятия с мели каравана грузовых судов в районе г. Сарапула. В августе 1966 г. производился специальный попуск из Цимлянского водохранилища для проводки пассажирского теплохода «Кузьма Минин», имевшего повышенную осадку по сравнению с нормированной.

Требования энергетики в отношении попусков могут иметь большой диапазон изменении - от максимальной пропускной способности турбин ГЭС до минимальных «базовых» расходов. На Рыбинской ГЭС предусматривается даже полная остановка станции в ночные часы провала в графике нагрузки, когда в нижний бьеф поступают лишь фильтрационные расходы через сооружения гидроузла.

В пределах водохранилища водный транспорт заинтересован: в возможно длительном поддержании необходимых глубин на наиболее трудных для плавания участках судоходного пути; в исключении падения уровня воды ниже необходимого для поддержания гарантированных глубин над порогами шлюзов, судоходными прорезями на фарватере и на подходах к портам и другим транспортным сооружениям; в исключении возможности нарушения предельно допустимого минимального уровня зимней сработки определяемой отметками дна судоремонтных заводов и отстойных пунктов для флота.

Неблагоприятное влияние на судоходные глубины над порогами шлюзов и на лимитирующих мелководных участках судоходной трассы оказывает суточное и недельное регулирование мощности ГЭС. Возможная амплитуда колебаний составляет у Рыбинской ГЭС – 5 метров, Горьковской – 3.3, Камской - 4, Воткинской - 6, Kуйбышевской и Волгоградской - 3, Цимлянской – 2.7, Новосибирской - 3, Красноярской – 3, Братской 2,5.

Особые затруднения водный транспорт испытывает в период наполнения водохранилищ. Так в районе Красноярского порта, расположенного в нижем бьефе Красноярского гидроузла, среднемесячные расходы в годы 50%-ной водности при заполнении водохранилища должны были сократиться по сравнению с бытовым режимом: в мае — на 1440 м3/сек, в июне — на 6110 м3/сек, в июле — на 920 м3/сек, что значительно снижало возможности воднотранспортных перевозок.

Грин Г.Б., Попуски в нижние бьефы (4.99 Mb)