Обзор. 7. М.Н. Гусев, Ю.В. Помигуев "Русловые процессы Зеи в условиях современного хозяйствования". Институт геологии и природопользования ДВО РАН, Благовещенск 29 мая 2006г.

В наши дни, в условиях резкого снижения объемов инженерных работ по улучшению и поддержанию судоходной трассы в рабочем состоянии, последствия регулирования Зеи стали еще более очевидными. Они выражаются в понижении проектных судоходных глубин более чем на 0,6 м, что исключает сквозное судоходство и требует организации рейда для судов, вынужденных ожидать волны попуска. Особенно сложными и опасными для судоходства стали условия на нижнем (112-километровом) участке Зеи.

С сооружением Зейской ГЭС изменился и характер внутрисезонных колебаний уровня воды, связанных с периодическими ее попусками из водохранилища в течение суток и рабочей недели. Сокращение плановых инженерных работ по поддержанию условий судоходства на Зее вскоре лишит ее статуса судоходной реки 1-й категории, а государства - полноценной Зейско-Селемджинской водно-транспортной магистрали протяженностью около 800 км.