Обзор. 8. Елена Шадрина, профессор биолого-географического факультета Якутского государственного университета; Вилюйский гидроузел: социально-экологические последствия

Основной объем перевозок в регионе приходится на речной транспорт, как наиболее дешевый способ доставки грузов (дешевле автомобильного и воздушного транспорта в 15 и 70 раз соответственно). Судоходным считается большой участок среднего и нижнего течения Вилюя вплоть до районного центра с. Сунтар. Длина этого отрезка от устья составляет более 750 км. После ввода в строй Вилюйских ГЭС-I-II судоходные глубины зависят от величины ежегодных навигационных спецпопусков.

В проектном задании 1960-го года планировалось, что с вводом ГЭС существенных изменений в судоходных условиях на Вилюе не ожидается, лишь несколько уменьшится обеспеченность больших глубин в начале навигации из-за трансформации водохранилищем паводковой волны, поэтому мероприятия по компенсации нарушений для судоходства не предусматривались. Позже, уже в период строительства ГЭС, Ленгипречтранс обосновал необходимость подачи спецпопусков в нижний бьеф Вилюйского гидроузла в навигационный период. В настоящее время действую Правила, регулирующие судоходные попуски, но и они лишь частично компенсируют нарушение условий судоходства: при средней продолжительности навигации около 140 суток нормальные судоходные условия обеспечиваются лишь в течение 30-40 суток, а в верхнем участке нижнего бьефа (от ГЭС до устья р.Мархи) – еще меньше. Стабилизация русла Вилюя возможна только за счет строительства выправительных сооружений, которое потребует колоссального объема строительных работ и привлечения большого объема капиталовложений.

Вилюйский гидроузел: социально-экологические последствия (233 Kb)