Цифры и факты

В России 62 больших плотины, в Китае более 25 тысяч, в США около 6,4 тыс., в Индии 2,6 тыс., в Японии 2,5 тыс.

Сейчас протяженность внутренних водных путей в России составляет 101,7 тыс.км., в т.ч. 35 тыс. км. с гарантированными габаритами пути. А в 1980 г. в РСФСР было 116,6 тыс. км. А в 1907 г. только в Европейской России (т.е. с учетом нынешних Украины, Белоруссии и Балтии) значилось 168278 верст (179,2 тыс. км) внутренних водных путей.

На внутренних водных путях построено и эксплуатируется 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, 1 судоподъемник (Красноярская ГЭС), а также 134 порта.

В Европейской части России создана Единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км.

В начале 30-х гг., перед реконструкцией Волги, землечерпанием ежегодно вынималось 7–8 млн. м3 грунта и гарантировались глубины: от Рыбинска до Горького 1,4 м, от Горького до устья Камы 1,9 м, от устья Камы до Астрахани 2,15 м.

Длина трассы судового хода за счет ее спрямлений на водохранилищах сократилась на Волге на 96, на Каме - на 57 км. На Волге грузоподъемность судов возросла до 2 - 5 тыс. т, (до зарегулирования 0.6 - 1.0 тыс. т). Грузооборот на Волге возрос с 27.4 млн. т в 1930 г. до 300 млн. т в 1990 г. Пассажирские перевозки возросли за тот же период с 19 до 120 млн. человек.

Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих более 18 тыс. судов, в т.ч. 1500 пассажирских и грузопассажирских. Сейчас за год перевозится более 130 млн.тонн грузов и 19 тыс. пассажиров.

В Якутии речной транспорт наиболее дешевый способ доставки грузов (дешевле автомобильного и воздушного транспорта в 15 и 70 раз соответственно).

С 1950 по 2006 год доля водного транспорта в мировом грузообороте сократилась с 5,6% до 2,7%. В России за этот же период доля внутреннего водного транспорта сократилась с 8,8% до 2,1%. На долю Волги и ее притоков приходится >70% грузооборота речного транспорта России.

Водотранспортные попуски на Европейских ГЭС составляют от 25% (Воткинская) до 65% (Цимлянская) в расходной части водохозяйственного баланса водохранилищ.

Транспортный попуск из верхневолжского водохранилища на спаде весеннего половодья в среднем продолжается в течение 5 декад.

На реке Вилюй ниже Вилюйской ГЭС при средней продолжительности навигации около 140 суток нормальные судоходные условия обеспечиваются лишь в течение 30-40 суток.

На Нижнем Дону навигационные попуски в 4 раза превышают бытовые расходы, на Верхней Волге — в 2,5 раза, на Каме — в 2 раза, на Нижней Волге— в 1,5 раза.

При недельном и суточном регулировании выработки электроэнергии ГЭС колебания уровня воды в нижнем бьефе достигают амплитуды 2-3 м в сутки.

С учётом времени «добегания» провального уровня он наблюдается с задержкой 1-2 дня на расстоянии 30 — 40 км от ГЭС. Ниже Новосибирской ГЭС понижение уровня составляет: у входа в шлюзовой канал — 75см, на расстоянии 22 км — 55 см, 110 км — 40 см, 200 км — 30 см.

У Волжской ГЭС при сбросе воды через плотину, равном 30 тыс. м куб./с, на расстоянии 1 - 1,5 км от плотины высота волны бывает до 1 м.

При опорожнении камеры судоходных шлюзов уровень повышается на 25 – 40 см и понижается при возвращении отраженной волны на 15 – 20 см; общая амплитуда колебаний составляет 40 – 60 см.

Переформирования русла и фарватера в нижних бьефах из-за отложения наносов на перекатах занимают 10-15 лет.

В отечественной практике нет опыта искусственной стабилизации русла в нижних бьефах, аналогичного методу увеличения мутности потока путём его искусственной подпитки зернистым материалом, применяемого на реке Рейн ниже плотины Иффецхайм (Германия).

Ограничения для судоходства на Волге привели к потерям рабочих мест в этой отрасли. Примерно двадцати тысячам волжских речников пришлось менять профессию.

Потери грузов от неполного использования грузоподъемности судов из-за малых глубин на участке Городец - Н. Новгород за навигацию 2002 г. составили 505 тыс. т. с потерей доходов в 723.5 млн. руб.

Потери, которые несла компания ООО "Вижн Флот" от снижения уровня воды в Волге в интересах оптимизации выработки электроэнергии (уменьшение осадки судов с 3 м до 2,8 м) составили в 2004 г. 3. млн. руб. в месяц.

В результате создания Зейской ГЭС Россия лишилась полноценной Зейско-Селемджинской водно-транспортной магистрали протяженностью около 800 км.

Уникальные рельсовые судоподъемники Красноярской ГЭС сейчас трудятся лишь в сентябре, когда с верховий плывут баржи с сельхозпродукцией. На следующей плотине – у Саяно-Шушенской ГЭС – судоподъемники строить уже не стали, хотя река остается судоходной на протяжении еще более семисот километров.

Чебоксарский гидроузел должен был завершить создание пути с глубиной судового хода 4 метра. Однако, из-за отставания подготовки зон подтопления сельхозугодий и защиты городов в 1980 году решено заполнить водохранилище до промежуточной отметки 63,0 м. Гидроузел свыше 24 лет работает на водотоке при минимальном напоре в неустойчивом режиме. Через чебоксарские шлюзы не обеспечен безопасный пропуск судов с осадкой более 2,5-2,7 м по международному транспортному коридору «Север-Юг».