Сравнение капитальных затрат с ожидаемыми доходами

Сравнение капитальных затрат на реализацию проекта с доходами от реализации дополнительно полученной электроэнергии (ориентировочно – 4 млрд.рублей в год) зафиксированы в письме Правительства РФ от 28.05.2015 №3278п-П9 Президенту России. По расчетам Минэкономразвития при реализации проекта по поднятию уровня водохранилища при заявленных ОАО «РусГидро» капитальных затратах в сумме 117 млрд.рублей, увеличении располагаемой мощности с 575 до 1404 МВт и росте выработки электроэнергии с 2,18 до 3,57 млрд. кВт*ч чистая приведенная стоимость проекта будет отрицательной и составит за 60 лет минус 34,5 млрд.рублей.

Эту оценку следует дополнить еще некоторыми фактами.

Во-первых, согласно письма Правительства – отсутствует необходимость в строительстве этой мощности, поскольку она будет получена за счет ввода в эксплуатацию на территории Нижегородской области парогазовой ТЭЦ (900 МВт), новых мощностей Новогорьковской ТЭЦ (330 МВт) и Автозаводской ТЭЦ (440 Мвт).

Во-вторых, из письма Минэнерго РФ следует, что ввод в эксплуатацию дополнительной мощности гидроэлектростанции, т.е. увеличение ценопринимающего предложения в ЗСП «Вятка», повлечет неотбор электрической мощности генерирующих объектов, обеспечивающих покрытие тепловых нагрузок в регионе, а снижение стоимости суммарно выработанной электрической энергии в первой ценовой зоне (т.е. потери других энергетиков) может составить около 6 млрд.рублей.

В-третьих, поскольку согласно проекта Чебоксарское водохранилище после его наполнения до НПУ 68 м будет являться регулирующим, нет смысла говорить о том, что предусматриваемое поднятие решит проблему обеспечения устойчивого судоходства на участке от Балахны до Городецких шлюзов. Вместо обещанного гидроэнергетиками увеличения пропускной способности проблемного участка, водный транспорт будет иметь потери грузопотоков ввиду несоответствия новым условиям габаритов 12 мостов, под которыми должны проходить суда, оцениваемые в 900 млн.рублей в год в ценах на 3 квартал 2012 года (о плюсах и минусах создания водохранилищ для водного транспорта – см.Обзор Плотины и водный транспорт)

В-четвертых, поскольку, в результате подтопления, около 40% территории Заречной части Нижнего Новгорода окажутся непригодными для жизни людей и производственной деятельности, нависнет угроза над нижегородским метро - потребуется создание колоссальной дренажной системы стоимостью более 40 млрд. рублей без учета затрат на её содержание.

В-пятых, согласно письма Правительства Республики Марий Эл экономическая целесообразность проекта для Республики Марий Эл отсутствует по большинству параметров, в то время как будет затоплено 1,52% её площади.