Обзор 5. Предложения по порядку предоставления субсидий на региональные программы повышения энергетической эффективности

Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение» обсуждает проект процедуры и критерии составления РЕЙТИНГА региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Вопросы, замечания и предложения к тексту «Требований о порядке и условиям предоставления…» федеральных субсидий будут систематизированы и переданы разработчикам Постановления Правительства о порядке распределения субсидий, которое должно быть подготовлено в апреле 2011 года.

Сейчас модераторам Тематического сообщества наиболее часто задают вопросы представители предприятий, которых интересует процедура государственной поддержки их программ энергосбережения. Наименее определенной является ситуация, обозначенная в вопросе Главного энергетика Уралмашзавода (г. Екатеринбург) Немцова Анатолия Евгеньевича: - «Посоветуйте, пожалуйста, где можно получить информацию по получению государственных субсидий для предприятия. Мероприятия включены в региональную программу по энергосбережению». Если для поддержки проектов предприятий предусматривается механизм госгарантий по кредитам, то процедура доведения госсубсидий от программы региона (в случае её выбора по РЕЙТИНГУ) до реального предприятия остаются туманными. Мы просим высказаться участников Тематического сообщества, имеющих мнение или предложения о процедуре субсидирования проектов предприятий, включенных в лучшие региональные программы.

Наиболее общие вопросы и системные предложения.

  • И.А. Башмаков, директор ЦЭНЭФ: - «Вы делаете полезную работу. Что касается субсидий, то первую версию процедуры подготовил я. Могу Вам только послать первую версию этого порядка».
  • Сенова О.Н., Друзья Балтики/Климатический секретариат РсоЭС: - «Все здорово и очень полезно. Ниже пытаюсь в блиц-режиме ответить на Ваши вопросы….»
  • Юрий Буслович (Польша) – обратил внимание на возможность финансовой поддержки проектов энергосбережения в регионах России с использованием схем льготного и застрахованного кредитования польского экспорта технологии и оборудования со стороны Банк БГК СА (Банк Господарства Краёвэго АО). Этот пример мы сочли интересным для обсуждения схем субсидирования региональных программ энергосбережения и предоставления гарантий предприятиям по кредитам на энергосбережение.
  • Санжицыренова Р.К., Директор автономного учреждения Инфра Центр Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия: - «Согласна с оценкой программ, представленных на сайте "Субсидии регионам на энергоэффективность", особенно с оценкой методики расчета показателей. … Посылаю ответы на Ваши вопросы
  • Богданов А.Б. предоставил материалы о перекрестном субсидировании производства и передачи энергии, в которых содержатся следующие критерии, пригодные для оценки региональных программ энергосбережения:
    • “Удельная выработка электроэнергии на тепловом потреблении в субъекте Федерации;
    • Достижимый уровень экономии топлива субъектом Федерации при внедрении комбинированного производства тепловой энергии;
    • Коэффициент полезного использования топлива при выработке (потреблении) тепловой и электрической энергии в субъекте Федерации”.
  • Галиева Т.М. отметила, что в критериях оценки программ регионов…“почти все показатели относятся к сфере ЖКХ. Не следует ли ориентировать программу только на ЖКХ, а для промпредприятий создать другую программу, в которой их проблемы будут более детально развёрнуты? Может быть, создать два подраздела в единой программе?” Также она отметила, что… “если рейтинг нужен для выбора объектов, подлежащих софинансированию, то целесообразно его определять по процентному отношению предполагаемой экономии к предполагаемому потреблению без энергосбережения с учётом степени готовности и источников финансирования при дальнейшем рассмотрении”.

Конкретные вопросы и замечания по тексту Приложения №9 к госпрограмме энергосбережения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9 к государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»

ТРЕБОВАНИЯ к порядку и условиям предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

  1. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - субсидии, программа).
  2. Отбор субъектов Российской Федерации для получения субсидий должен осуществляться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, на основании заявок, подаваемых субъектами Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
  3. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
    • доля софинансирования из федерального бюджета не может превышать 100 процентов средств, выделенных в соответствующем году из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию программы (мероприятий программы);
    • объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации не может превышать 500 млн. рублей.
  4. Заявки на участие в отборе претендентов для получения субсидий рассматриваются при соблюдении следующих требований:
    • а) программа соответствует требованиям, предусмотренным статьей 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
    • б) программа содержит мероприятия по информационному обеспечению на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также предусматривает финансовую поддержку установки приборов учета для малоимущих граждан;
    • в) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвержден документ, фиксирующий объемы потребления и производства энергетических ресурсов за 2009 год в субъекте Российской Федерации (топливно-энергетический баланс);
    • г) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвержден календарный поквартальный план реализации программы с указанием ответственных лиц по каждому мероприятию;
    • д) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций и перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно;
    • е) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов установлены тарифы на электрическую энергию для населения, дифференцированные по времени суток; Санжицыренова Р.К. В Республике Бурятия двухставочный тариф на электрическую энергию для населения пока не введен. Для того чтобы разработка республиканской программы и, соответственно, участие в распределении субсидии не ставилась в зависимость от единственного фактора, предлагаю данный пункт изменить: «е) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов установлены тарифы на электрическую энергию для населения, дифференцированные по времени суток либо по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации данный тариф вводится в действие не позднее 1 января 2012 года ;»
    • ж) определены орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, уполномоченные представлять информацию для включения в государственную информационную систему, и информация об указанных органах должна быть получена Министерством энергетики Российской Федерации (почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта, фамилия и имя ответственного лица);
    • з) определен уполномоченный орган на уровне субъекта Российской Федерации по контролю за выполнением программы. Галиева Т.М. В этих предложениях я вижу только широчайшее поле для деятельности чиновников по составлению всевозможных справок. Пока субъект, потребляющий энергоресурсы, не будет иметь прямой материальной выгоды от энергосбережения - мы ничего не добьемся. Субсидии будут добываться всеми правдами и неправдами.
  5. Все представленные в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти программы, которые соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа, ранжируются в зависимости от набираемых баллов (высший рейтинг получают программы с максимальным значением этого показателя).
  6. Определение рейтинга осуществляется в 2011 году в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и который должен предусматривать оценку программы исходя из совокупности следующих критериев:

    • а) степень готовности субъекта Российской Федерации к работе по энергосбережению, определяемая исходя из следующих показателей:
      • доля муниципальных образований, где утвержден перечень приоритетных многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
      • доля муниципальных образований, где утвержден топливно-энергетический баланс;
      • доля муниципальных и региональных бюджетных учреждений, для которых отпуск тепловой энергии осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля муниципальных и региональных бюджетных учреждений, для которых отпуск электрической энергии осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля муниципальных и региональных бюджетных учреждений, для которых отпуск воды осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля многоквартирных домов, для которых отпуск тепловой энергии осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля многоквартирных домов, для которых отпуск электрической энергии осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля многоквартирных домов, для которых отпуск воды осуществляется на основании показаний приборов учета;
      • доля муниципальных и региональных бюджетных учреждений, прошедших обязательные энергетические обследования;
      • доля муниципальных образований, в которых назначены ответственные за реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • б) эффективность программы и эффективность использования бюджетных средств, определяемая исходя из следующих показателей:
      • запланированный потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде и системах коммунальной инфраструктуры к 2015 году; Санжицыренова Р.К. Надо уточнить – «в многоквартирном жилищном фонде».
      • запланированный потенциал энергосбережения в энергетике и промышленности к 2015 году; Санжицыренова Р.К. Надо уточнить – «по крупным и средним предприятиям».
      • эффективность вложения бюджетных средств по программе; Санжицыренова Р.К. Необходимо определить методику расчета эффективности.
    • в) проработанность внебюджетных источников финансирования, определяемая исходя из следующих показателей:
      • наличие утвержденного документа о предоставляемых льготах по налогам в зависимости от показателей энергоэффективности предприятий субъекта Российской Федерации; Санжицыренова Р.К. Надо уточнить – «в части налогов, регулирование которых относится к полномочиям субъектов Российской Федерации».
      • наличие примерной конкурсной документации для заключения энергосервисного контракта бюджетными учреждениями;
      • наличие заключенных бюджетными учреждениями энергосервисных контрактов; Санжицыренова Р.К. Надо уточнить, что имеется ввиду – сам факт наличия таких контрактов или только доля бюджетных учреждений, заключивших энергосервисные контракты.
    • г) уровень социальной поддержки, определяемый исходя из следующих показателей:
      • отношение объема средств в тысячах рублей, предусмотренного совокупно местными бюджетами и бюджетом субъекта Российской Федерации на 2011 год для финансирования установки приборов учета малоимущим слоям населения, приходящегося на 1 малоимущего в субъекте Российской Федерации (под малоимущим понимается гражданин со среднемесячным доходом ниже прожиточного минимума за предшествующий календарный год), к среднемесячному доходу граждан в субъекте Российской Федерации в предшествующем календарном году;
      • доля малоимущих граждан субъекта Российской Федерации, в отношении которых предусмотрена финансовая поддержка по установке приборов учета;
    • д) уровень информационной поддержки и обучения, определяемый исходя из наличия в программе мероприятий по организации обучения специалистов бюджетных учреждений и муниципалитетов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • е) состояние экологии и использования возобновляемых источников энергии, определяемое исходя из следующих показателей:

      • наличие плана мероприятий по утилизации ртутьсодержащих ламп у населения;
      • доля муниципальных образований, где организован сбор ртутьсодержащих ламп у населения (стационарные или передвижные пункты сбора); Галиева Т.М.: Вопросы экологии (ртутные лампы, хотя эффективность их применения в быту проблематична) необходимо решать, но в комплексе с другими проблемами экологии - батарейки, мобильники, электроника и пр. Неясно, какая ведущая организация будет контролировать ход выполнения предполагаемых мероприятий, хотя, исходя из вышеизложенного, это не главная проблема в этой работе.
      • наличие планов по минимизации использования мазута для котельных к 2015 году. Сенова О.Н.: Здесь хотелось бы все-таки видеть ВИЭ (возобновляемые источники энергии). На уровне муниципалитета этого уже хотелось бы ожидать. Мироненко О.Н.: "Приведенные показатели не раскрывают вопроса вынесенного в название раздела, их необходимо дополнить показателями, касающимися возобновляемых источников энергии. Например:

        • наличие программы (плана, стратегии) развития возобновляемых источников энергии на территории субъекта;
        • доля энергии, полученной за счет возобновляемых источников энергии.

        Кроме того, из поля зрения выпал вопрос об утилизации ртутьсодержащих ламп от бюджетных учреждений. Практика показывает, что в сметы на финансирование данных учреждений такие расходы обычно не закладываются. Поэтому возможно добавить показатель:

        • наличие плана мероприятий (программы и т.п.) по утилизации ртутьсодержащих ламп от учреждений бюджетной сферы.”
  7. Выделение средств федерального бюджета для софинансирования в 2012 году и далее осуществляется исходя из оценки достижения установленных в программах значений целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.